Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
консультация (старшая группа) на тему
Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с участием родителей.
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Дошкольный период – начало формирования спортивной культуры, когда создаётся фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движений. Именно родители обязаны заложить в сознании ребёнка основу к постоянному стремлению к здоровью.
Физическое воспитание в семье, по мнению В. П. Дубровой, определяют следующие факторы:
- уровень материального благополучия;
- структура семьи;
- её культурный потенциал и традиции;
- характер внутрисемейных отношений и отношений с окружающими;
- гражданская, общественная направленность родителей;
- уровень их педагогических знаний;
- место ребёнка в семейном коллективе;
- авторитет родителей в его глазах.
Семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребёнка является их собственный жизненный опыт (41%) ; далее следуют консультации специалистов в области медицины (29%) ; и советы родителей, друзей и знакомых (28%). Наибольший интерес родителей вызывают темы, связанные с профилактикой простудных заболеваний (38%, физической подготовкой детей к обучению в школе (31%) ; организацией рационального питания (27%, двигательного режима (25%, закаливания (23%) и режима дня (19%) ребёнка дошкольного возраста, а также профилактикой нарушений осанки и плоскостопия у детей (17%) .
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Родители должны стать главными помощниками в формировании у детей ценностей здорового образа жизни, а чтобы они стали заинтересованы в воспитании здорового ребёнка, педагогам (родителям, учителям) необходимо придерживаться определённых принципов:
- равенство (педагоги и родители – абсолютно равноправные субъекты воспитательного процесса) ;
- диалогичность (умение слушать друг друга, приходить к общему мнению) ;
- единство (педагоги и родители должны придерживаться общих целей и задач, предъявлять единые требования к себе и ребёнку для достижения этих целей) ;
- взаимное доверие (между всеми субъектами должны сложиться деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении каждого как личность) ;
- совместный поиск и принятие решений (педагоги и родители в ходе дискуссий, обсуждений за круглым столом находят пути решения той или иной проблемы) .
Физическое развитие – это не только современное позитивное изменение физиологических характеристик растущего организма, но и интеллектуальное, эмоциональное, духовное совершенствование. Семья – это среда, где формируется здоровье ребёнка. Значимой для родителей является забота о сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи. И чем слабее здоровье детей, тем больше внимания взрослые уделяют их физическому воспитанию. При этом они используют рациональный режим дня, полноценное питание, закаливание, стараются обеспечить оптимальную двигательную активность и создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу.
Во многих семьях существуют традиции поддержания здорового образа жизни. К ним относятся туристические походы, посещение спортивных зрелищ, просмотр телетрансляций, чтение соответствующей литературы, личный пример. Начинать воспитание здорового ребёнка с самого простого и в то же время с самого трудного – соблюдения режима дня. Находясь в дошкольном учреждении, дети придерживаются определённого распорядка. Однако с приходом ребёнка в школу ситуация усложняется. Во-первых, изменяется режим дня младшего школьника. Во-вторых, во многих семьях распорядок дня не соблюдается. А ведь режим дня – основа крепкого здоровья, правильного развития организма, хорошего самочувствия и настроения. Выполнение правил гигиены - в дошкольных учреждениях малышам прививаются гигиенические умения и навыки: они знают о том, что необходимо мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знают о важности и необходимости следить за зубами. Правильное полноценное питание – ещё один важный аспект для развития здорового ребёнка. К сожалению, довольно большое количество младших школьников не понимает важности горячего питания. Дома дети вместе с родителями составляют рацион питания младшего школьника на неделю. В нём обязательно должны присутствовать свежие фрукты, овощи. Говоря о здоровье, следует помнить, что это понятие многокомпонентно. Важно воспитывать не только физически крепкую личность, но и нравственно здоровую, психически уравновешенную, умеющую адаптироваться к условиям современной жизни. Ключевую роль здесь играют взаимоотношения в семье. Если ребёнок чувствует себя полноправным членом семьи, если дома воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим, если семья богата традициями, то и ребёнку легче в общении и со сверстниками, и со взрослыми.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Для формирования социального здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо создать такие условия, при которых бы происходило личностно-творческое развитие и ребёнка и взрослого, осуществляющееся на основе сотрудничества. В дошкольном возрасте формированию социального здоровья детей способствуют задания, выполняемые ими в группах, ролевые игры, участие в праздниках.
Воспитание здорового ребёнка – работа непростая, но необходимая. Следует помнить о том, что она будет проходить успешнее при условии тесного взаимодействия, сотрудничества образовательного учреждения и семьи; если будет вестись целенаправленно, систематически; если ребёнок будет выступать не объектом воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МДОУ детский сад № 5 с семьей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями по оздоровлению....
«Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Выступление на педагогическом совете....
«Взаимодействие ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. ...
СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым.и счастливым. Секркт прост - здоровый образ жизни....
Консультация "Новые подходы по взаимодействию ДОУ и семьи к приобщению дошкольников к здоровому образу жизни"
Выступление на педсовете....
Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни
Одной из задач педагогического персонала детского сада и родителей является приобщение детей к здоровому образу жизни, т.е. формирование разумного отношения к своему организму, ве...
Консультация для воспитателей, "Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении к ценностям здорового образа жизни"
-Консультация для воспитателей...