Терапевтические возможности искусства в системе здоровосбережения дошкольников
материал на тему
Одной из функций системы образования, помимо обучающей, воспитательной и развивающей, является здоровьесберегающая функция. Под термином «здоровьесбережение» обычно понимают укрепление психологического и физического здоровья человека. Существует система, которая позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, причем опирается она не на разум, а на сердечное восприятие. Такой системой может быть назван традиционный русский фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ММБДОУ д/с № 76 «Звездный»
Отчет работы по самообразованию
Тема: «Терапевтические возможности искусства в системе здоровосбережения дошкольников»
Воспитатели:
Каркищенко Н.И.
г. Смоленск 2015
Одной из функций системы образования, помимо обучающей, воспитательной и развивающей, является здоровьесберегающая функция. Под термином «здоровьесбережение» обычно понимают укрепление психологического и физического здоровья человека. Существует система, которая позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, причем опирается она не на разум, а на сердечное восприятие. Такой системой может быть назван традиционный русский фольклор.
На грани 20-21 вв. был введен термин «фольклоротерапия», определяемый, как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизирующее воздействие на личность. Фольклор рассматривается как этнокультура, как комплекс народного художественного творчества.
В связи с особенностями социальной ситуации в стране, представляется весьма значимым исследование возможностей психотерапевтического и психолого-педагогического воздействия на личность средствами национального фольклора. Одной из важнейших задач такого воздействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое конструктивное влияние на формирование личности человека, разрешение им возникающих проблем и трудностей.
В последние годы возрастает интерес к фольклоротерапии. Общество, как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в источниках народностей. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально, как народная мудрость.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разных режимных моментах.
В нашей группе фольклоротерапии уделяется большое внимание, как средству сохранения и формирования социального здоровья.
По данной теме был составлен перспективный план работы.
Перспективный план работы на 2014-2015 г.
Дата | Тема | Содержание | Литература | Работа с родителями |
Сентябрь-октябрь | «Фольклор – как одно из средств приобщения детей к народному творчеству» | Детский фольклор – особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических музыкально-поэтических жанров фольклора. Разработан перспективный план непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора. | Программа О.А. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ф.С. Капица «Русский детский фольклор». | Конкурс «Игрушка моя замечательная». Консультация «Использование фольклора в развитии ребенка – дошкольника. Папка-передвижка: «Потешки для плачущего ребенка». |
Ноябрь-декабрь | Фольклоротерапия | «Фольклоротерапия», определяемая как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизирующее воздействие на личность. Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, как комплекс видов народного творчества «Моя семья». | И.В. Никишина «Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ». М.Ю. Картушина «Забавы для малышей». | Анкетирование «Фольклор – что это?» Ширма «Народный календарь». Папка-передвижка: «Потешки во время еды». |
Январь-февраль | Использование малых фольклорных форм, как средство воспитания культуры речи | Произведения народного творчества можно использовать во всех режимных моментах (играх, в умывании, в укладывании спать, в непосредственно образовательной деятельности). «В гостях у бабушки». «Петя, Петя, петушок, золотой гребешок». «В гостях у хозяюшки». Развлечение «К бабушке-Забавушке». | Журнал Д/в №9, 91, стр.20, Д/в №4/80. Статья Л. Павлова, Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей». И.А. Бойчук «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с народным творчеством». | Собрать библиотеку «Песенки, потешки для детей». Консультации «Поиграйте с детьми». |
Март-апрель | Музыкальный фольклор, как средство нравственно-эстетического воспитания | Знакомство детей с разными песенками на музыкальном занятии. Развлечение «К бабушке-Забавушке». | Д/в №10 2003 г. «Фольклор для маленьких». М.Ф. Литвинов «Русские народные подвижные игры». Д/в №7 2012 г. «Русские народные подвижные игры». А.Ф. Камаев «Народное музыкальное творчество». | Досуг «Путешествие по песенкам». Консультация «Баюшки-Баю». «Игры на камнях». |
Май | Создание картотеки малых фольклорных форм по лексическим темам. | Детская художественная литература с разным жанром фольклора. Настольно-печатные игры, пазлы по потешкам. Народные игрушки. | Д/в №7 2012 г. | Изготовление игрушек по потешкам своими руками. Консультация «Пальчиковые игры в развитии детей». Создание пальчикового театра «Репка». |
Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе непосредственно образовательной деятельности, поэтому так же составила перспективный план.
Здоровосберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к русскому народному фольклору, представляющий собой сложную синкретическую систему. Способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания и ценностных ориентаций. Обогащение эмоционального, творческого, этнокультурного опыта на занятиях и дома помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создают в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека. Занятия по фольклоротерапии способствуют здоровосбережению самого ребенка и созданию здоровосберегающего образовательного пространства, включающего в себя эмоционально-поведенческое подпространство. Они органично входят в контекст здоровосберегающей педагогики – нового направления в педагогической науке и практике, связанной с разработкой и внедрением в образовательный процесс здоровосберегающих технологий, создание здоровосберегающей среды.
В итоге же через мир искусства, и, в частности, мир народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терапевтические возможности музыкального искусства.
Использование музыкотерапии в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности ДОУ....
"Терапевтические возможности музыкального искусства в системе здоровьесбережения дошкольников"
« ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙг. Ряза...
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Народное и декоративно - прикладное искусство в системе ценностей культуры.
Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью и взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных художников....
Современные проблемы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровосбережения дошкольников
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли ...
Консультация для педагогов по теме: "Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в ДОУ"
Познакомить участников с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике....
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога
Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия...