беседа с элементами игры "Если добрый ты"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Силантьева Ольга Васильевна

занятие по здоровьюсбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_dobryy_ty.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 4»

Конспект

Беседа с элементами игры «Если добрый ты».

г. Шуя, 2015г.

Цель:   выявить имеющиеся у детей знания; подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям; формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

- привести детей к пониманию, что зрение необходимо беречь ;
-   формировать у детей  умение  заботиться о своём  зрении  ;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 

образовательные:

- расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;

- познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

развивающие:

- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровую ситуацию «Слепой и поводырь»;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти посредством игр «Узнай на ощупь», «Магазин» и ознакомление с буквами из шрифта для незрячих людей.

- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

воспитательные:

-  воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Инвентарь:  ноутбук, фильм о жизни слепых , набор муляжей «Овощи-фрукты», шарфы  для ½ детей группы, 2 корзинки, 2-3 длинные веревки, буквы из  пластилина – шрифт для незрячих людей, книги для незрячих, картинки.

Участники: дети подготовительной группы 6-7 лет.

Части занятия

Описание упражнения

Дозировка

ОМУ

Вводная часть

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Коммуникативная игра "Здравствуй!"

1 мин.

40 сек.

Воспитатель:

- Каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова…

Дети:- Здравствуйте!

Воспитатель: - А кому мы еще говорим это слово?

 Дети:- Маме, папе, бабушке, дедушке, соседям, друзьям.

Воспитатель: - Что же означает это слово?

Дети:- Здравствуйте – значит будьте здоровы.

 Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово "здоровье"? (Ответы детей)

Правильно, слово "здоровье" похоже на слово "здравствуй". Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровье. Давайте поздороваемся и мы.

Дети встают в круг и поочередно пропевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: "Здравствуй, Сережа!" и т.д.

Основная часть

Беседа по интеллектуальной карте

Игра «Угадай кто это?»  

Игра «Магазин»

Игра «Слепой и поводырь».

Физкультура для глаз

Игра «Буквы»

4 мин.

3мин.

2мин.

5 мин.

1мин.

1,5 мин

30сек..

3мин.

3мин

1,5 мин.

3мин.

2мин.

Ребята,  На приеме у какого врача мы уже были?

Посмотрите, к какому врачу на прием мы отправимся сегодня? (Если дети не могут ответить, то воспитатель сам сообщает детям). Мы сегодня идем на прием к врачу-офтальмологу.

 Кто знает, лечением какого органа занимается офтальмолог? Глаз, зрения.

(беседа по карте)

Почему люди обращаются к врачу офтальмологу?

 Они плохо видят. Им прописывают очки, лекарства для лечения зрения. Среди окружающих нас людей тоже есть люди с плохим зрением. Они носят очки.

 Как называют людей, которые плохо видят?  Плоховидящие.  Правильнее их назвать слабовидящие. Среди окружающих нас людей встречаются и люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза. Что вы видите? Какие чувства испытываете? Ничего. Темно. Страшно. Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало.  Откройте глаза.  

Тяжело жить слепым людям. С  какими трудностями они сталкиваются ежедневно, мы постараемся сейчас узнать.

 Итак, подумайте и скажите, с какой трудностью сталкиваются незрячие люди?  Они не видят того, кто стоит перед ним, и не знают что делать. Им трудно узнать этого человека, мальчик это или девочка, а может быть взрослый.

Воспитатель завязывает ребёнку глаза.
С завязанными глазами он должен узнать кого – либо из ребят . 

А как вы думаете, как ему помочь слепому? Назвать свое имя. Сказать мальчик я или девочка. Правильно, незрячий человек не видит своего собеседника и ему нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать себя спокойнее  увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Так гораздо легче общаться. (Дети берутся за руки. Затем воспитатель предлагает детям сесть на стульчики).

(На отдельном столе разложены муляжи фруктов и овощей, желательно с мягкой шероховатой текстурой. Корзинки.).

 Вы сейчас отправитесь в магазин «Фрукты-овощи». Тебе (имя ребенка) мама поручила купить фрукты, а тебе (имя ребенка)  – овощи. Но покупать вы их будете с завязанными глазами. Основное правило игры – детям, сидящим на стульях не подсказывать. (Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит их за руку к столу. Игра начинается по команде).

