Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи по теме
Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости. Поэтому одной из важнейших задач исследования явилось изучение готовности родителей к сотрудничеству с логопедической группой. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанной анкеты и оценивался по таким параметрам – адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, степень инициативы в плане сотрудничества с логопедической группой, продуктивность использования педагогических и медицинских рекомендаций. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, с одной стороны, оказалось необходимым условием осознанного участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, с другой стороны, явилось важным фактором, способствовавшим развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей.
В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности. Учитывая, что значительная часть детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посещает дошкольные логопедические группы, возникла необходимость разработки методического обеспечения работы с родителями с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы.
Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости. Поэтому одной из важнейших задач исследования явилось изучение готовности родителей к сотрудничеству с логопедической группой. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанной анкеты и оценивался по таким параметрам – адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, степень инициативы в плане сотрудничества с логопедической группой, продуктивность использования педагогических и медицинских рекомендаций. Результаты исследования позволили выявить различные уровни родительской мотивации к сотрудничеству с логопедической группой: высокий, средний и низкий.
Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями:
-адекватно воспринимали состояние ребенка, были готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимали его важность и необходимость.
-проявляли инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушивались к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми.
Родители со средним уровнем мотивации также адекватно воспринимали состояние ребенка, не отрицали необходимость сотрудничества с дошкольным учреждением, но при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашались со всеми доводами педагогов, но мотивировали свою пассивность недостатком времени.
Родители с низким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями:
Отсутствие адекватной оценки родителями состояние речи ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявлялась в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимались.
Из общего количества исследуемых семей родители с высоким уровнем мотивации составили самую малочисленную группу – 4 семьи (20%), со средним уровнем мотивации к сотрудничеству выявлено 10 семей (50%) довольно многочисленной была группа родителей с низким уровнем мотивации – 6 семей(30%).
Цель нашего исследования заключалась в разработке содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста.
Нами предполагалось, что одним из важнейших путей оптимизации работы по преодолению ОНР у детей является создание такой системы сотрудничества логопеда с семьей, которая предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях, а также учет разных уровней мотивации родителей к сотрудничеству.
Экспериментальное исследование проводилось в течение 4-х лет в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения. В эксперименте участвовали родители 20 детей 5-7 лет с недоразвитием речи.
Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР мы выделяли три этапа:
Первый – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи;
Второй - последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению ОНР у детей;
Третий- развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством логопеда. Обучение родителей проводилось нами с использованием метода активного педагогического консультирования на основе сотрудничества с семьями детей ОНР.
Первый этап обучения предполагал решение следующих задач: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству, формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка, информирование родителей о результатах обследования детей, обучение взрослых наблюдению за ребенком в домашних условиях.
Перевод на следующий этап экспериментального обучения осуществляется и нами с учетом следующих критериев :
Осознание родителями своей роли в совместной работе с логопедом и с ребенком в семье;
Овладение умением наблюдать за поведением и деятельность ребенка в различных ситуациях;
Получение необходимых знаний об особенностях развития ребенка с ОНР.
В процессе второго этапа эксперимента предусматривалось последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы. В связи с этим нами были выделены следующие задачи: познакомить родителей с программой коррекционного обучения детей с ОНР; расширить их знания по проблемам общего психического и речевого развития детей с данной речевой патологией; обучить родителей некоторым коррекционным приемам работы с ребенком в семье.
На третьем этапе сотрудничество логопеда и семьи нами решались следующие задачи:
Определение эффективных приемов работы семьей ребенка; закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания, стимулирование творческой деятельности родителей в коррекционном обучении дошкольников; применение различных форм контроля за выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях.
Система целенаправленной работы с родителями предполагала выработку методов дифференцированной помощи родителям, учитывающих уровни их мотивации Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызывали родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности индивидуальное консультирование .Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов:
- Задачи первого этапа создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа.. Содержание беседы определяется задачами этапа.
- В ходе краткой первичной беседы исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке., включая результаты его обследования, но и тогда требуется облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка.
- Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.
На этапе собственно коррекционной работы наиболее эффективными оказались следующие формы:
-совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
-анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместная выработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи .
-индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом артикуляционная гимнастика, психогимнастика)
Выбор групповых форм взаимодействия определялся с учетом уровней родительской мотивации. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована во второй половине учебного года.
Таким образом ,формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.
В ходе контрольного эксперимента мы оценили эффективность проводимой нами работы с родителями. Проведение анкетного опроса родителей в конце учебного года позволило выявить наиболее результативные формы сотрудничества логопеда с семьей ребенка, имеющего ОНР. Необходимость и целесообразность практических семинаров и тематических консультаций отмечали 67 % опрошенных нами родителей экспериментальной группы. Все участники эксперимента наиболее эффективной формой взаимодействия назвали «Час семьи». Участию в логопедических занятиях и индивидуальным беседам отдало предпочтение 33% опрошенных.
Участие в обучающих мероприятиях, по мнению родителей, способствовало повышению их знаний о содержании специального обучения детей с ОНР (78%), помогло осознать свою роль в коррекционном воспитании ребенка с данным видом речевой патологии (89%), изменить отношение к личности ребенка (67%), характер общения с ним (78%). 89% от общего числа опрошенных нами семей считают себя активными помощниками детей в преодолении у них трудностей речевого развития.
В ходе анкетирования родителей по проблемам общего недоразвития речи у ребенка нами выявлено, что всеми участниками эксперимента осознается специфика данного вида речевой патологии.
Результаты обучающего эксперимента показали, что использование разработанной нами системы сотрудничества логопеда и семьи способствовало повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей экспериментальной группы. Определение содержания и дифференцированных форм взаимодействия логопеда и родителей, обеспечило повышение уровня родительской мотивации к сотрудничеству с логопедической группой (высокий 40%, средний 60%). Одним их важнейших итогов такой работы стало возрастание коррекционно-педагогического потенциала каждого участника процесса воспитания детей с общим недоразвитием речи. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, с одной стороны, оказалось необходимым условием осознанного участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, с другой стороны, явилось важным фактором, способствовавшим развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения.
литература
- Арнаутова Е.П. Общение с родителями. Зачем? Как? – М., 1993.
- Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1998. - №1. – С.60-66.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для воспитателей) / Под ред. О.Н.Усановой. – М., 1992.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова Н.С., Мастюков Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Крылова Н.Л., Корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи в повседневной жизни (детский сад для детей с нарушениями речи) // Дефектология. – 1978. - №5. – С.65-71.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
- Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1981. - №1. – С.74-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.
Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА
В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой п...
Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения
Наименее разработанными в теоретическом и практическом плане в системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического и речевого развития у дошкольников являются организация и содержани...
План Работы с родителями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 год
Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие...
ПЛАН Работы с родителями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 год
Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие...
Особенности дистанционных форм работы с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида
Дистанционная форма работы с родителями - это современная удобная форма общения. Дает возможность родителю более подробно узнать о проблемах своего ребёнка......
Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях группы компенсирующей нааправленности
Данная презентация является обобщениемьопыта работы логопеда использования интерактивных игр на сайте "Мерсибо" с детьми ОВЗ...