Статья "Веселый рюкзачок"
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Веселый рюкзачок»
Исаева Л.В. г.Нижневартовск
МАДОУ №34 «Дюймовочка»
Здоровье малышей является одним из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё более высокие требования к здоровью человека. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поставленную задачу в дошкольном учреждении можно выполнить при наличии надлежащих условий:
- расширение дополнительных услуг физкультурно-оздоровительной направленности для двигательной деятельности детей;
- усовершенствование материально-технической базы для предоставления дополнительных услуг.
Введение в дошкольном учреждении спортивной секции «Веселый рюкзачок» направлено на развитие и совершенствование двигательных навыков и умений детей среднего возраста с использованием пособий в природном окружении.
Занятия с дошкольниками среднего и старшего возраста в кружке «Веселый рюкзачок» построено с учетом индивидуальных и психологических возможностей детей и включает в себя:
- формирование знаний детей о сезонных явлениях, формирование первоначальных знаний, умений, навыков в проведении небольших исследований объектов природы, а также навыков бережного отношения к природе, умения анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы;
- туристические прогулки, способствующие усвоению теоретических и практических туристских знаний, умений формирование у дошкольников интереса к туристической деятельности;
- спортивные игры - развитие выносливости, дыхательной системы, совершенствование физических качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки;
- спортивные соревнования - воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости), формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- игры на ориентировку в пространстве (мини маршруты, ориентировка по карте, изучений маршрутных схем).
Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. Рекомендуется проведение практических занятий по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, прогулок-поисков, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т.п., адаптированных в соответствии с возрастными особенностями дошкольников среднего возраста.
Физкультурно-оздоровительная работа: двигательный и познавательный материал программы закрепляется и совершенствуется на утренних и вечерних прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристической направленностью. Время на выполнение не регламентируется. Однако педагог должен учитывать предыдущую деятельность детей и знать допустимые для этого возраста нагрузки.
Варианты физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма:
• по типу физкультурного занятия (упражнения в непринужденной форме с учетом интересов детей);
• самостоятельное выполнение двигательных и познавательных заданий под руководством педагога.
Занятия спортивной секции «Веселый рюкзачок» проводятся 1 раз в неделю, в спортивном зале, либо на улице, продолжительность занятий – 20- 25 минут. Их целесообразно планировать в те дни, когда проводятся познавательные занятия (применяя интеграцию познавательных областей: познание, физическая культура и безопасность).
Деятельность туристического кружка оказывает ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. С помощью наблюдений и практических заданий ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и их связь со средой. Продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного физического качества, как выносливость.
В качестве важного звена формирования оздоровительной физической культуры и спорта рассматривается развитие детской мотивации, направленной на удовлетворение индивидуально-необходимой потребности ребенка в движении. При этом предусматривается воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью через образовательные элементы креативной педагогики.
Основная цель туристических прогулок - оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент - неожиданное задание или интересная встреча (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность дошкольникам еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «поход». Туризм в детском саду - это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например. В игровой форме выполняется полученное задание, подводятся итоги.
Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого всем предоставляется возможность потрогать, понюхать, попробовать, если это безопасно. На занятиях широко используются такие формы обучения, как занятие-игра, занятие-поход, занятие-путешествие, стремимся к тому, чтобы процесс обучения был активным, ибо активность - индикатор и фактор развития.
К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристские упражнения прикладного многоборья. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных и лыжных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а также предметы личного и группового снаряжения.
Программный материал реализуется в трех организационных формах: образовательной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.
Опыт походной жизни помогает сформировать у детей самостоятельность, организованность, а также приобщение к бережному поведению в природе, приобретений экологических представлений о явлениях природы.
Таким образом, ведение кружка «Веселый рюкзачок» в детском саду способствует:
1.Повышению интереса воспитанников к туристической деятельности и занятиям туризмом;
2.Формированию простейших туристских умений и навыков детей;
3.Развивитию таких качеств, как организованность, коллективизм, взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе;
4.Формированию представления и практических умений воспитанников в проведении исследований объектов природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристический слёт для подготовительных групп: "Маршруты рюкзачка"
27 сентября - ДЕНЬ ТУРИСТА...
Сценарий туристического похода в старшей группе «Маршруты рюкзачка»
Сценарий туристического похода в старшей группе...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] "Загадочный рюкзачок"
Представлен конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (су-джок терапия) по автоматизации звука [р]....
Дидактический рюкзачок "Божья коровка"
Рюкзачок изготовлен из плотной ткани в виде жучка – «Божья коровка». Все материалы безопасны, легко стираются. Божья коровка может служит украшением игровой комнаты: прикрепить на ст...
Туристический слёт для дошкольников с региональным компонентом «Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего района»
Туристический слет для дошкольников с региональным компонентом "Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего района"...
Волшебный рюкзачок
Информационно-познавательный проект «Волшебный рюкзачок»...