Проект "Азбука здоровья"
проект на тему

Ольга Ивановна Головина

проект по здоровьесбережению 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Отдел социально-педагогического обеспечения

Творческая работа

Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста

через проектную деятельность

Автор: Головина Ольга Ивановна

Должность: воспитатель

МДОУ ЦРР-д/с №28 «Жемчужинка

Дата_________ Подпись _________

Куратор курса: Ринг Ирма Юрьевна

Дата_________ Подпись _________

Абакан 2010г.

I  Актуальность

«Детям совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными, только

 дети не знают, что для этого надо делать.

 Объясним им, и они будут беречься»

                                                                                                                                   

                                                                                                              Януш Корчак

ЗДОРОВЬЕ– это величайшая человеческая ценность – это то, что желает иметь каждый человек. Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в XXI веке.

Статистика свидетельствует, что физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей. Соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически-полноценной жизни. Это заставляет задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.

         В связи с этим актуально воспитание валеологической культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Ведь так как одно из направлений Президентской инициативы «Наша новая школа» - приоритет здорового образа жизни, который  должен быть в полной мере реализован не только в школе, но и в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому задача каждого педагога ДОУ помочь детям стать телесно и психически здоровым многогранно способным, радостным и счастливым. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах о строении и работе организма, знаний о гигиенических нормах и правилах, будут способствовать развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и удовлетворению естественного интереса к данной проблеме. Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Интерес к проблеме носит личный и жизненный характер.   Для    решения    данной    проблемы    необходима    оптимизация  образовательного  процесса,  разработка  учебно – методического

2

материала  по  валеологии.  

        Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития был реализован в трудах отечественных психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

        Сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (К.Г. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, Л.Г. Татарникова), опыт формирования представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода (С.А. Козлова), опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (М.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, Г.А. Баранчукова, Л.Н. Лагуткина и др.).

Анализ литературы и самоанализ деятельности по данной теме привели к выводу, что отсутствует система по валеологическому воспитанию дошкольников, выявлен недостаток теоретического и практического материала.

        Поэтому мы решили использовать в своей работе проективный метод, так как он является эффективным средством активизации познавательного и творческого интереса не только детей, но, как показывает практика, и родителей, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В связи с этим обозначилась тема проекта: «Азбука здоровья».  

3

II   Механизмы реализации

В 2007 году в рамках Программы развития «Ради будущего детей» разработан проект «Азбука здоровья» по воспитанию валеологической культуры детей дошкольного возраста.

Цель проекта:  создание условий для сохранения и стимулирования здоровья детей и приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о строении тела человека и функциях основных органов и систем.
  2. Научить некоторым приемам первой медицинской помощи.
  3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  4. Формировать ценностное отношение к своему организму.
  5. Создать оптимальные условия педагогического воздействия между взрослыми и детьми.
  6. Воспитывать потребность быть здоровыми.

Сроки реализации проекта: 2007-2010гг.

Целевые группы, на которые направлена деятельность по проекту: дети, педагоги ДОУ, родители. 

Новизна проекта заключается в том, что в проект  включена исследовательская деятельность для того, чтобы помочь ребенку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно, относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей, знать и использовать возможности своего организма.

Инновация проекта в том, что  организация образовательного процесса строится на принципах здоровьесбережения и на внедрении парциальной программы «Здоровье с детства», под редакцией Т.В. Козаковцева.

Ожидаемый результат:

  • у детей сформируются основы здорового образа жизни, ценностное отношение к своему организму;
  • повышение уровня валеологических знаний у педагогов и родителей;
  • создание комплекса методических и наглядных пособий по теме проекта;

4

  • создание комплекса методических и наглядных пособий по теме проекта;
  • обобщение педагогического опыта работы по использованию валеологических занятий в развитии мотивации здорового образа жизни у дошкольников.

Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление  проекта:

  • проанализирована научно-методическая литература по теме проекта;
  • изучены потребности педагогов в совершенствовании форм и методов работы по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни;
  • выявлены потребности родителей в повышение уровня валеологической культуры через опрос и анкетирование;
  • разработан цикл занятий по валеологии для детей дошкольного возраста;
  • разработан перспективный план работы с педагогами ДОУ и родителями;
  • мониторинг исследования уровня физического развития детей.

Механизм реализации проекта «Азбука здоровья»: взаимодействие педагогов, родителей, детей.

