Консультация для воспитателей "Организация активного отдыха детей совместно с родителями"
консультация на тему

Физкультурный досуг является организованной формой активного отдыха, который приобщает детей и их родителей к занятиям спортом. Целью совместного досуга является установление и активизация партнерства педагогов ДОУ и семей воспитанников для реализации задач физического развития и укрепления детско-родительских отношений. В консультации представлены варианты физкультурных досугов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ.

"Организация активного отдыха детей совместно с родителями".

                                                           Подготовила:

                                                             воспитатель МАДОУ

                                                                              "Детский сад №382 "Кораблик"

                                                                  Пьянухина Л.А.

г. Нижний Новгород

2014 год

Физкультурный досуг является организованной формой активного отдыха, который приобщает детей и их семьи к занятиям спортом. Он наполняет жизнь ребёнка эмоциональной, весёлой двигательной деятельностью. Физкультурный досуг призван веселить детей, доставлять им и их родителям удовольствие от совместной двигательной активности в играх, эстафетах, аттракционах.

Физкультурный досуг имеет важное оздоровительное значение для дошкольников. Возникающие положительные эмоции рассматриваются учёными как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в деятельности нервной и сердечно - сосудистой и других систем.

Физкультурный досуг вызывает у детей повышенный интерес к двигательному материалу, совершенствует спортивные (двигательные) умения, развивает физические качества (выносливость, быстроту, ловкость и т.д.), предоставляет возможность реализовывать свой двигательный опыт, проявлять двигательное  творчество, самостоятельность.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремлённость, культуру чувств. Воспитывается уважительное отношение к соперникам по игре, дисциплинированность, коллективизм.

Проведение досугов с участием родителей способствует установлению взаимопонимания в вопросах физического воспитания и развития ребёнка, позволяет обеспечить эффективность работы по оздоровлению детей в семье и в детском саду.

Целью семейного досуга является установление, активизация партнёрства педагогов  ДОУ и семей воспитанников для реализации задач физического развития и охраны здоровья через внедрение контактного способа общения родителей с детьми на совместных досугах.

Семейный досуг способствует формированию умения выполнять движения в детско - родительской паре в соответствии с тематическим сюжетом и игровым замыслом.

Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей и их родителей играет музыка¸ которая  благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, совершенствует умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением, развивает музыкальный слух и память.

Важную роль в поддержании радостного настроения играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

Досуги проводятся во всех возрастных группах.

Наиболее интересными являются досуги, содержание которых определено какой- либо одной темой.

Содержание досуга может быть увлекательный игровой сюжет, включающий в себя подвижные игры, игровые задания преимущественно спортивного характера, физические упражнения, известные детям и обновлённые путём введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации, а также загадки, стихи и песни на спортивную тематику.

При проведении физкультурных досугов следует учитывать возрастной аспект.

Программа  спортивного досуга в младшей и средней группах строится на простейших играх. В старшем дошкольном возрасте ребёнок как индивидуально, так и в составе команды участвует в весёлых играх с элементами соревнования. В содержание досуга включают аттракционы, эстафеты, знакомые ребёнку игры, танцы и пляски.

Планирование физкультурных досугов следует осуществлять с учётом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Одной из современных тенденций при проведении спортивного досуга является осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям (родителям) с разным уровням здоровья и уровнем двигательной активности ( об этом свидетельствуют исследования Руновой М.).

Также в работе с детьми необходимо использовать физкультурные досуги разные по содержанию и композиции. Существуют различные варианты  досугов.

  1. Физкультурный досуг строится на хорошо знакомых детям и родителям играх и игровых упражнениях. Вначале игры малой и средней подвижности: " Море волнуется", "Ручеек", "Ровным кругом", в которых проявляют свой замысел и фантазию. Затем двигательные задания: детям с высокой двигательной активности предлагают игровые упражнения на равновесие, внимание; а детям с низкой двигательной активности - "Удочка", "Перебежки". Далее игры соревновательного характера - "Кто быстрее до флажка?", "Бег в мешках". В конце проводятся игры с низкой интенсивности - "Узнай по голосу" и т.д.
  2. Физкультурный досуг может состоять из элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, городков и т.д. Используется при условии, если дети хорошо владеют элементами той  или иной спортивной игры.
  3. Физкультурный досуг может быть построен на ОВД и спортивных упражнениях: езде на велосипеде, прыжки через скакалку.
  4. Физкультурный досуг по типу "Весёлые старты" (игры - эстафеты хорошо знакомые детям).
  5. Один из сложных видов - физкультурный досуг с музыкальным сопровождением, развивающий у детей творческую инициативу, воображение, музыкальный слух. Дети выполняют под музыку произвольные движения с разными физкультурными пособиями, даже могут составлять целую танцевальную позицию. Затем играют в игру (например, с мячом), далее слушают музыку. После прослушивания предлагается придумать музыкальную  композицию (например, танец снежинок). Успех проведения этого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.

Активной формой отдыха детей и родителей являются туристические походы, прогулки за пределы детского сада.

Для старшей группы пеший поход проводят в два перехода: 30-40 мин. движения в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы, загорание и т.д.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т.д.

В зимний период организуются лыжные походы. Продолжительность лыжных походов в старшей группе  до 1,5часов,  дистанция 2-2,5км (в два перехода). Для подготовительной группы продолжительность

  • пеших походов может достигать 3-4 часа: 30-40 мин. в одну сторону с привалом более 1 часа;
  • лыжных прогулок 1,5-2,5 часа.

Походы способствуют оздоровлению организма детей, развитию выносливости и других физических качеств, умения ориентироваться на местности, воспитанию нравственных качеств, способствуют эмоциональному сближению родителей и детей, закреплению и расширению познавательных интересов.

Для детей средней группы организуются походы продолжительностью 15-20 мин. в один конец, для второй младшей группы- 10-15 мин.

Планируя поход, продумываются места отдыха, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражнениях.

Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану - сценарию, предусматривающему появление сказочных персонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоционального тонуса детей и взрослых.

Все перечисленные виды активного отдыха детей совместно с родителями способствуют приобщению к занятиям спортом, пропаганде физической культуры  в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе.

ЗА ЗДОРОВЬЕМ НА ПРИРОДУ   Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. Советы по организации двигательной активности детей на свежем воздухе.   На площадке....

Методическая разработка по теме: «Неделя здоровья – форма активного отдыха детей в детском саду».

Недели здоровья в детском саду – это  ещё одна из форм активного организованного отдыха детей. Она проводится 2 -3 раза в год в течение учебного года. В это время отменяются все занятия....

"Спортивный праздник - одна из форм активного отдыха детей и взрослых"

Сценарий спортивного праздника с участием родителей "Будем спортом заниматься". Описание эстафет, стихи о спорте, фотографии....

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ...

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За здоровьем-на природу!

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За  здоровьем-на природу!...

Консультация «Тематика и подбор материала праздников и досугов для проведения активного отдыха детей в летний период»

Консультация для воспитателей о подборе материала праздников и досугов в летний период....

«Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке»

Советы родителям по воспитанию детей «Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке»...