Использование малых фольклорных форм в обучении культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста
консультация (младшая группа) по теме

  Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм в обучении культурно гигиеническим навыкам детей раннего возраста

Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения: песенки, потешки, заклички.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, песенки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных  форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

  Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Чтение народных песенок, потешек глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста, благодаря чему развивается память, активная речь ребенка, пополняется его пассивный и активный словарь.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чём не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

Сон.

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

***

Малиночка сладенькая,

Спи, дочка маленькая.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки - на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят-поспят, всему миру спать велят.

***

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

Только глазки закрывать.

***

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

***

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай...

***

Кормление.

Уж я Танюше пирог испеку

Уж я Танюше пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Ладушки, ладушки

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Разложили кашку

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

  Трушки ту-тушки!

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушки

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

У детей раннего возраста плохо развиты культурно - гигиенические навыки. Приходя в детский сад, многие дети не умеют самостоятельно кушать, не приучены к опрятности. Молодые родители не прилагают усил...

Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Как с помощью малых фольклорных форм  сформировать   культурно-гигиенические навыки у детей?Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведени...

“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в дошкольной организации....

Картотека "Малые фольклорные формы для формирования культурно-гигиенических навыков"

Картотека "Малые фольклорные формы для формирования культурно-гигиенических навыков"...

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"...