В результате реализации данного проекта в работе с детьми использовали:

  • занятия;
  • здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, игры-состязания, подвижные игры);
  • чтение художественной литературы;
  • праздники и развлечения.

Проект предусматривает повышение уровня педагогов по валеологическому образованию, взаимосвязь с узкими специалистами и педагогами дополнительного образования:

  • творческая группа «Неболейка»;
  • открытые мероприятия;
  • ГМО «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
  • индивидуальное и групповое консультирование.

В рамках проекта проводится работа с родителями по следующим направлениям:

  • информационно-аналитическое: опрос, анкетирование;
  • познавательное: семинары-практикумы, индивидуальное консультирование, родительские клубы;

5

  • досуговое: праздники, развлечения, творческие отчеты.

Родители привлекались к проведению всех мероприятий (праздники, экскурсии, выставки, оформления группы и т.д.)

Работа по теме  началась с создания  условий для валеологического воспитания и образования воспитанников. Создан центр «Расти здоровым», который оснащен оборудованием содержит демонстрационный материал, дидактические игры и материал для поисково-исследовательской деятельности. Для решения поставленных задач разработаны циклы тематических занятий  по валеологии: «Я - человек», «Познай себя», «Питание», «Профилактика заболеваний», «Помоги себе и другим» и разработан перспективный план для системной работы с педагогами и родителями. Данная система работы направлена на решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, которая поможет развитию у детей мышления, нацеленного на здоровый образ жизни и на сохранение индивидуального здоровья.

В рамках проектной деятельности осуществляется преемственность по валеологическому воспитанию детей с  ОУ-лицеем №7. Ежегодно проводятся совместные мероприятия. В 2008 году проведены социальные встречи с детьми «Научного общества малышей» (по экспериментальной – исследовательской деятельности с мультимедийным  сопровождением).  Выпускники – учащиеся начальных классов презентовали проекты по здоровьесбережению по темам: «Здоровое сердце – источник долголетия», «Здоровые зубы – веселая улыбка». В 2009 году в рамках преемственности со школой было организовано и проведено совместное физкультурно-оздоровительное мероприятие «Спортивный огород» с детьми коррекционной образовательной школой №8. Осуществляется социальное партнерство с другими образовательными учреждениями города. В 2009 году проведена   экскурсия   в  физкультурно  –  оздоровительный  комплекс   с   целью

обучения детей мини-баскетболу. Посещение  музея и библиотеки осуществляет информационно  –  ориентационную  деятельность.   Партнерство   с   детской

6

поликлиникой координирует деятельность по профилактике и оздоровлению воспитанников.

Социальное партнерство предполагает укрепление внешних связей ДОУ с  широким кругом учреждений на основе единого планирования и организации участия в комплексном  решении задач по формированию навыков здорового образа жизни.

Для решения валеологических образовательных задач у детей старшего дошкольного возраста, было проведено опытно – экспериментальное исследование в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали дети группы «Солнышко» - экспериментальная группа (далее ЭГ) и группа «Незабудка» - контрольная группа (далее КГ). Для диагностического обследования дошкольников использовались методики обследования по выявлению уровня сформированности валеологических представлений Е.А.Терпуговой, комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего  дошкольного возраста В.А.Деркунской, диагностика физического развития и физической подготовленности детей  Т.С.Козаковцева (см. Приложение №1)

Таким образом, в ЭК высокий уровень повысился на 51%, средний на 8%, низкий – отсутствует.  В КГ  высокий уровень повысился на 4%, средний на 24%, низкий понизился на 28%. Контрольный этап эксперимента подтвердил, что внедрение Программы  «Здоровье с Детства», под редакцией Т.С.Казаковцева позволило добиться позитивных результатов. У детей сформировалось мышление, нацеленное на здоровый образ жизни, на сохранение и укрепление здоровья. Опыт использования системы работы по формированию валеологических представлений апробирован в работе с детьми и распространен среди педагогов  ДОУ, города, республики, региона.

