Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
статья на тему

Шахаева Елена Юрьевна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОУ и специалистами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konkurs.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здорового  образа жизни

детей дошкольного возраста.

       Подготовила: воспитатель Шахаева Е.Ю

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОУ и специалистами.

Выполнение режима дня – средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности.

В ходе режимных моментов для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности педагогом используются: физические упражнения в ходе утренней гимнастики, подвижные и спортивные игры, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна. Целесообразно включать упражнения с массажными мячами, хождение босиком по массажным коврикам, прием воздушных и солнечных ванн в ходе прогулок, водные процедуры и игры с водой.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни необходимо стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы появилось понимание их важности для здоровья, приучить детей  выполнять их правильно. Дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, хорошо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком. В процессе работы появляется понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, что грязные руки – это нечистоплотно и некрасиво, что это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми педагог проводит индивидуальную работу, объясняет, что лучше делать это  тщательно, вытирать каждый пальчик, что это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу.

В работе по формированию навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры, наглядный материал, чтение художественной литературы. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

При формировании культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности и переутомлению. Поэтому в процессе непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Первые реакции детей на физкультминутки – улыбки и радость от того, что во время серьёзной работы вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Педагог рассказывает детям о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей в ходе работы, необходимо заботиться и о здоровье самих детей, применять в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, музыкальную терапию, с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического действия.

На родительских собраниях, в ходе круглых столов, индивидуальной работы, с помощью консультаций, специальной литературы родители учатся оценивать здоровье ребенка. В «Уголке здоровья» для родителей педагог помещает рекомендации и советы о том, как правильно проводить закаливание, о проведении профилактики гриппа, ОРВИ, об организации правильного, сбалансированного питания ребенка и т.д. Это приводит к тому, что родители начинают уделять больше времени и внимания формированию у детей полезных привычек, начинают внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дает положительные результаты.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста при использовании тренажеров.

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста при использовании тренажеров....

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...