Самомассаж дошкольников
учебно-методический материал по теме

Дубровина Мария Алексеевна

Все ли знают, что ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №49 Невского района Санкт –Петербурга.

АВТОР: ДУБРОВИНА МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА.

Самомассаж дошкольников.

Эффект массажа - естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни. Гиппократ

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.

Цель и задачи: (СЛАЙД 2)

  • Создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья.
  • Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
  • Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
  • Осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства.
  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
  • Оптимизировать мышечный тонус.
  • Привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.

При освоении приемов самомассажа необходимо строго придерживаться следующих правил: 

  1. Все движения выполняют по ходу лимфатических путей. Для этого руки массируют от кисти к локтевому суставу, от локтевого сустава до подмышечной впадины (здесь находятся лимфатические узлы). Ноги массируют от стоп до коленного сустава и к паховым лимфатическим узлам. Грудную клетку массируют от середины в стороны, к подмышечным впадинам (к лимфатическим узлам). Спину массируют от позвоночника в стороны и от таза к шее. Поясницу и крестцовую область массируют по направлению к спине. Шею массируют от волосяного покрова головы вниз, к плечевым суставам. Лимфатические узлы массировать нельзя!
  2.  Массажные движения не должны вызывать болезненности или неприятных ощущений, не должны оставлять на теле кровоподтеков, нарушать кожный покров, но массаж следует проводить достаточно энергично, должно появляться ощущение тепла, расслабленности и улучшаться настроение. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
  3.  Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.


Приемы самомассажа. (СЛАЙД 3)

Для проведения самомассажа надо освоить основные приемы: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, потряхивание, встряхивание, ударные приемы и пассивные движения.

Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.

Выжимание выполняется ребром ладони, установленной поперек массируемого участка, или кистью со стороны большого пальца, причем кисть устанавливается также поперек. Проводят такой самомассаж энергично, поэтому он воздействует не только на поверхность кожи, но и на более глубокие слои.

Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц.

Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Применяют на расслабленных мышцах: икроножной, бедра, плеча, на ягодицах. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.

Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки или ноги. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя. При встряхивании мышц ноги центр тяжести переносят на другую ногу, освободив ту на которой проводился массаж, отрывают стопу этой ноги от пола и потряхивают ею, поворачивая то в одну, то в другую сторону.

Растирание. Растирают суставы, сухожилья, пятки, подошвы, бедра. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение, согреть ткань, ускорить рассасывание затвердений, добиться пластичности связочного аппарата, улучшения его подвижности и повышения работоспособности.

Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокно. Усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.

Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.

Массаж головы, лица, конечностей, живота, спины и т.д. Наверняка все знакомы с тем, что при массаже определенных точек носа можно предотвратить простудные заболевания.

 (СЛАЙД 4)

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Самомассаж кистей рук регулирует работу всех внутренних органов и систем человека (здесь расположены рефлекторные зоны). Эту процедуру можно использовать как эффективное средство для устранения усталости и профилактики различных болезней. Самомассаж рук можно выполнять ежедневно.
Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

(СЛАЙД 5)

На подошве масса кожных рецепторов, около 72 тысяч нервных . Можно сказать что это определенные зоны на стопах, которые взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры. Массаж стоп оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы ног. Он благотворен для всего организма в целом. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. Самомассаж подошвенной области ступней помогает не только организму в целом, но и снимает синдром усталости ног, предотвращает появление мозолей, регулирует температуру ног. ВИДЕО С КИРПИЧЕВЫМ МАКСИМОМ.

Хочется отметить, что для дошкольников самомассаж должен сопровождаться игрой, так как это ведущая деятельность детей, или как в нашем видео – словесным сопровождением. Словесное сопровождение при этом развивает речь ребенка, память, внимании, воображение.


(СЛАЙД 6)

Массаж ушных раковин - артикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Воздействуя на 170 известные сегодня точки можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Не зря большинство учёных представляют артикулу, как эмбрион человека в перевёрнутом виде. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.  Такой вид массажа  способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности. Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма. ВИДЕО С НАСТЕЙ ШАЛАНИНОЙ.

(СЛАЙД 7)

Захочется закончить высказыванием Сухомлинского: ум ребенка, находиться на кончиках его пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы развиваем умственные способности ребенка. При приемах самомассажа задействуются мелкая моторика, при  этом воздействие идет не только на ум ребенка, но и на внутренние органы.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самомассаж Материал подготовил учитель - дефектолог Дубровина Мария Алексеевна

Слайд 2

Цели самомассажа : Создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья. Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней. Сформировать привычку к здоровому образу жизни. Осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства. Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Оптимизировать мышечный тонус. Привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.

Слайд 3

Приемы самомассажа : Поглаживание Выжимание Разминание Растирание Потряхивание Встряхивание Ударные приемы

Слайд 4

Самомассаж кистей рук Повышает иммунитет Укреплет мышцы, суставы и связки Является составляющей сенсорного воспитания Тонизирует НС Передает в ГМ поток импульсов

Слайд 5

Самомассаж стопы

Слайд 6

Самомассаж ушных раковин

Слайд 7

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж ушной раковины для дошкольников.

Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому  легко научить  даже дошкольников....

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Самомассаж после сна для дошкольников

Самомассаж после сна для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Гимнастика с элементами самомассажа для дошкольников.

Представляю вниманию воспитателей  и  методистов гимнастику для дошколят с элементами самомассажа. Все упражнения проходят в игровой форме с звуковым веселым сопровождением. Очень нравиться ...

Семинар – тренинг для родителей. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Семинар – тренинг для родителей.ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:- нарушение дыхания и голосообразования;- нарушения общей и мелкой мо...