Выбранная тема важна, сложна и значима. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни. Он должен получить базовые знания,

которые помогут ему в дальнейшей жизни. Созданная комплексная система работы по формированию валеологических основ  у дошкольников эффективна, о чем свидетельствуют результаты диагностического обследования воспитанников. За основу взяты   Закон РФ  «Об образовании»  (ст.51)  и  положение  об  охране  и

7

укреплении здоровья детей в Концепции дошкольного  воспитания, где сказано, что целостное  развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическим благополучии. Наряду с этим концептуальной основой являются: методы активного формирования здоровья; требования к самому человеку как регулятору здоровья; развитие установки у детей на укрепление,  сохранение здоровья, усвоение определенных гигиенических умений, а также существующие в дошкольной педагогике положение о ценностях здорового образа жизни. Согласно Проекту об инициативе Президента РФ «Наша новая школа» -  работа по данной теме будет продолжаться. Включение данного опыта в образовательную среду связано с необходимостью определения  оптимальных условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников, определения технологии вспомогательного валеологического сопровождения дошкольника, механизмы создания валеологически развивающей среды в семье.

Выявленные и проанализированные факты становятся основанием для замысла дальнейшего продолжения работы в валеологическом направлении.

8

III Методическое обеспечение

Занятие на тему «Моя голова» для детей среднего дошкольного возраста

Цель:  Формировать знания о строении головы и её функциях.

Задачи:

  • Дать детям представления о строении головы и функциях её основных органов;
  • Учить детей пользоваться только своим полотенцем, расчёской, носовым платком; ни с кем не делиться предметами личной гигиены;
  • Воспитывать элементарные навыки здорового образа жизни, стремление заботиться о своём здоровье.

Словарная работа: закрепление понятий- карие глаза, голубоглазый, курносый нос, подбородок, жуёт, откусывает.

Оборудование: фланелеграф, ширма, Незнайка- кукольный герой, сундучок с разными предметами, которыми можно и нельзя поделиться (полотенце, расчёска, платок, конфета и др.), музыкальная открытка, огурец под салфеткой, нарезанный дольками, дидактическая игра «Составь портрет».

Ход занятия.

В группу приходит Незнайка, в руках держит зубную щётку. «А вот и я, а вот и я, узнали верно вы меня! Да, я Незнайка, принёс свою щёточку, сейчас причешусь».

Воспитатель:

- Ребята, что это за щётка у Незнайки? (Зубная) Для чего она? Чем надо причёсываться? Ты наверное, Незнайка, никогда не ходил в детский сад? Садись с нами, мы тебе обо всём расскажем на занятии.

- Как зовут помощника для волос? (Ответ детей)

- Для чего нужна расчёска? (Ответ детей)

- Волосы у всех разные: у мальчиков короткие, у девочек длинные, можно косы заплетать. Чем ещё у вас отличаются волосы? Посмотрите друг на друга (цветом). Для чего нужны волосы? (Ответы детей) Чтобы волосы росли, не выпадали, были чистыми и красивыми, их надо по мере загрязнения мыть, каждый день причёсывать и заплетать.

Незнайка: Дайте-ка и я причешусь вашей расчёской, буду красивым!

9

Воспитатель: Дадим ему расчёску? (Ответы детей) Можно ли чужой расчёской пользоваться? Почему нельзя? (Ответы детей)

                                                 Ой, что же за чудесное,

                                                 Поле расчудесное.

                                                 Выросли на нём и рот, и нос,

                                                 Брови и глаза.

                                                 Что за поле? Вот вопрос

                                                 Я вам задала.

Воспитатель: Да это наше личико, лицо. А это что на нём?

                                                На ночь два оконца

                                                Сами закрываются,

                                                А с восходом солнца

                                                Сами открываются.

Воспитатель: Посмотрите друг другу в глазки, какие они у вас? Коричневые глаза называют карими, а незнайка у нас голубоглазый, у него голубые глаза.

Ребятам предлагается выложить на фланелеграфе два лица, подобрать волосы для девочки и для мальчика.

Воспитатель: Где находятся глаза на лице? Выложите их. Чем глазки окружены? Для чего нужны реснички? Можно ли глаза трогать руками? Что поможет из глаза убрать соринку? (Носовой платок)

- Как вы думаете, плохо будет человеку без глаз? (Ответы) Давайте закроем глаза, как вы себя чувствуете? Глаза не открывайте, я сейчас мимо вас тарелку пронесу, на ней что-то лежит. Сможете ли вы догадаться с закрытыми глазами, что это такое? (Огурец по запаху)

- Как вы узнали? Для чего человеку нос? Выложите на фланелеграфе нос. Где он находится? Какого главного помощника носа вы знаете? А вот у незнайки нет носового платка. Кто с ним поделится? Почему нельзя делиться носовым платком? Что может случиться? (Ответы) (Дети дарят Незнайке носовой платок)

Физминутка. Дети поют песню «У меня, у тебя»

  1. У меня (воспитатель показывает руками на себя),

У тебя (разводит руки, показывает на соседей)

Блестящие глазки (сопровождает показом),

10

           У меня, у тебя- чистые ушки.

