Здоровьесбережение детей в ДОУ
статья (младшая группа) на тему
сохраниение и укрепление физического и психческого здоровья детей, совершенствование их физического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
укрепление и сохрание физического и психического здоровья детей | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оздоровительной работы
с детьми разного возраста
Цель оздоровительной работы в детском саду – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
В систему оздоровительной работы в детском саду входят: создание условий, способствующих благоприятному развитию организма; организация рациональной двигательной активности детей; проведение специфической и неспецифической иммунопрофилактики.
Для эффективного оздоровления воспитанников в детском саду необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Кроме того, особое внимание следует уделять следующим мероприятиям:
- проветривать в соответствии с графиком помещения, в которых находятся дети;
- дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
- укоротить шторы на окнах для обеспечения естественного освещения;
- не загромождать групповые и спальные помещения мебелью;
- дважды в год выносить постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) на солнце и мороз;
- дважды в год чистить ковровые изделия (летом – стирка, зимой – чистка снегом);
- правильно подбирать и расставлять комнатные растения;
- своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
- соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
- во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Можно выделить следующие формы организации двигательной активности:
- занятия в физкультурном зале, спортивной площадке;
- плавание в бассейне;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- оздоровительный бег;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулках и в группе;
- физкультурные досуги, праздники, "Дни здоровья" и т. п.
При организации двигательной активности воспитанников необходимо применять индивидуальный подход и помнить о том, что физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической зрелости. Двигательную активность следует сочетать с общедоступными закаливающими процедурами. При этом обязательно включать в комплекс физического воспитания элементы дыхательной гимнастики.
Для укрепления здоровья воспитанников в детском саду проводится специфическая и неспецифическая иммунопрофилактика.
Цель специфической иммунопрофилактики – усилить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями является вакцинопрофилактика. Вакцинация детей осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утв. приказом Минздрава России от 27.06.2001г. № 229.
Неспецифическая иммунопрофилактика представляет собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
- фито- и витаминотерапия, которые проводятся в соответствии с годовым планом;
- закаливающие мероприятия;
- физиопроцедуры;
- дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж.
Одним из основных направлений оздоровления детей является закаливание.
Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием на организм ребенка того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.
В ДОУ используются следующие методы закаливания:
- контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны).
Обязательным условием проведения воздушных ванн является поддержание оптимальной температуры воздуха в помещениях: 18–20 °C;
- хождение босиком;
- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде;
- полоскание горла (с 2,5–3 лет).
Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать.
Правильным принято считать медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение и газообмен, обеспечить вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению организма.
Универсальным является обучение детей четырехфазовым дыхательным упражнениям.
Каждое упражнение состоит из равных по времени этапов:
1-й – вдох (расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких);
2-й – пауза;
3-й – выдох (приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких);
4-й – пауза.
В начале обучения продолжительность каждого этапа составляет 2–3 сек, затем – до 7сек.
Комплекс дыхательных упражнений необходимо выполнять сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется во время занятий класть одну его руку на грудь, другую – на живот (сверху зафиксировав их руками взрослого – педагога, медицинского работника, родителя) для контроля полноты дыхательных движений. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя нельзя нагибаться вперед. Все упражнения делаются по 3–5 раз.
После выполнения упражнений рекомендуется приступать к самомассажу.
Обучение воспитанников рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала тело ребенка массирует взрослый, затем, положив свои руки на руки ребенка, он продолжает массаж. После совместного выполнения процедуры воспитанник может делать массаж самостоятельно. Важно попросить ребенка описать свои ощущения до и после массажа.
Нормативные документы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049–13", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. №26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Здоровьесбережение детей средствами продуктивной деятельности
Значение тестопластики в дошкольном возрасте. Организация образовательной деятельности детей с использованием соленого теста....
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....
Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....
Рабочая программа по взаимодействию с родителями детей второй младшей группы "Фиалка" по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"
Рабочая программа по взаимодействию с родителями детей второй младшей группы "Фиалка" по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...