Эффективные инновационные формы работы с детьми в воспитании здорового ребенка
методическая разработка на тему

Коновалова Юлия Борисовна

Семинар для воспитателей ДОУ по физическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №6

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития «Родничок»

Семинар

по физическому воспитанию.

(выступление)

Тема: «Эффективные инновационные формы работы с детьми в воспитании здорового ребенка».

Воспитатель: Коновалова Ю.Б.

Г. Кондрово 2014 г.

Когда вам беды застят свет

И никуда от них не дется,

Взгляните, как смеются дети,

И улыбнитесь им в ответ.

И если вас в другие сети

Затянет и закрутит зло,

Взгляните, как смеются дети,

И станет на сердце светло.

Андрей Дементьев.

   Известно, что сейчас во всем мире проводятся научные исследования химического состава крови, уровня артериального давления, сердцебиения и других физиологических процессов, которые меняются в ту или иную сторону в зависимости от положительных или отрицательных эмоций. Который испытывает человек. Поэтому слова «Взгляните, как смеются дети, и станет на сердце светло» - вовсе не поэтическая метафора, а психофизиологический процесс в организме человека. Известно также и то, что когда человек улыбается. То у него напрягаются только две мышцы, а когда хмурится -0 тридцать восемь!

   Вот почему девизом нашей педагогической работы стал: «ДЕТИ+ МЫ = РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, КОМФОРТ»,

   Мы считаем, что современный детский сад – это дом, где царит семейная обстановка доброта, тепло, где дети играют, слушают сказки, занимаются разными видами деятельности, т.е. , где ребенок получает свой опыт эмоционального взаимодействия со взрослыми.

   Учитывая то, что в последние годы система дошкольного образования развивается как вариативная, т.е. детский сад вправе самостоятельно выбирать программу, мы решили за основу своей работы взять инновационную концепцию известного психолога, доктора психологических наук В, Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления». Общей целью программы является формирование двигательной сферы и создание психолого – педагогических условий, развития здоровья детей на основе их творческой активности.

   Именно на этой основе, у детей складывается осмысленное отношение к собственному телу, здоровью, формируются представления о здоровом образе жизни. Основу педагогики оздоровления составляют 4 принципа, это:

 - развитие творческого воображения;

- формирование осмысленной моторики;

- создание и закрепление целостного позитивного психо-соматического состояния;

- формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

   Исходя из этих принципов, мы строим свою двигательную деятельность дошкольников.

Главную роль в оздоровительной работе мы отводим физкультурным занятиям и утренней гимнастике. Занятия проводим самые разнообразные: игровые. Сюжетные, по стихотворному тексту, музыкально – ритмические и т.д. но главное в них – это не тренерская работа воспитателя, а положительный эмоциональный настрой детей. психологический комфорт, развитие творческого воображения. Мы не ставим своей целью воспитать «механических роботов», которые в точности повторяют образец. Они не могут это сделать, т.к. они все разные: у них свой темперамент, характер, физиологические особенности организма.

   Самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности мы считаем, являются подражательные движения. Достаточно сказать: «Котенок», «Мышка», «Петушок», и ребенок принимает правильное исходное положение и начнет движение. А сколько мы решаем при этом задач:

- развиваем мышление, воображение, фантазию, двигательную память, ориентировку в движениях и в пространстве;

- способствует развитию мимики и жестов и т.п.

Эффективность подражательных движений заключается еще и в том,  что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползания и т.д.. что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

   Особо хочется выделить игровую форму проведения занятий. основанную  на сюжете игры или путешествия. / «Путешествие в Африку», «Нас елочка зимою в гости позвала», «Живет повсюду доброта», «В гостях у Мишки», «Путешествие в осенний лес».

   С целью выявления дополнительных двигательных возможностей детей проводим занятия по интересам. Для этого выставляем детям знакомые и незнакомые детям спортивные снаряды и пособия. При систематическом наблюдении за детьми на таких занятиях мы заметили. Что дети младшего и среднего возраста проявляют больший интерес к мелким пособиям, мячам, обручам, скакалкам, лазают по гимнастической стенке, подлезают. Переползают. Перепрыгивают различные предметы и т.д. А вот дети старшего возраста отдают предпочтение гимнастическим снарядам: выполняют висы, выполняют акробатические упражнения.

   Я не буду подробно останавливаться на всех видах занятий. Каждое из них несет определенное решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Хочется остановится лишь на отдельных моментах, приемах, используемых в работе с детьми. Например, это творческие задания. Они, по нашему убеждению, являются своеобразным средством познания окружающего мира. Например, прошу, не используя никакого оборудования, изобразить мне лесенку, солнышко, домик и т.д. Первые такие задания приводили детей в недоумение, а в последующей деятельности они стали поражать своей изобретательностью и творчеством.

   Одной из частей занятия являются психогимнастика. Игротренинги, которые способствуют коррекции различных сторон психики детей: нет контакта с детьми. Общения со сверстниками, повышенная раздрожительность, например, этюд «Возьми и передай» - когда дети передают друг другу из рук в руки воображаемый предмет. Или коммуникативные игры: «Доброе слово», в которой каждый ребенок по очереди говорит что_то приятное о своем соседе; «Хромой ведет слепого», где «хромому» подвязывают ногу веревкой, а «слепому» завязывают глаза – они должны вместе преодалевать препядствия на своем пути.

    Однако поскольку цель физического воспитания определяется как овладение средствами здорового образа жизни, важно, чтобы ребенок к концу дошкольного возраста имел представления о строении и функционировании своего организма, понимая значение упражнений для собственного здоровья. В этом помогают занятия из серии «Познай свое тело», где мы знакомимся с мышцами, работой сердца и легких, позвоночником, ролью массажа и самомассажа. При проведении «Гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически важные точки; ребенок не просто «работает» - но и играет, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви. Мы массажируем живот, грудную клетку, шею, ушные раковины, руки и ноги.

   Еще раз хочется подчеркнуть, что используемые нами формы работы с детьми, служат прекрасным поводом для содержательного двигательного общения педагога с детьми. Мы стараемся установить с детьми душевную связь:

1.отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность , значимость уникальность.

3. Успех переживается детьми как радость. Этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

4. У детей создается на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать  свое «Я», безопасно проявляя свои чувства и эмоции.

   Если коротко сказать об этом, то прозвучит это так6

- НЕ ПОДАВЛЯЙ, А ВОЗНЕСИ;

- НЕ ДИКТУЙ, А УЧИ;

- НЕ ТРЕБУЙ, А СПРАШИВАЙ;

- НЕ СКОВЫВАЙ, А ОСВОБОЖДАЙ;

- НЕ ЛОМАЙ, А ФОРМИРУЙ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

"Формы работы с семьей по воспитанию здорового ребенка"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому глав...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковСлайд 1. ТитульныйСлайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Серг...

Выступление на педсовете "Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"

Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств.Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения дете...