Припев: Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

               Мы с тобой. Мы с тобой прыгаем на ножке.

  1. У меня, у тебя аленькие губки,

У меня, у тебя розовые щёчки.

Незнайка угощает всех огурцом, а ребёнок загадывает загадку:

          Красные двери в пещере моей,

          Белые звери сидят у дверей,

          И мясо и хлеб- всю добычу мою

          Я с радостью этим зверям отдаю.

Воспитатель: Что это за красные двери, что за белые звери, которым отдают мясо и хлеб? Для чего нам нужны зубы? Чтобы они были крепкими, в них не образовались дырочки, что надо делать утром и перед сном? А про что эта загадка?

           Если б не было его,

           Не сказал бы ничего! (Язык)

- Для чего человеку нужен язык? Где живут язык и зубы? Где находится рот на лице? (Ответы детей и выкладывание на фланелеграфе)

           А теперь скажите мне,

           Что у нас на голове

            По бокам растёт

            Нам послушать даёт? (Уши)

- Для чего нам уши? Что они умеют делать? (Ответы.) Незнайка принёс нам открытку, она волшебная. Что вы сейчас услышали? (Музыку.) Оказывается, мы не только слышим друг друга, но и можем различать музыку, весёлую и грустную, тихую и громкую.

- Можно ли в уши кричать? Как надо за ними ухаживать? Где уши находятся? Вспомните загадку. (Ответы детей и выкладывание на фланелеграфе изображения отгадки.)

- Оказывается, что и за глазами, и за ушами, и за волосами, и за ртом, и за носом надо ухаживать, помогать им, чтобы они были здоровыми. Посмотрите, как весело нам улыбаются мальчик с девочкой на фланелеграфе, потому что у них ничего не болит.

11

- Сейчас мы проверим, как Незнайка запомнил, какими предметами можно поделиться, а какими нельзя.

Проводится игра «Чем я с другом поделюсь?»

Незнайка прощается с ребятами, благодарит их и делится с ними конфетами.

Познавательное занятие в старшей группе по теме:

«Наши помощники – органы чувств»

Цель: Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

- Познакомить детей с мозгом, без которого человек не может жить; его удивительным свойством – памятью. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, Обоняние и осязание в познании мира.

- Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.

- Воспитывать потребность быть здоровыми.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопросно-ответный);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты, экспериментирование).

Педагогические технологии: проектирование, исследовательские, игровые, развивающие Б.П.Никитина, РТВ)

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки или муляжи с изображением органов чувств)

- Музыкальные инструменты

- Ширма

12

- Баночки с продуктами

- Халаты

Предварительная работа:

- Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы»

- Игры – занятия « Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Пальчики – узнавальчики», «Таинственные флаконы», «Твердый мягкий»

- Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.

Ход занятия

Воспитатель: Хочу спросить у вас, дети, кто такой командир? Какого человека можно так назвать? А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает воспитатель у детей,- что в каждом из нас живет вот такой « командир»? (Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

- Кто из вас знает, как его зовут? Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть – это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? ( Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с « извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга.)  Обобщает высказывания детей.

- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

- А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего « командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие – долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

- Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. (Дети проходят в « Институт здоровья» их встречает ученый.)

Ученый: Здравствуйте ребята. Рад приветствовать вас в нашем Институте здоровья. Вы побываете в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете?  (Ответы детей.)

13

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

- В лаборатории можно находиться в специальной одежде – белых халатах. Как вы  думаете почему? ( Предположения детей.).  Давайте оденем халаты.

Заходим в первую лабораторию. Сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее поймете, какой орган чувств здесь исследуют.

Загадка: На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза – это один из ценнейших

органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

 1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

 2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

 3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

 4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

 5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

 7. Нужно гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз. Проводится комплекс зрительной гимнастики.

Гимнастика для глаз «Белка»

Белка дятла поджидала,

Резко перемещать взгляд вправо – влево.

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри –

Перемещать взгляд вверх – вниз.

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой

Помигать глазами.

14

И пошел играть в горелки.

Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами.

Ученый:

(Предлагает пройти во вторую лабораторию и загадывает загадку.)

