Занятие "Эмоции и здоровье"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Досаева Вероника Михайловна

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей, по приобщению к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Эмоции и здоровье"26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие “Эмоции и здоровье”

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  • сформировать у детей понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);
  • вести работу по развитию мимики и эмоционально-выразительных движений;
  • расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья;
  • воспитывать культуру общения.

Материал: мультимедийное оборудование, зеркало, картинки с изображением различных чувств и эмоций, картинки с изображением радуги и тучки, два планшета, разноцветные воздушные шары, ваза, маркеры, ткань для игры «Мои цыплята», пластилин «Play-Doh», клеенка, влажные салфетки.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, интерес, страх, злость, стыд, удивление);

– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения;

– разыгрывание этюдов и сценок;

– проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слайд №1 «Эмоции и здоровье» - название занятия.

 - Сегодня у нас очередное занятие здоровья. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом (хором):

Ты пришёл, и я пришёл, 
Вместе нам хорошо. 
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.

- Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? (Ответы детей). Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

 - Девизом нашего занятия станут слова:


«Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать».

(Слова произносятся хором вместе с психологом.)

– Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том, как их можно выразить и как ими управлять.

– Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.

Слайд №2

М/ф “Просто так”, просмотр первых кадров.

– Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).

– Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).

– Какое чувство испытывает мальчик? (Радость).

– А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)

– Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).

– Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)

– А теперь – грусть. Молодцы!

II. Изучение нового материала.

– Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, переживания можно назвать одним словом – эмоции.

– Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.

(Дети по очереди рассказывают стихи и отвечают на вопрос: О каком чувстве идёт речь?)

  1) Весела я, весела,
     Ножками я топаю.
     Я танцую и пою
     И в ладошки хлопаю.

– Какое чувство испытывает девочка? (Радость).

Слайд №3 (обсуждение картинки)

   2) Зайку бросила хозяйка – 
     Под дождём остался зайка.

– Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)

Слайд №4 (обсуждение картинки)

3) На дороге гуси ущипнули Люсю,
   И болела долго у неё нога.
  – Я вам, злые гуси! – погрозила       Люся. 
     А они в ответ ей: “Га-га-га”!

 Какое чувство испытывают гуси? (Злость).

Слайд №5 (обсуждение картинки)

4) Лепит девочка из глины
   Ушки, лапки, хвостик длинный.
   Удивляется братишка: 
   Вышла серенькая мышка.

– Какое чувство испытывает братик? (Удивление).

Слайд №6 (обсуждение картинки)

5) У опушки две старушки
   Брали грузди и волнушки.
  Филин: “У-у-х!”, Филин: “У-у-х!”
  У старушек замер дух: “Жутко!”

– Какое чувство испытывают старушки? (Страх).

Слайд №7 (обсуждение картинки)

6) В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: “Их трогать не нужно”.
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там – посмотреть интересно.

– Какое чувство испытывает герой? (Интерес).

Слайд №8 (обсуждение картинки)

7) Ваза синяя разбита,                                                                                                                 Лужа на паркете...
Мать на мальчиков сердита:
- Отвечайте, дети,
Кто из вас с цветами вазу
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
“Виновата кошка”?
И Володя, и Сережа 
Покраснели сразу. 
Мама спрашивает строже: 
- Кто же трогал вазу? 
Младший прячется за брата, 
Старший смотрит прямо,                                                                                        Говорит: 
- Прости нас, мама, 
Оба виноваты.

– Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).

Слайд №9 (обсуждение картинки)

Слайд №10 (Картинки с изображением различных чувств и эмоций).

– Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей).

 - Правильно, вы все их сейчас назвали.

- Ребята, эмоции можно поделить на две группы. К первой группе относятся хорошие, приятные эмоции. Их принято называть – положительными. А к второй группе относятся плохие, неприятные. Их принято называть – отрицательными. Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы. Положительные вы прикрепите к радуге, а отрицательные к тучке. Каждый возьмите в руки по одной картинке.

(Детям раздаются картинки с изображением различных эмоций, они прикрепляют их к соответствующим картинкам «Радуга» или «Тучка». К положительным относятся: радость, интерес, удивление, а к отрицательным: грусть, страх, вина, злость).    

– Вы молодцы! Справились с этим сложным заданием!

Слайд №11

- При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянем в один домик, в котором живут девочки-подружки.

- Посмотрите на это окно. Какое лицо у этой девочки? А у этой?     (Ответы детей)

(Выражение лиц девочек: испуганное, грустное, злое, радостное, удивленное).

– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.

Слайд №12 (движущиеся шарики под музыку)

– Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Я предлагаю вам сделать их снова разными. А помогут вам в этом маркеры.

Слайд №13 (неподвижные шарики под музыку)

(Дети с помощью маркеров рисуют на шариках).

– Молодцы, ребята, очень разнообразные у нас получились шарики. Давайте поставим их в вазу, они будут украшать наш зал.

(поставить слайд на паузу)

 - Ребята, у меня для вас есть загадка. Послушайте ее внимательно и отгадайте.

Загадка:

Был белый дом,

Чудесный дом.
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое теплое, такое —
Пушистое и золотое!

          (Ответ: цыпленок)

– Правильно, цыплёнок! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Мои цыплята”. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и попробуйте выполнить то, что я вам буду говорить.

(Психолог вместе с детьми садится на пол и накрывает каждого ребенка “волшебными платочками-скорлупками”).

– Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем мы в цыплят играть. 
Желтые, хорошие, 
На солнышко похожие.

- Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.

 - Первый цыплёнок очень удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно»!

(Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).

 - Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.

(Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты).

 - Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.

(Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз).

 - Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: “Какой чудесный мир вокруг!”

(Ребенок повторяет слова: “Какой чудесный мир вокруг!” — улыбается и смеется).

 -  Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.

(Ребенок выполняет действия, указанные психологом, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты).

 -  Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.

(Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга).

 -  Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.

(Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз).

 -  Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. 

(Психолог снимает с себя маску и накидку).

- А теперь мы покружились

И в ребяток превратились!

(Дети проходят на стульчики)

 - Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.

– Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)

– Как положительные эмоции влияют на здоровье? (Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечится от болезней).

– Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет вас делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.

– Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Подушка для битья, стаканчик (мешочек) крика, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).

– Правильно! Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит чудо-пластилин «Play-Doh». Давайте с помощью этого пластилина вылепим собственную злость, а потом победим ее.

Слайд №13 (убрать с паузы)

(Дети работают с пластилином).

III. Итог занятия.

 -  О чём мы с вами сегодня говорили? (Об эмоциях). Правильно, а что такое эмоции? (Эмоции - это чувства, состояния человека).

– На какие две группы делятся эмоции? (Положительные, отрицательные).

– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз.

 - «Я умею думать, я умею рассуждать.
   Что полезно для здоровья, то и буду выбирать».

 -  Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? (Ответы детей)

– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? (Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться, быть дружными).

Слайд №14

– Вспомним совет Кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”

 -  Ребята, у меня есть для вас сюрприз! Я хочу добавить вам еще немного положительных эмоций и дарю вам веселые смайлики! Будьте здоровы!

Слайд № 15

Песня «Улыбка» Шаинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...