Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста
статья (старшая группа)

Ломакина Елена Алексеевна

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_statya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста.

Человек – живой организм, элемент биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающим миром и воздействует на ее состояние, при этом за последние века это влияние стало определяющим. Оттого человеку характерно анализировать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, предоставить ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, природном состоянии. Особенно с дошкольного возраста должно закладываться в детях понятие о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный воспитательный процесс. Итогом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение пользоваться ими в жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) [4, с. 7].

Реализация вопросов экологического воспитания вероятна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности реализовывать данную деятельность. Кроме того, планируются задачи вырабатывания тренировочных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных вопросов включается и установление познавательного интереса детей к природе. Вместе с образовательными занятиями, решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, внимательного отношения к природе, формирование эстетического отношения к ней. Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учереждении через весь педагогический процесс - ежедневно на занятиях и вне их. В реализации вопросов экологического обучения большое значение имеет естесственное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, оформленный и возделанный участок, дающие возможность долговременного непринужденного общения с природой. [1, с. 9].  Учитывая возрастные необыкновенности детей старшего дошкольного возраста необходимо выбрать такие технологии и занятия по экологическому воспитанию, чтобы ребенок мог не только приобретать знания о природе, наслаждаться ее красотой, но также мог прочувствовать, «пропустить» через себя, получить индивидуальное расположение к миру природы. Технологии и методы работы по экологическому воспитанию с детей старшего дошкольного возраста. Технологии природоохранного воспитания и обучения бывают: наглядные, практические, словесные. Все три категории методов употребляются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.

Каждая из выделенных групп методов предполагает вложение способов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. , в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них [3, с. 79].

Основным методом в экологическом воспитании детей выступает наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, нацеленные на овладение или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельности и рассказы детей на основе наблюдений). Особая роль в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста принадлежит формированию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе надлежит продолжать воспитывать позитивное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей нужно формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т. вне природных условий, не могут существовать без помощи человека; создавать сознательное и бережное отношение к окружающему, организуя определенные поступки (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т. д, проделывать персональные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае надобности ухаживать за растениями (поливать), животными (кормить, поить). Особенное значение заслуживает оценка деятельности детей, которые могут исследовать исполнение своих усилий и действий товарищей. большую значимость в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы подсоединяются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, подразумевает применение не только всевозможных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности применяются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные. [2, с. 11].

Список литературы

1. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. 2013. № 12. С. 9-10.

2. Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы» // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 11-12.

3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». М.: Мозаика Синтез, 2007. 208 с.

4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – походы как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста

Методические  рекомендации по организации походов в форме квеста со старшими дошкольниками в рамках экологического восптания детей....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников старшего дошкольного возраста

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

План работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста

План работы по экологическому воспитанию поможет воспитателям организовать непосредственно образовательную деятельность по формированию у дошкольников экологических представлений. Научит понимать...

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.

Картотека экологических игр для родителей "Поиграй со мною мама"...