использование здоровье сберегающих технологий в логопедической группе ДОУ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. в материале представлен опыт работы по применению здоровьесберегающихтехнологий влогопедической группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorove_sberegayushchih_tehnologiy_v_logopedicheskoy_gruppe_2013.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Бокситогорск»
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической группе детей с ОНР
Воспитатель высшей категории: Новикова С.А.
2013г.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.
Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов нормализации психомоторных и речемоторных функций у данного контингента детей. В нашей группе проводятся мероприятия по оздоровлению детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель здоровьесберегающих технологий:
1.обеспечивать дошкольнику возможность сохранения здоровья,
2.сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
3.научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Оздоровление детей идет через:
- формирование предметно-развивающей, физкультурно-оздоровительной среды:
- создание и оснащение физкультурного уголка в группе,
- использование физкультурного и музыкального зала,
- использование физкультурной площадки на улице,
-кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда,
-бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.
- использование системы методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- Утренняя гимнастика
- Гимнастика после сна
- Дыхательная гимнастика
- Физкультминутки
- Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке
- Индивидуальная работа по развитию движений
- Логоритмическая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- гимнастика для глаз
- Физическая культура
- Совместная физкультурно-оздоровительная работа группы и семьи
- Релаксационные упражнения
- Закаливающие процедуры
В группе ведется активная работа с семьями воспитанников:
- оформляются стенды,
- изготавливаются папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей;
- проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии;
- активное участие родителей в физкультурных праздниках и досугах, проводимых на клубе группы
Принципы, по которым строится оздоровительная работа в группе:
- Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
- Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
- Принцип длительности - применение упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
- Принцип разнообразия и новизны - подбор и применение упражнений , которые обновляются через 2-3 недели;
- Принцип умеренности - продолжительность занятий 10-15 мин.;
- Принцип цикличности - чередование нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Формы и методы реализации оздоровительной деятельности.
1 Обеспечение здорового образа жизни:
-щадящий адаптационный режим
-гибкий режим
-индивидуальная оценка функциональных резервов организма
-пропаганда здорового образа жизни
-занятия по ОБЖ
2 Двигательная активность:
-утренняя гимнастика
-физкультурно-оздоровительные занятия
-подвижные игры
-дыхательная гимнастика
-зрительная гимнастика
-спортивные игры
-активный отдых: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья
-участие в районных спортивных мероприятиях
3 Свето-воздушные ванны:
-проветривание помещений
-сон с доступом свежего воздуха
-прогулки на свежем воздухе
-обеспечение температурного режима
-контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую)
-прием детей на улице в теплое время года
-бактерицидные лампы
4 Занятия с педагогом-психологом:
-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний
-коррекция поведения
5 Закаливающие процедуры:
-хождение босиком по массажным и солевым коврикам после дневного сна
-полоскание рта и горла
-контрастное обливание рук по локоть
6 Гигиенические и водные процедуры:
-умывание
-мытье рук
-игры с водой (в летний период)
7 Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил: СанПин
8 Занятия с учителем-логопедом:
-коррекция нарушений речи
Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки.
Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
На занятиях используются некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп.
Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную неравную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание.
Для детей очень полезно использование дыхательной гимнастики. Она используется в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, в качестве динамической паузы на занятиях.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях мы используем гимнастику для глаз. Такие упражнения способствуют концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях мы применяем такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с переменным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно – психическое состояние.
Для занятий мы подбираем динамические паузы с использование упражнений, синхронизирующих работу полушарий. Это способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словами, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. В умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребёнка. Коррекции подлежит не только развитие не только самого ребёнка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребёнком и его социальным окружением. В игровой неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.
Использование здоровье сберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР
№ | Виды здоровье сберегающих технологий | Время проведения в режимных моментах | Формы организации |
1 | Утренняя гимнастика | ежедневно в течение года | - традиционная; - игрового характера; - в группе - на свежем воздухе (по сезону) |
2 | Гимнастика после сна | ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин | - ОРУ - игровая деятельность - пробежки по массажным дорожкам - коррегирующие упражнения - упражнения на формирование правильной осанки |
3 | Дыхательная гимнастика | ежедневно в течение года во время занятий, как элемент физминутки, после сна, на прогулке в тёплый период | - часть занятия; - после сна; - в группе; - на свежем воздухе |
4 | Физкультминутка | ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин | - дидактическая игра с различными движениями - игровые упражнения |
5 | Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке | ежедневно во время утренней и вечерней прогулки; Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами. | подвижные игры разной степени интенсивности; - игры-эстафеты; Игры с правилами - упражнения в основных видах движений; - спортивные упражнения - спортивные игры |
6 | Индивидуальная работа по развитию движений | ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально. | - физические упражнения в основных видах движений; - спортивные упражнения |
7 | Логоритмическая гимнастика | проводится 2 раза в неделю как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. | - подвижные игры - пальчиковая гимнастика с разнообразными предметами и материалами |
8 | Артикуляционная гимнастика | проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. | |
9 | Гимнастика для глаз | проводится 2 раза в неделю как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. | |
10 | Физическая культура | 3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 25-30 мин. Проводятся: инструктор физо. | - традиционное; - тренировочное; - игровое; - сюжетно-игровое - с использованием тренажеров - тематическое - комплексное |
11 | Совместная физкультурно-оздоровительная работа группы и семьи | 1 раз в квартал | - игры-занятия - развлечения -дни здоровья |
12 | Релаксационные упражнения | 5-10 минут в течение дня, как элемент на занятии | |
13 | Закаливающие процедуры | Ежедневно, по плану | - тропа массажная - самомассаж; - обливание стоп ног; - хождение по мокрым солевым дорожкам |
Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется правильное осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
«Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике.
Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике. (Из опыта работы)...
Конспект непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием здоровье сберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Где прячется здоровье?"
Конспект непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием здоровье сберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Где прячется здоровье?"...
Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.
презентация по теме: "Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях"....
Использование здоровье сберегающих технологий в логопедической практике
Как можно развивать мелкую моторику у ребенка (приемы развития)...
Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с речевыми нарушениями высок процент тех, у кого имеются проблемы с р...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...