Экскурсия как форма обучения дошкольников
методическая разработка на тему

Емельянова Оксана Михайловна

В данном материале вам представлены формы и методы проведения экскурсий дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete_ekskursiya.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия как форма обучения дошкольников Выступление на педагогическом совете подготовил воспитатель МАДОУ «БЕРЕЗКА» Емельянова Оксана Михайловна

Слайд 2

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Слайд 3

Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.

Слайд 4

Цель подобных экскурсий - экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсий основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.

Слайд 5

На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Слайд 6

Обращаясь к истории, оказывается, экскурсии возникли в конце 18 – начале 19 веков; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у дошкольников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. На экскурсии используется основной метод – это наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта. В течении 19 века экскурсия становится составляющей частью учебного процесса в детском саду.

Слайд 7

Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления:

Слайд 8

о красоте и аромате цветов

Слайд 9

о красоте осенней листвы

Слайд 10

о разноголосом пении птиц

Слайд 11

о причудливой форме белых кучевых облаков

Слайд 12

Экскурсия выполняет целый ряд функций : реализует принцип наглядности обучения; повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой; расширяет кругозор;

Слайд 13

З начение экскурсии: п озволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы; н а экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе; в елика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей: красота природы, окружающая их , вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств; экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья; н аходясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы

Слайд 14

Задачи НОД экскурсии: о своение детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе; с тимулирование формирования навыков наблюдения и наблюдательности; ф ормирование сенсорных способностей; ф ормирование мыслительных процессов (анализа, сравнивания, обобщения, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)

Слайд 15

Виды экскурсий: п риродоведческая; э кологическая; н а сельскохозяйственный объект; э кскурсия эстетического характера

Слайд 16

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях

Слайд 17

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: - между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни; - между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования; - между различными живыми существами в одной экосистеме

Слайд 18

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств.

Слайд 19

На экскурсиях воспитатель знакомит детей с многообразием органического мира, проводит наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии воспитатель должен уделять организации деятельности детей: приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. 1 заповедь – соблюдение тишины (Л. П. Симонова ); 2 заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением, животным ); 3 заповедь – внимательность ( учить находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Слайд 20

Структура экскурсии: § вводная беседа (подготовительный этап) § коллективное наблюдение § индивидуальное самостоятельное наблюдение детей § сбор материала § игры детей с собранным материалом заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

Слайд 21

Первый этап – подготовительный. Как показывает самоназвание, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Слайд 22

Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Один из основных методов - это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа: - нацеливающие на внимание и требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); -- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения; -- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Слайд 23

Третий этап экскурсии - заключительный . Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой .

Слайд 24

Список использованной литературы: 1. Рыжова Н.А. Наш дом-природа. М.,2005. 2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М,1980. 3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982 4. Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М ., 1983. 5. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение,1985. 6. Крупская Н. К. Пед . соч. М., 1980, т. 6. 7. Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989. 8. Сухомлинский В. А. Избр . пед . соч. М., 1979, т. 1. 9. Тетюрев В. А. Рассказы о наблюдениях в природе. М. Просвещение, 1971. 10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981. 11. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как форма обучения дошкольников

Презентация выступления на педагогическом совете "Экскурсия как форма обучения дошкольников".Экскурсия - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию д...

Экскурсия, как форма обучения дошкольников

Презентация на тему "Экскурсия, как форма обучения дошкольников"...

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста

Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют ра...

Экскурсия как форма обучения

Осенние экскурсии...

Экскурсия как форма обучения дошкольников.

Экскурсия - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников. Экскурсия - это такая форма работы, которая позволяет организовать наблюдение и ...

"Экскурсия как форма обучения"

Фотоотчет об экскурсии в библиотеку....