Загадка

Маша слушает в лесу,

Как кричат кукушки

А для этого нужны

Нашей Маше…(ушки)

- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)

- Почему вы сели? (Ответы детей.)

- Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха. (Используя карточки по охране слуха, дети перечисляют правила.)

- А еще, Егор знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: Еже!

Отвечает доктор гневно: Еже, еже, ежедневно!!! ( Э.Мошковская)

Ученый: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра:

« Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: « Ау!».

15

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Ученый: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

Проводиться игра: « Какой музыкальный инструмент звучит?»

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Воспитатель: Чтобы по радовать ваш слух мы споем вам веселую песенку. ( Дети исполняют песню «Песенка – чудесенка»).

Ученый: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Загадка: Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.   (Нос)

- А для чего человеку нос? ( Ответы детей.)

- Чтобы  ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Упражнение « Ежики» (Спокойное дыхание через нос.)

Упражнение « Ракета»  (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.)

16

- А теперь я предлагаю игру: «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон…)

Ученый: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

  В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.

- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, мы выполняем гимнастику для языка. Выполняется артикуляционная гимнастика:

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

  1. «Улыбка» Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
  2. «Бублик» Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
  3. «Покусывание кончика языка»
  4. «Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо.
  5. «Лошадка» Поцокать  языком.
  6. «Подуть на кончик языка»

Ученый предлагает игру: «Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту…

Ученый: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Предлагает провести пальчиковую гимнастику: «В гости»

В гости к пальчику большому (выставляем вверх большие пальцы).

Приходили прямо к дому (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук).

Указательный и средний (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно),

17

Безымянный и последний,

Сам мизинец – малышок постучался на порог (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы).

Вместе пальчики – друзья (кулаки стучат друг о дружку),

Друг без друга им нельзя (ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках).

Ученый: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.

Проводится игра: «Жмурки»

Ученый: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.

Воспитатель: Спасибо вам за такую интересную экскурсию. До свидания!

Ученый: До новых встреч!

Воспитатель: Ну, а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Как называется «командир» нашего тела? Мы узнали, что у  нашего мозга есть память.  А помогают ему запоминать наши органы чувств.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья…

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

18

Литература

  1. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение 2002.
  2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие, М.: Педагогическое общество  России, 2005.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» Новосибирск:  Сиб. унив. изд-во, 2009.
  4. Казарцев Т.С. Программа «Здоровье с детства» Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие: О.А.Соламейникова –М.:Айрис-пресс, 2006.
  5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Терпугова  Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов: Ростов н/Д: Феникс,2007.

19

Приложение №1

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов по выявлению уровня сформированности валеологических представлений у детей  участвующих в исследовании представлен в Таблице №1.

Таблица 1

Уровни

ЭГ «Солнышко»

КГ «Незабудка»

Констатирующий этап

Контрольный  этап

Констатирующий этап

Контрольный  этап

Высокий

-

-

15

51%

-

-

1

4%

Средний

12

41%

14

49%

10

38%

16

62%

Низкий

17

59%

-

-

16

62%

9

34%

Всего

29

100%

29

100%

26

100%

26

100%

При проведении констатирующего этапа исследования дошкольников было выявлено  преобладание низкого и среднего уровня сформированности валеологических представлений как в ЭК, так и в КГ. Данные результаты послужили основой формирующего этапа. В этот этап входило: создание оптимальных условий для формирования валеологических представлений у детей, организации занятий по данной проблеме в системе, а также активизация детей в совместной деятельности и в разных видах деятельности. Во время формирующего

 этапа был проведен промежуточный срез в Э.Г. и К.Г., с целью проверки эффективности подбора комплекса занятий по валеологии. Было выявлено, что в Э.Г. уровень валеологических представлений повысился:  высокий уровень на 18% и понизился низкий уровень на 27%. Контрольный этап исследования направлен на проверку эффективности работы по валеологическому образованию воспитанников. Данный этап был проведен по тем  же методикам, что и констатирующий.

Прослеживается динамика  роста уровня валеологических представлений у воспитанников участвующих в исследовании. Контрольный этап позволил полно определить итоговый уровень  сформированности  валеологических  представлений у дошкольников. Так в ЭГ на контрольном этапе 51% детей имеют высокий уровень и 49% -средний, низкий – отсутствует. В КГ, в которой не проводилась целенаправленная работа, но велась методическая подготовка, получили следующие результаты: высокий уровень имеют 4%, средний -62%, низкий -34%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...