Обобщение позитивного опыта работы с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка на тему
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников в учреждении - это сохранение здоровья воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад № 109»
ОБОБЩЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Руководитель:
Черныш Вера Николаевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
606019, г. Дзержинск ,
ул. Пирогова, д.21 «А»
22-16-44
Г. Дзержинск, 2016г.
Одной из главных задач, стоящих перед воспитателями является воспитание здорового подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.
К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Особую тревогу вызывает рост числа детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие. Мы не можем равнодушно относиться к ухудшению здоровья, неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Отсюда и возникла востребованность здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Раздел по ЗСД имеется в Программе развития образовательной организации нашего дошкольного учреждения. Главная цель в воспитании и образовании дошкольников в нашем учреждении - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые мы решаем в процессе своей деятельности. На занятиях мы учим детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, т.е. осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Для решения этой проблемы поставили перед собой следующие приоритетные задачи:
- мониторинг состояния здоровья и психического развития детей;
- создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей;
- внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности;
- взаимодействие с родителями.
Мониторинг состояния здоровья мы проводим по результатам диагностики и фиксируем в паспорте здоровья, который есть у каждого ребенка. Он заводится при поступлении ребенка в детский сад и дополняется новой информацией до выпуска в школу.
В детском саду создана здоровьесберегающая среда на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности.
В учреждении функционируют музыкальный зал, физкультурный зал совмещен с музыкальным, медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.
В группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, есть спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу, «тропа здоровья», помогающая включать в работу все группы мышц, а также способствующая массажу стоп и профилактику плоскостопия: это вязанные коврики, лотки, наполненные галькой, ребристая доска.
В своей работе используем следующие здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно- оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна.
- технологии, обеспечивающие социально- психическое здоровье: пальчиковая гимнастика.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработали модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физ.минутки, динамические паузы, гимнастика после дневного сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия.
В нашем дошкольном учреждении существует преемственность и непрерывность обучения культуре здоровья, ЗБОЖ на всех возрастных ступенях. Начиная со второй младшей группы и до выпуска детей в школу с целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии, применяем разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей. В содержание занятий включаем специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений, упражнения на формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения для релаксации, способствующие расслаблению.
В нашем детском саду ведется профилактическая работа по предупреждению заболеваний. Была организована выставка рисунков в рамках Европейской недели иммунизации, участвовали в конкурсе плакатов «Я люблю спорт».
Мы ежегодно участвуем в массовых мероприятиях здоровьесберегающей направленности: городские соревнования «Сильные, смелые, ловкие»
Большое внимание уделяем формированию у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. В нашем детском саду прошел День открытых дверей, на котором родители увидели как детки правильно и вкусно питаются в детском саду.
Вот уже 19 лет наш детский сад, а в частности старшая группа ведет социальное партнерство по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни - сотрудничает с Эколого - биологическим центром и занимается реализацией программы «Разговор о правильном питании» под ред. М.М.Безруких. Цель программы - формирование у детей необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Составили перспективный календарно - тематический план, в котором написали темы занятий, методы работы, работу с родителями, у
каждого ребенка есть рабочая тетрадь - очень интересное и красочное пособие. В ней дети рисуют, пишут, используют наклейки, решают кроссворды.
На занятиях мы обсуждаем с детьми какие фрукты можно добавить в кашу, чтобы сделать ее вкусней и ароматней, придумываем запеканки с различными наполнителями: изюм, орехи, курага, учимся украшать блюда, делать салаты, зарисовываем придуманные блюда. Разыгрываем сценки, как витамины попадают в организм человека, сочиняем вместе с детьми загадки о полезных продуктах, придумываем сказки, что может произойти с человеком ,если он ест вредные продукты.
В старшей и подготовительной группе создан уголок «Здоровье - наша жизнь», где подобраны дидактические игры, пособия, книги, помогающие привить детям основы правильного питания.
Наша работа не стоит на месте, мы всегда двигаемся вперед маленькими, но верными шагами. Ежегодно мы участвуем в городских конкурсах по разработке методических пособий для работы с детьми, в конкурсах исследовательских работ и детских проектов по данной тематике.
Нами был разработан план-проект по очистке воды разными способами, чтобы дети поняли, что воду из под крана пить нельзя, её надо очищать, кипятить, пить достаточное кол-во;
- план-проект «От семечка до яблочка». В ходе выполнения проектной работы использовались разнообразные формы и методы изучения данной темы, опытническая деятельность, разрешение проблемных ситуаций, привлекали родителей к составлению рецептов;
- провели исследовательскую работу «Хлеб-батюшка-кормилец», в которой была разработана и проведена серия опытов по выращиванию семян ржи, пшеницы. В ходе исследовательской работы дети на наглядном примере убедились, что хлеб имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма.
- был снят «Веселый фильм о том, что вкусно и полезно». Вместе с детьми мы сочинили сказку «Теремок на новый лад», в которой дети рассказали о пользе овощей и здорового питания; заняли первое место;
-дети подготовительной группы подготовили сказку «Репка» на новый лад, в которой рассказали детям младшей группы о пользе овощей.
-участвовали в городском конкурсе детских проектов «Где щи тут и нас ищи», в котором дети познакомились с самым древним рецептом русских щей; заняли первое место;
-участвовали в городском конкурсе семейной фотографии «Вкусная картина», в которой изобразили сюжет живописной картины, связанной с темой питания; заняли первое место;
-участвовали во всероссийском творческом конкурсе «Здоровье нации», получили дипломы II и III степени;
- участвовали во всероссийском конкурсе детского рисунка«Витамины для здоровья»;
- приняли активное участие в муниципальном этапе XII Всероссийской Акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»;
- участвовали в всероссийском творческом конкурсе: «Рассударики», получили диплом Победителя (II место) и Лауреата в номинации: «Творческие работы и методические разработки педагогов», диплом Дипломанта в номинации: «Детские исследовательские и научные работы, проекты».
Реализуя программу «Разговор о правильном питании» мы убедились, что программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, дети охотнее включают в свой рацион продукты питания, содержащие полезные для организма вещества. И ещё программа положительно влияет на уровень организации питания в семье, дает родителям возможность получать интересную информацию и уделять своему ребенку больше внимания. В нашем детском саду был проведен праздник совместно с родителями «Лучики здоровья», на котором дети с родителями путешествовали по стране здоровья и сообща преодолевали препятствия.
Приоритетными задачами на перспективу считаем:
- Повышение уровня профилактики респираторных заболеваний, которое включает:
1) повышение индекса здоровья
2) снижение количества часто болеющих детей
- Повышение уровня теоретический знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни
- Улучшение материально-технической базы.
Только при слаженной работе коллектива и родителей мы достигнем желаемого результата – воспитаем здорового, физически крепкого и гармонично развитого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.
В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...
Обобщение опыта по теме: "Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий"
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовател...
Мастер-класс по проведению индивидуальной работы в логоуголках с использованием здоровьесберегающих технологий для молодых педагогов с воспитанниками ОВЗ, детьми – инвалидами.
Материал для молодых педагогов...
Обобщение опыта с родителями на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника"
Обобщение опыта с родителями на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника"...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме «Использование инновационных технологий в образовательном процессе»
Использование инновационных технологий в вобразовательном процессе...
Консультация Обобщение позитивного опыта работы с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников в учреждении - это сохранение здоровья воспитанников....
План работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте....