Организация игр по воспитанию у детей здорового образа жизни.
консультация на тему

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться единства и целостности воспитательного процесса: последовательности и систематичности; повторности упражнений и рационального распределения их во времени; сочетание требовательности с уважением и доверием к детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Организация игр по воспитанию у детей здорового образа жизни.

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться единства и целостности воспитательного процесса: последовательности и систематичности; повторности упражнений и рационального распределения их во времени; сочетание требовательности с уважением и доверием к детям.

        Особое значение в работе с дошкольниками имеет индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитателю, прежде всего необходимо добиться доверия детей, так как решающим методом воспитания в этом возрасте служит непосредственное общение с ним взрослого – воспитателя.

        Еще одна важная особенность формирования навыков у дошкольников – по мере овладения новыми действиями детей хочется неоднократно их повторять, то есть превращать эти действия в игру. Под игрой понимается свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, имеющая активный творческий характер и высокую эмоциональную насыщенность. Во многих педагогических системах настоящего и прошлого игра рассматривается как одна из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивают освоению социального опыта взрослых: знаний, умений, навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Воспитываются чувства и вкусы. Основной вид игры ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. В зависимости от сюжета различают бытовые игры ( отражающие быт семьи и детского сада), игры на темы труда, игры с общественной тематикой. Для правильного руководства играми необходимо изучать интересы детей, знать, как объединяются дети в игре: кто с кем играет, какова нравственная основа их объединения, кто с кем играет, какова  нравственная основа их объединения, характер отношений детей в игре. Основной прием руководства играми дошкольников – участие воспитателя в их играх, совместная деятельность воспитателя с детьми. Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирование умений договориться о теме и ее сюжете, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Для освоения детьми правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

Вторая младшая группа: уровень развития детей четвертого года жизни позволяет построить игры с опорой на раннее приобретенный опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка. Воспитатель должен больше внимания уделять формированию у детей навыков к выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Особое внимание следует уделить формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку понимать состояние человека, совершать поступки, не причиняющие окружающим неприятностей.

Принципом проведения игр является комплексное воздействие на создание и нравственные чувства детей.

Старшая группа: содержание педагогического процесса на данном этапе составляет воспитание уважения к родным и воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим.

Средняя группа: дети пятого года жизни активны, наблюдательны, любознательны. Их интересы становятся разносторонними, увеличивается объем знаний. Объектом детского внимания становится труд взрослых и их взаимоотношения, яркие события дома и в ближайшем окружении. Воспитательная деятельность требует организации внимания детей к взрослым, к их труду, общественной значимости труда; культуры общения с людьми.

Используя высокую эмоциональность детей данного возраста, воспитатель вызывает их интерес к правилам культурного поведения, связывая эти правила с конкретными ситуациями и поступками в жизни группы ( наблюдение за поступками сверстников в детском саду, во дворе, дома). Воспитателю следует акцентировать внимание детей, как на положительных, так и на отрицательных поступках сверстников, так как дети, как правило, самостоятельно замечают лишь проступки своих товарищей. Можно также наглядно показать нужную ситуацию с помощью кукол или самих детей. Такой показ даст детям знания о том, как, например, благодарить за оказанную услугу, как использовать вежливые формы обращения, как нужно просить разрешения пройти. У дошкольников необходимо активно формировать дружеские взаимоотношения; потребность играть и обучаться в коллективе; умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать положительным примерам. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать по отношению к сверстникам, проявляя волевые усилия.

Подготовительная группа: Эффективным средством для решения указанной задачи служит, в частности, коллективное чтение с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, рассказа, стихотворения. Не теряют своей значимости и игровые приемы в сочетании с этическими беседами.

Как показывает практика, для детей младшего дошкольного возраста, наиболее эффективно знакомство с правилами здорового образа жизни через целенаправленную организацию их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр.

- дидактические игры с предметами и игрушками: Будем заваривать чай, каждой вещи свое место, Кукла Таня простудилась, Уроки Мойдодыра. Заботливые медвежата. Использование этих игр предполагает показать детям, насколько важно быть аккуратным, заботиться о других людях, помогать им в трудную минуту.

- дидактические игры: Маленькие помощники, Что есть у игрушки? На осознание своего тела и его специфических особенностей, Оденем куклу Машу на овладение детьми знаниями об элементах одежды.

- дидактические игры: Котенок обжегся, Осторожно пешеходы, Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть, Это игры о правилах безопасного поведения на улице и дома. Цель их проведения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях, оказывать помощь человеку, попавшему в беду, воспитывать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

- настольно-печатные игры: лото с сюжетной картинкой и набором предметных картинок к ней Помоги маме накрыть стол, Как вести себя на улице, наборы картинок с изображением предметов одежды, обуви, мебели, игрушек Что зачем нужно, Найди такой же. Приоритетной задачей этих игр является формирование у детей основ личной гигиены и воспитание культуры поведения.

- настольно-печатные игры: из серии разрезных картинок из 4-6 частей на тему: Как ухаживать за своим телом; картинки на кубиках на составление целого из 4-6-8 частей с подбором иллюстраций режимных моментов; разнообразной мозаики, в том числе рассыпные картинки из серии Мойдодыр.

- сюжетно-ролевые игры: В магазин за покупками, Путешествие по городу; цель – познакомить детей с правилами поведения в магазине и на улицах города.

Сюжетно-ролевые: Приглашение на чаепитие, В гостях у Айболита. Данные игры проводят с целью воспитания у ребенка культуры поведения, умение вести себя в чужом доме, говорить вежливые слова, а также знакомство детей с профессией врача.

Игры-имитации : Котик умывается, Мои умные помощники ( игры помогающие выяснить для чего нужны нос, глаза, уши).

- этюды на имитацию выразительных движений: Веселый душ, Бабушка заболела.

Игры-драматизации: кукла катя потерялась, Путешествие в деревню, Веселые овощи.

- беседы: Как вести себя на улице, Бармалей, Как быть послушным.

-подвижные игры: Курочка и цыплята, Карусели, Волк и семеро козлят. Игры такого плана направлены на формирование у детей положительного эмоционального настроя, умение общаться в коллективе.

Отличительной особенностью проведения вышеназванных игр является использование выразительных средств различных видов искусств: музыки, художественной литературы, иллюстраций и картин, различных игрушек и пособий.

Особое значение в методике организации игровых технологий по формированию здорового образа жизни для детей от 3 до 5 лет приобретает показ правильного выполнения культурно-гигиенических действий, объяснение детям назначения предметов индивидуального пользования, поощрение их за самостоятельность, неоднократный повтор необходимых действий.

Комплекс образовательных технологий по здоровому образу жизни для детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, был расширен с учетом интеграции гигиенического и всех основных сторон развития личности ребенка. С этой целью мы также использовали разнообразные игры:

- сюжетно-ролевые игры: Загорелся кошкин дом, Будем лечить Шарика, У Саши день рождения!, Фитнес-клуб, Посещение бассейна, Клуб здоровых и счастливых;

- Дидактические игры: Грязи –нет и пыли – нет!, Настроение;

-Игры-имитации:  Кто лучше покажет позу, Красивая походка;

- этюды на имитацию выразительных движений: Мы закаляемся, Чистим зубы;

- Игры – драматизации: Подружимся со светофором, Едем мы, друзья, в дальние края, Один дома, В лесу;

- настольно-печатные и настольные игры: разрезные картинки Грибы и ягоды, рассыпные картинки на составление единого целого или изображения съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений;

- творческие игры: Автобус, Ехали медведи на велосипеде;

Цель их – закрепление знаний о правилах поведения в общественном транспорте.

- физические упражнения ( танцевальные, упражнения в воде, дыхательные, коррекционные, психогимнастические и др) и подвижные игры:

- С ходьбой и бегом – Хвост дракона, Поймай меня, серпантин;

- С прыжками – Кролик в мешке, Веселые лягушки, Кузнечики, Скок-поскок)

- С ползанием, лазанием – Ловкие муравьишки, Ловля обезьян.

- С метанием, бросанием, ловлей: Меткий стрелок, Чок-чок,колпачек, Летящий диск;

- игры – эстафеты – Мой веселый, звонкий мяч, Фигурное вождение, Разноцветные шары;

- двигательные инсценировки, составление двигательных загадок.

Эффективное использование физических упражнений и подвижных игр достигается при условии их модификации, то есть организации таким образом, чтобы они не были стереотипны и монотонны, т.е. содержание игр постоянно варьируется и обогащается. Так, дети, выполняя одни и те же движения в разных подвижных играх, изображают то течение реки, то вращение стрелок часов, то полет птиц. Ребятам предлагалось самостоятельно придумывать разные варианты подобных упражнений и игр, где они с удовольствием становятся активными участниками и проявляют себя творчески. Например, проводились беседы: Если ты потерялся, Незнакомые люди – опасны ли они?

При построении содержательной части игр по здоровому образу жизни для старших дошкольников особое внимание стоит обратить на оптимальное сочетание общеобразовательных и воспитательных задач.

Важным условием реализации игровых технологий для сохранения здоровья детей в детском саду является создание эффективно продуманной игровой предметно развивающей среды, включенной в ландшафтные, природные объекты, групповые комнаты, художественную студию, игротеку, спортивный и музыкальные залы, территорию участков.

Игровая среда во всех перечисленных местах присутствует в виде крупногабаритных модулей, тематических наборов игрушек, игровых пособий, предметов заместителей, легко трансформирующихся в необходимый предмет, обеспечивающий реализацию игрового замысла, будь то творческие, двигательные или обучающие игры. Игровые предметы и пособия могут быть как постоянными компонентами, составляющими оборудование помещений, участка детского сада, так и меняющимися, дополнительно вносимыми в соответствии с дизайном и содержанием работы, игровыми предметами и их заместителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании у детей здорового образа жизни.

Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни  каждого человека.  Именно в этом возрастном периоде ...

Консультация для родителей «Воспитание у детей здорового образа жизни»

Консультация для родителей «Воспитание у детей здорового образа жизни»...

Воспитание у детей здорового образа жизни

Красочный буклет для родителей о здоровом образе жизни....

Консультация для родителей "Воспитание у детей здорового образа жизни "

Консультация для родителей   «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни»    В настоящее время пути и средства оздоровления детей – ...