Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
статья на тему
Задача педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Комплексное использование таких средств, как средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы позволяют решать задачи педагогики оздоровления. Оздоровительная работа в ДОУ является равнозначной образовательно-воспитательной, а в ряде случаях доминирует, когда дело касается детей с устойчивыми нарушениями здоровья. Работа осуществляется через организацию закаливающих и оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду использую факторы внешней среды: двигательная активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком, умывание прохладной водой, в летний период – ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой, солнечные ванны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Марфина Елена Анатольевна, воспитатель.
МБДОУ детский сад № 9 «Малыш»
с.Шира,Хакасия
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
«Здоровый образ жизни – это активная
деятельность людей, направленная на
сохранение и укрепление здоровья».
Б.Н.Чумаков
Учитывая, что дошкольный возраст – это период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования самооздоровления приведут к положительным результатам.
Цель современного ОУ - подготовка детей к жизни. Каждый ребёнок должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Оздоровительная работа в ДОУ является равнозначной образовательно-воспитательной, а в ряде случаях доминирует, когда дело касается детей с устойчивыми нарушениями здоровья. Работа осуществляется через организацию закаливающих и оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду использую факторы внешней среды: двигательная активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком, умывание прохладной водой, в летний период – ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой, солнечные ванны.
Обязательным условием является соблюдение индивидуального подхода, состояние здоровья детей. Работа проводится под непосредственным постоянным контролем медицинской сестрой.
На состояние здоровья детей оказывают неблагоприятные факторы: наследственность (болезни, курение, употребление алкогольных напитков); климатические условия;
электронно-лучевое и «металлозвуковое» облучение детей; образ жизни (которое оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Учитывая, что дошкольный возраст – это период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования самооздоровления приведут к положительным результатам.
Задача педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Комплексное использование таких средств, как средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы позволяют решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся движение, физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, занятия оздоровительной физкультурой, массаж, самомассаж, психогимнастика и др.
Использую оздоровительные силы природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.
К гигиеническим средствам относится: выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Таким образом, проанализировав методы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, я выделила необходимые этапы работы для продуктивной познавательной деятельности с учетом состояния здоровья детей и особенностей их развития, интересов, склонностей.
1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий( соблюдение теплового режима; поддержание в помещениях чистоты; соблюдение нормативов освещенности в групповых комнатах; соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания).
2 этап - условия для здоровья на занятиях (санитарно-гигиенические условия и условия, учитывающие физиологию человека, формирование правильной осанки; правильное размещение воспитанников при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д., физкультминутки; использование мебели, соответствующей росту воспитанников, морально-психологические)
3 этап - формирование социально-психологического климата в группе, отвечающего следующим требованиям (перспективность, оптимистичность, жизнерадостность, дух сотрудничества, уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности).
4 этап - изменение подходов к занятиям физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях (увеличение объема физической нагрузки на занятии за счет повышения плотности, моторности, динамичности, работа над физическим развитием каждого ребёнка, скоростных, силовых качеств, выносливости, улучшение осанки).
5 этап - спортивно-массовая работа ( проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований, организация различных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и детей, в течении дня играть в подвижные и спортивные игры).
6 этап - программа здоровья педагога, которая включает в себя творческую активность, поддержание благоприятного морально-психологического климата; организация здорового досуга.
7 этап - пропаганда здорового образа жизни ( формирование физиологии здоровья, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой).
8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: проведение медосмотров врачами, профилактика инфекционных заболеваний, обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.
9 этап - работа с родителями ( проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка; вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; включение родителей в воспитательный процесс; привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья).
Итак, я могу сделать следующие выводы:
-Воспитание у детей культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
-Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, что ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой и самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Благодаря этому создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья, позволяет ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.
Важным результатом работы ДОУ является расширение знаний детей в вопросах сохранения здоровья и организации здорового образа жизни: формирование навыков применения способов оказания первой помощи, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья, увеличение посещаемости детьми ДОУ, снижение заболеваемости.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
4. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики.- Издательство «Учитель», 2011.
5. Оздоровительная работа в ДОУ /Под ред. Е.Ю.Александрова. - Издательство «Учитель», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Инфраструктура, образовательные стандарты и здоровье участников образовательного процесса.
Сохранение и укрепление здоровья детей становится основным критерием качества образовательного процесса. Эффективнгость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит о...
«Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса»
Опыт работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
Здоровый образ жизни- это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья....
проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"
Проект по здоровьесбережению дошкольников "Будь здоров!"...
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".
Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....