Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом
физкульутно-оздоровительного направления развития
детей.
Выполнила: воспитатель
Никифорова Л.А.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.
Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. В нашем детском саду есть такие узкие специалисты, как физкультурный и музыкальный работники. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).
Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социо-культурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане. В работе с родителями мы используем различные формы работы:
Индивидуальные и групповые беседы.
Родительские собрания.
«Круглые столы».
Семинары.
Тренинги.
Чаепития.
Спортивные соревнования, КВНы.
Экскурсии.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Проблемами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и изучением семьи занимаются Н.И.Мушенок, Т.А.Данилина, В.А.Волкова, Е.П.Арнаутова, М.Ю.Картушина, О.Л.Зверева, А.В.Козлова, Т.Н.Дронова и многие другие. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д. В настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении, в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность, а так же не всегда учитываются запросы родителей в содержании педагогических знаний.
Современная концепция сотрудничества включает 2 традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы: информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, и третий этап — оказание педагогической поддержки семье, т.е. повышение ее педагогической осведомленности.
Таким образом, современная точка зрения рассматривает родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
Путем анкетирования выявлялся воспитательный потенциал семьи и их информационные запросы, что в последствии послужило основанием для распределения родителей по группам и оказания им действенной дифференцированной помощи.
Педагогическая осведомленность родителей включает следующие компоненты:
· Степень участия родителей в воспитательном процессе.
· Понимание и осознание ответственности за физическое развитие ребенка.
· Уровень педагогический знаний родителей (знания о развитии, воспитании и обучении детей).
· Стиль педагогического общения с ребенком (практические умения по организации жизнедеятельности ребенка в семье, осуществления воспитательной деятельности).
Подтверждается предположение, о том, что вопросы оздоровления в большей степени волнуют родителей. И это правомерно, так как детский сад укомплектован детьми часто болеющими, с ослабленным здоровьем.
Нами проводятся как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьей: круглые столы с приглашением специалистов разного рода (медицинских работников, физкультурных работников и др.), устные журналы, особый интерес у родителей вызвала «Школа здоровья». Вся работа, ее содержание и формы организации согласовывалась с запросами родителей.
Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что данная система работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей, а наиболее эффективными методами являются интерактивные методы работы.
Успешной работе ДОУ по повышению педагогической осведомленности родителей будут способствовать постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение интерактивных форм работы ДОУ с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.
Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей.
Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения.
Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые помогают нам в нашем детском саду осуществлять необходимые возможности:
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
Конференции родителей и воспитателей.
Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Как использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
Член родительского совета.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Как развивать работу, направленную на родителей?
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-,аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Что могут делать родители в детском саду:
- приносить различные игрушки для общих игр;
- собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;
-участвовать в праздниках (например, в спортивных мероприятиях праздников «День именинника», и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...
Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...
Перспективный план работы с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды через сенсорное развитие детей 2019-2020г.
Перспективный план работы с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды через сенсорное развитие детей2019-2020г....
Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 учебный год (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Целенаправленное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи в воспитании детей, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, содействовие единству целей...
Работа с родителями в условиях ДОО с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей
Презентация с системой работы...