Пальчиковая гимнастика
картотека на тему

Титова Лариса Викторовна

Развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_palchikov.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика для пальчиков
(пальчиковые игры для детей 4-6 лет)


Цель: развивает мелкую моторику детских рук и пальцев; способствует развитию мозга и речи ребёнка; развивает творческое начало; улучшает память  и готовит руку к письму; поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка; обеспечивает хороший досуг; закрепляет позитивный настрой на занятия.

1. КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. 

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой. 



2. ДОМИК 

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. 

Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, 
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят - 
Угощенье для ребят.
 


3. ГРОЗА

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. 
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, 
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, 
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. 
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. 
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце 
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! 


4. БАРАШКИ

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. 

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
 


5. МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. 

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама, 
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа, 
Это - дед.
И у нас разлада нет.
 

6. КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, 
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

ГИМНАСТИКА С ВООБРАЖЕНИЕМ.

ВЕСЁЛАЯ ПЧЁЛКА.

Вдох свободный, на выдохе звук «з-з-з». Представляем, что пчёлка села на нос, на руку, на ногу. Это упражнение учит детей направлять дыхание и внимание на определённый участок кожи.

ОСТРОВ ПЛАКС.

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети – плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вздох без выдоха (3-6 мин.). Происходит насыщение крови кислородом.

ХОЛОДНО – ЖАРКО.

Подул холодный ветер – ребёнок съёжился в комочек. Выглянуло летнее солнышко – можно загорать. Расслабляется, обмахивается платочком (2-3 раза), напряжение и расслабление мышц туловища.

ШАРИК.

Ребёнок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Затем представляется воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щёки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. И ребёнок  медленно расслабляет мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускается на пол.

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ.

(4-5 лет). Ребёнок стоит в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делать повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. (Можно при этом или слегка ударять по пояснице в области почек).

Шалтай-болтай сидел на стене; Шалтай-болтай свалился во сне.

В расслабленном состоянии медленно опускаться на пол.

ЗЁРНЫШКО.

Ребёнок свернулся калачиком, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зёрнышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает ножки-корешки и ручки-росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.

КОШЕЧКА.

Ребёнок в позе спящей кошечки лежит, мурлычет. «Котёнок» встаёт на колени и выгибает спину со звуком ш-ш-ш. Обучает приёмам расслабления.

«Кошечка проползает под забором». Ребёнок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол, поднимается на вытянутых руках и выходит в позу «змеи». «Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево-вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при болезнях почек.

СОБАЧКА.

Исходное положение – упор на руках и ногах. Ягодицы подняты вверх. Собачка лает, виляет хвостом. Во время виляния ягодички движутся влево и вправо.

Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.

ЛЁВУШКА.

Исходное положение – сидя на пятках, язык прижат к нёбу под зубами. «Лев ищет добычу» - ребёнок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в и. п., то же в правую сторону.

«Лев нашёл добычу» - ребёнок встаёт на колени, пальцы согнуты как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки). Глаза смотрят  вверх, лев рычит, днём – со звуком, ночью – беззвучно (на вдохе). Повторить 2-3 раза.

Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...