Аналитический совет по сохранению жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса
материал на тему
тема: "Практика работы дошкольных образовательных учреждений города по формированию здоровья детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebenka_v_dou.docx | 47.41 КБ |
na_seminar_po_zdorovyu.pdf | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание здорового ребенка в детском саду
“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
“Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто” - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Это, не считая хронических заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписание В.В.Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду имеется спортивный зал, в котором регулярно проводятся физкультурные занятия с применением новейших разработок и современного педагогического опыта. Инструкторы по физической культуре 1 раз в месяц проводят спортивные досуги и развлечения по разной тематике, участвуют с воспитателями в веселых стартах. Проводят большую работу по привлечению родителей для участия вместе с детьми в спортивных мероприятиях детского сада и города. На протяжении трех лет наша команда детского сада «Маугли» занимает первое место в городских соревнованиях «Губернаторские состязания».
В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь (баскетбольный щит, волейбольная сетка, шведская стенка, дорожки различной функциональной значимости, нетрадиционное оборудование и др.) для физической активности детей. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Для оздоровления дошкольников в детском саду функционирует бассейн и фитобар. Бассейн дети посещают с 3-х лет, где под контролем медсестры и инструктора по плаванию проходят занятия с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями на расслабление мышц позвоночника. Дети обучаются плаванию в стиле «брасс» и «кроль». Фигурное плавание в кружке «Рисунки на воде», представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому наш инструктор использует только элементы. Работу она строит в тесном контакте с музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, что способствует не только физическому, но и эмоционально-художественному развитию ребенка. Цель работы кружка: объединить все вышеперечисленные навыки детей одним общим, красивым рисунком на воде. Кружок проводится один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин.
Закрытый бассейн является одним из наиболее сильных по действию водных методов закаливания, используемых в течение круглого года. Благодаря тому, что вода в бассейне обрабатывается при помощи озона, а не хлора, резко увеличилось количество детей, посещающих бассейн. Дети, кто в течение года стабильно посещают бассейн, отмечается резкое снижение количество простудных заболеваний в 3-4 раза, заболеваний бронхолегочной патологии и носоглотки. Благодаря тому, что во время занятий в бассейне усиливается формированный вдох, за счет чего кислород глубоко проникает в легочную ткань, происходит очищение мельчайших бронхов от слизи. Кроме того, успокаивающее действие воды улучшает психоэмоциональное самочувствие ребенка.
После посещения бассейна дети проходят в уютно оборудованный фитобар, где пьют фиточай, который заваривает медсестра бассейна по рецептам, разработанным врачом детского сада. Это общеукрепляющие, противовоспалительные, отхаркивающие, сосудоукрепляющие сборы из трав (не более 3-х видов). Сборы чередуются или заменяются отварами шиповника.
Результатом этого оздоровительного комплекса является закаливание детского организма, повышение его иммунологического свойства, улучшение адаптации к разнообразным условиям внешней среды, повышения общего тонуса организма и увеличение его выносливости.
На территории детского сада имеется спортивная площадка, оборудования с металлическими конструкциями, полоса препятствий, яма для прыжков, баскетбольные щиты для двигательной и игровой активности. Также имеется «Тропа здоровья», целью которой является оздоровление детей и приобщение их к здоровому образу жизни через использование естественных природных факторов в летний период. Занятия-тренинги проводятся ежедневно по 20 минут, начиная 3-х летнего возраста. На первом этапе дети делают разминку, затем с различными приспособлениями или оборудованием идут по маршруту: ходьба по пенькам, колючему коврику, гальке, мостику (выпуклой поверхности), бревнам, следам, шишкам, песку, пенькам, керамзитной крошке, мху. Прохождение маршрута не менее 2-х раз. Затем с детьми проводятся релаксационное упражнение «Отдыхаем». Заключительный этап занятия-тренинга – игры на асфальте.
Максимально используется территория участка для организации подвижных игр детей и ведения образовательной деятельности.
Основными задачами нашего детского сада являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия, плавание).
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы
Основными задачами, которые ставит перед собой учебно-оздоровительный блок, являются следующие:
- Общее укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным факторам внешней среды в условиях Крайнего Севера.
- Обеспечение гармоничного роста и развития ребенка.
- Улучшение общего состояния и самочувствия детей.
- Снижение заболеваемости среди детей и сотрудников.
- Укрепление психоэмоциональной сферы детей.
- Осуществление коррекции патологического и предпатологического состояния опорно-двигательной системы у детей.
Для осуществления этих задач в детском саду имеется медицинский кабинет для работы с документацией, процедурный кабинет, кабинет врача, зал для ЛФК,кабинет для массажа; кабинет логопеда, кабинет психолога, зимний сад.
Вся работа медико-педагогического коллектива делится на следующие основные направления:
- Профилактическое.
- Лечебно-оздоровительное.
- Реабилитационное.
- Важнейшее направление в работе детского сада – осуществление профилактических мероприятий. Что сюда входит?
- За две недели до поступления детей в ясли-сад проводится беседа с их родителями о психоэмоциональной подготовке ребенка, об основных режимных моментах в дошкольном учреждении. Знакомство ребенка с детским садом начинается с медицинского кабинета: врач проводит полный осмотр малыша, дает оценку его здоровья и назначает план профилактических оздоровительных мероприятий на адаптационный период. В детском саду используется ступенчатая система адаптации – начиная с двух часов пребывания ребенка в группе и до полного рабочего дня (в течение 2-4 недель), подходя к каждому ребенку индивидуально, с целью уменьшения действия стрессового фактора на организм. Тем самым сократив количество вирусных и простудных заболеваний на период адаптации.
- С целью повышения сопротивляемости организма к вредным условиям внешней среды, со всеми детьми проводятся закаливающие процедуры с использованием природных факторов: солнца, воздуха и воды.
В ясельных группах используется щадящий «рижский» метод. В младших группах применяются комбинированные методы закаливания: хождение босиком с контрастным обливанием стоп и голеней. Начиная со средней группы, добавляются «растирание варежкой», «вентилятор» и др.
Методы закаливания ежегодно обновляются, усложняются для каждой группы индивидуально. При помощи закаливающих мероприятий у детей улучшается настроение, самочувствие, появляется устойчивость к охлаждению. Утренний прием детей, если позволяют погодные условия, происходит также на улице, где проводится гимнастика с дыхательными элементами. Благодаря прогулке ребенок становится более уравновешенным, спокойным, улучшается сон.
Для профилактики ангин и простудных заболеваний ротоносоглотки в течение всего года ежедневно дети полощут рот и горло водой комнатной температуры с использованием настоек календулы, эвкалипта, ромашки. Полоскание горла проводится после обеда. А в период вспышки гриппа и простудных инфекций 2-3 раза в день.
3. Важным фактором, обеспечивающим общую резистентность растущего организма ребенка, является рациональное, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам питание, с достаточным содержанием в рационе витаминов, минеральных солей, микроэлементов, фитонцидов. Большое значение имеет регулярное употребление свежих овощей и фруктов. За меню и работу пищеблока отвечает старшая медсестра и врач детского сада. В течение всего года проводится витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой. Меню составляется с учетом совместимости продуктов. Постоянно введен второй завтрак в 10 часов в виде приема в весенне-летний период соков.
В течение всего года дети получают достаточное количество овощей и фруктов; а также поливитамины в виде ревита, гексавита, аскорбиновой кислоты с учетом возрастных дозировок. Круглый год добавляется в пищу свежий лук и чеснок.
4. Начиная со старших групп все занятия, в том числе и на компьютерах, проходят с использованием методики Базарного. Проводится гимнастика для снятия напряжения мышц глазного яблока в условиях укороченного светового дня.
Постоянно в течение года 1-2 раза в день все дети получают точечный самомассаж с целью повышения иммунобиологической сопротивляемости организма.
- За соблюдением санэпидрежима, кварцеванием, проветриванием групп и на пищеблоке отвечает старшая медицинская сестра.
- Ежедневно врачом и медсестрой по долечиванию ведется утренний прием детей после больничных листов на котором отслеживаются и выводятся дети с острым периодом заболевания. С этой целью и целью своевременного назначения профилактических мероприятий для предотвращения заболевания проводится ежедневное утреннее посещение групп врачом.