 Молодцы, выполнили поручение мамы, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Расскажите, что вы чувствовали, когда выбирали фрукты, овощи. (После ответов детей приободрить их, сказать, что и другие дети, да и сам воспитатель ошибся бы, похвалить за смелость. Отметить, что с остальные дети поиграют позже.)

Так с какими еще трудностями сталкиваются незрячие люди? Умение выбирать продукты. Им ничего не видно, они могут перепутать все и купить не то, что нужно. А еще их нужно в магазин отвести, потому что им не видно дороги, помочь сосчитать деньги.

Для слабовидящих и незрячих людей  на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак,  предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (Ответы детей). Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и  служат для них глазами. (Показывается картинка «Собака-поводырь»).

 

 (На свободном пространстве группы раскладываются 2-3 длинные веревки). Помогите друзьям завязать глаза – они будут незрячие люди, а вы – поводыри. Вы должны провести своих товарищей по веревке так, чтобы они не оступились и вовремя поворачивали на поворотах. Аккуратно проведите своих товарищей к веревкам и начинайте движение. (Воспитатель следит за ходом игры, помогает и регулирует движение детей. За тем дети меняются местами). Что вы испытывали, когда были поводырями? Боялись, что дети оступятся, упадут. А когда были незрячими людьми? Было страшно, не знал(а) куда идти.  Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди.(Дети садятся на стульчики).

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их, повторить 6-8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

  1. Быстро моргать в течение 15 секунд, повторить 3-4 раза.

Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.

  1. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Упражнение расслабляет мышцы глаз,  улучшает их кровоснабжение.

Желательно проделывать этот комплекс по несколько раз в день перед зрительной работой и после нее.

  1. Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда  обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми
  2. Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Показ мини фильма о жизни слепых людей.

Воспитатель рассказывает детям о специальном наборе выпуклых букв для слепых людей – шрифте Брайля – и предлагает детям с завязанными глазами узнать буквы (на кубиках с выпуклыми буквами или на примере букв из магнитной азбуки).

А еще незрячие люди пользуются компьютерами, для этого существуют определенные голосовые программы, рассказывающие обо всем, что появляется на экране. Можно слушать, учиться и работать. (Показывается картинка «Ребенок сидит за компьютером»).

Слушать книжки можно и на дисках (Слайд «Ребенок в наушниках»). Скажите, а вы можете слушать книжки на дисках? Да. У меня есть… Замечательно, наверное, такие же сказки слушают и незрячие дети.  Показ книги для слепых.

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что у слепых из – за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности, например, слух. Предложить детям объяснить выражение «слепые люди видят по – своему»

Ребята ,подумайте, и скажите какие профессии у слепых людей? (ответы детей). Чем они могут заниматься.

 Ребята, как надо относиться к таким людям? (их надо жалеть, помогать, им надо сочувствовать и др.) .

Заключительная часть

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

Игра «Чаша доброты»

2мин.

2мин.


Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.

И в заключении занятия я попрошу встать вас в круг.

Посмотрите в окно какое яркое светит солнышко. Протяните свои руки к солнышку. Вы чувствуете тепло? Всё живое тянется к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого человека, и в ваших сердцах. Пусть оно согревает вас и тех, кто вас окружает. Давайте дарить добро людям и природе , не будьте равнодушными к чужой беде , и ваши сердца будут добрыми и нам вместе будет жить лучше и легче.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на тему: «Добрый доктор Айболит».

Цели:1.Укрепление здоровья детей.2. Пополнение знаний детей о способах укрепления здоровья.3. Развитие координации, силы и ловкости движений.4. Закрепление и дополнение знаний о профессии врача и личн...

Беседа "Спешите делать добро"

Беседа для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения к общепринятым нормам взаимодействия между людьми....

Беседа на тему «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»

3 ДЕКАБРЯ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ День инвалида в России. Международный день инвалидов Итак, что же это за событие? В чём его суть? К сожалению, на сегодняшний день в мире насчитывается ...

Беседа «Спешите делать добро»

Формировать добрые взаимоотношения между детьми в группе...

Беседа «Спешите делать добро» старшая группа

Беседа «Спешите делать добро» старшая группа...

Конспект этической беседы по теме "Добро и зло"

Этическая беседа-путешествие «О добре и зле» с детьми старшей группыЦель: Способствовать приобщению детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.Задачи:развивать чувство удовлет...