Во время вспышек ОРВИ, гриппа, инфекционных заболеваний воспитателями проводятся утренние «фильтры» с измерением температуры тела, осмотром кожных покровов.
С целью выявления предпатологических состояний у детей 2 раза в год проходит профилактический осмотр врачом детского сада и один раз в год углубленный осмотр узкими специалистами.
Врачом и прививочной медсестрой в течение всего года проводятся плановые прививочные мероприятия с целью профилактики детских инфекционных заболеваний. А также прививки по эпидемическим показаниям.
С целью знакомства родителей со всеми профилактическими и закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду, а также эпидемиологической обстановкой в группах оформлены «Уголки здоровья».
Одним из эффективных профилактических методов является посещение заведующей детским садом, врачом и медсестрами родительских собраний.
Благодаря проведению таких собраний решаются основные проблемы связанные, например, с тем, что наибольший процент начала заболеваний приходится на выходные дни. Сокращаются количество больничных листов и сроки пребывания на них. Улучшается посещаемость детей. Отсеиваются те дети, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад стабильно.
6. Одним из направлений профилактической деятельности в детском саду является санпросвет работа с коллективом детского сада, проводимая врачом и медицинскими сестрами. Это, прежде всего ежемесячный выход врача на педсоветы с докладом об оценке заболеваемости на текущий период по группам и в целом по саду, сравнительной характеристикой с периодом предыдущих годов, причинах роста или снижения заболеваемости. Выступление старшей медсестры о санитарном состоянии в группах, о всех замечаниях по режимным моментам. Ознакомление всего коллектива детского сада на общих собраниях с профилактическими мероприятиями и требованиями по технике безопасности и охране здоровья детей на данный временный период заведующей детским садом и врачом. Регулярное проведение лекций врачом и медицинскими работниками на темы профилактики и лечения наиболее опасных заболеваний таких, как ВИЧ-инфекция, гепатиты, кишечные инфекции, грипп, туберкулез и т.д. Обучение оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях: обморожение, судорогах, аспирации инородным телом и т.д.
7. Неотъемлемым разделом профилактической работы в детском саду является непрерывная и тесная связь с деятельностью детской поликлиники. Это, прежде всего, регулярное посещение всех лекций, конференций, собраний, выездных циклов усовершенствования, организованных детской поликлиникой или руководством Управлением образования с приглашением представителей от детской поликлиники г. Когалыма или других городов.
- Следующее направление работы медицинского коллектива детского сада «Маугли» – это лечебно-оздоровительное. К нему относится:
- Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.
- Правильная и четкая формулировка диагнозов с адекватным и рациональным комплексом лечебных мероприятий детям, находящимся на амбулаторном лечении и в детском саду.
- Диспансеризация частоболеющих и детей с хроническими заболеваниями.
- Следующее направление работы – это реабилитационное, т.е. реабилитация детей после перенесенных острых или обострения хронических заболеваний в периоде остаточных явлений.
В зале проводится лечебная физкультура и массаж – наиболее значимые при реабилитации процедуры, поскольку они эффективны при различных заболеваниях и показаны всем детям. Дети с заболеваниями опорно-двигательной системы 2 раза в год по 10 сеансов получают массаж и посещают занятия ЛФК.
Лечебная физкультура и массаж дают возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показаны всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Лечебная физкультура и массаж оказывают:
- общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- осуществляют своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния;
- формируют и закрепляют навыки правильной осанки;
- повышают неспецифическую сопротивляемость организма.
Организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении показателей заболеваемости и улучшении физического развития детей.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
- Точечный массаж по методу Уманской
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки + динамический час
- Закаливание:
- Сон без маек
- Ходьба босиком
- полоскание полости рта
- Обширное умывание
- Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Луковый напиток
- Лук, чеснок
- Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную неперегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Комплекс оздоровительных мероприятий
по возрастным группам
Группы раннего возраста
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика – 8.10
- Точечный массаж в игровой форме
- Постепенное обучение полосканию рта
- Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Луковый напиток во время обеда
- Сон без маек и подушек
- Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
- Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2 младшая группа
- Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
- Утренняя гимнастика в группе 8.15
- Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака
- Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- «Чесночные» киндеры
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Луковый напиток перед обедом
- Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кровати
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
- Закаливание: рижский метод закаливания
- Элементы обширного умывания
- После полдника полоскание полости рта отварами трав
Средняя группа
- Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Луковый напиток во время обеда
- Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание: рижский метод
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
- После полдника полоскание полости рта отварами трав
Старший дошкольный возраст
- Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Луковый напиток во время обеда
- Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание: рижский метод
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
- После полдника полоскание полости рта отварами трав
Рижский метод закаливания
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
- Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
- В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- Занятия по традиционной схеме
- Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- Занятия-тренировки в основных видах движений
- Ритмическая гимнастика
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
- Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
- Сюжетно-игровые занятия
Целью ЗСТ в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.
2. Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.
3. Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.
Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.
Реализация здоровьесберегающей технологии осуществляется по блокам:
Здоровьесберегающая инфраструктура
- состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;
- оснащенность спортивного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и оснащение медицинского кабинета;
- организация качественного питания;
- необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с воспитанниками (медицинские работники, воспитатель физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.
Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
- введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
- рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития).
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.
Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;
- организацию работы групп корригирующей гимнастики;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;
- регулярное проведение оздоровительных мероприятий.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей физической культуры, медицинских работников, психологов, всех педагогов.
Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:
· образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
· проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
· проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
· приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
· лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
· приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
· организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;
· привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, родителей детей детского сада.
Организация динамического наблюдения, проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья.
Показателями мониторинга являются: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого педагога;
· регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья детей и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение «Карты здоровья ребенка»;
· создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.
Для внедрения ЗСТ в образовательный процесс дошкольного учреждения необходимы мониторирование и оценка физического развития, физической подготовленности, которую мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки их уровня, степени гармоничности; оценки состояния здоровья; изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности; оценки эффективности оздоровительных мероприятий
ЗСТ включает рациональную двигательную активность детей наряду с их самостоятельной деятельностью, которая обеспечивает многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. Каждое занятие решает задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых и семейный досуг.
Физкультурно-оздоровительные технологии являются логическим продолжением развития воспитательно-оздоровительной и организационно-педагогической деятельности в детских учреждениях. Оздоровительные технологии должны сочетаться с другими процессами, как в детском учреждении, так и за его пределами. Каждый блок физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками содержит вариант конструктивной составляющей организации технологии здоровьесбережения.
Структура и содержание программы оздоровительной физической культуры в детском саду компенсирующего вида (из опыта работы)
При создании структуры и содержания программы оздоровительной физической культуры необходимо было решить задачу существенного повышения функциональных возможностей организма детей. На всех этапах обследования дошкольников проводились по следующей программе: 1) беседы с воспитателями, родителями, детьми; 2) анкетирование, сбор данных семейного анамнеза; 3) антропометрические измерения; 4) изучение состояния здоровья; 5) тестирование физической подготовленности. На основании практического опыта было доказано, что количество и разнообразие двигательных действий должно быть таким, чтобы можно было обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение дня, недели, учебного года.
Технология здоровьесбережения предполагает настроенность на определенную цель, специализированные (оздоровительные) нормы с дозированием нагрузок и временным ограничением их действия, а также системное использование ряда методик.
Методы по оценке эффективности развития и организации здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения на различных ее фазах предлагаются в виде экспериментальных проектов, диагностики, реализации, статистики, договоров о сотрудничестве всех инфраструктур дошкольного образования.
Методика сочетания занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду построена на основе базисного содержания дошкольного образования с учетом разнообразных форм занятий, описанных нами в программе оздоровительной физической культуры.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инфраструктура, образовательные стандарты и здоровье участников образовательного процесса.
Сохранение и укрепление здоровья детей становится основным критерием качества образовательного процесса. Эффективнгость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит о...
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
Задача педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и береж...
«Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса»
Опыт работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"
Проект по здоровьесбережению дошкольников "Будь здоров!"...
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Статья: "Сохранение и укрепление здоровья участников образовательных отношений" VI Международная научно-практическая конференция.
Данная статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Автором рассмотрены компоненты здорового образа жизни и особенности создания благоприятных услов...
Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".
Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....