картотека бесед на тему "Добрые дела" 1 младшя группа
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сентябрь
1 неделя. Мы пришли в детский сад. Наша группа.
№1«Давайте познакомимся».
Цель: изучение правил речевого поведения во время знакомства, продолжать учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
Воспитатель берет двух кукол мальчика и девочку. Подходит к детям.
- Здравствуйте дети.
- Я кукла. Я девочка. Меня зовут Маша. А это мой друг. Это мальчик. Его зовут Саша.
- Мы с Сашей гуляли возле вашего детского сада, и нам стало скучно.
- Я предложила своему другу: «А давай зайдем в детский сад к детям, познакомимся с ними, и у нас будет много друзей. Это же хорошо когда у тебя есть много друзей. Вот мы и пришли к вам в группу.
- Ребята, а вы хотите иметь друзей?
- Да.
- Тогда давайте знакомиться.
- Какая симпатичная девочка в ярком платье, тебя как зовут?
- Лиза.
- Ой, какое красивое имя.
- А тебя мальчик с голубыми глазками как зовут?
(куклы по очереди подходят к каждому ребенку и знакомятся)
- Ну, вот мы и познакомились.
- Ребята, а давайте мы предложим нашим куклам остаться жить в нашей группе. Ведь хорошо когда друзья живут рядом. Можно и поговорить и поиграть. Хотите что бы Маша и Саша поселились в нашем кукольном уголке?
- Да.
- Давайте попросим их остаться жить в нашей группе.
Дети, обращаясь к куклам по очереди говорят: «Саша и Маша, оставайтесь, пожалуйста, у нас!» и т.д.
- Ну что ж, я рада, что вы познакомились с новыми друзьями.
Саша и Маша говорят вам ребята: «Спасибо». Они остаются в нашей группе и надеются, что вы будете хорошими друзьями.
№2 «Безопасность в нашей группе»
Цель: формировать знания о своей группе, развивать умение ориентироваться в групповом пространстве, чувство безопасности и самосохранения; обогащать представление о доступном предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования; воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам, находящимся в группе.
Воспитатель: Ребята, вам нравится наша группа?
Дети: Да, нравится.
Воспитатель: А что больше всего нравится в нашей группе?
Дети: игрушки, книжки и др.
Воспитатель: Я очень рада, что вы любите нашу группу.
Воспитатель: Ребята, но если быть неосторожным, то в нашей группе с кем-то из вас может случиться беда. Давайте вместе подумаем, какая же беда может случиться (подводит к столу с посудой).
Воспитатель: Какая беда может случиться около этого стола?
Дети: Может разбиться посуда.
Слушание рассказа и его обсуждение.
Воспитатель: А теперь предлагаю послушать такой рассказ:
«Однажды расшалился Витя и стал бегать по группе. Зацепил он рукой угол стола. Стол закачался. А на нем стояла посуда с горячим супом».
Воспитатель: Ребята, подумайте, что может произойти с посудой и Витей?
Дети: Посуда разбиться, Витя может порезаться.
Воспитатель: Правильно ребята, посуда от удара может разбиться. Посуда хрупкая от удара она может разбиться. А горячий суп попасть на Витю и других ребят. А осколками от посуды можно пораниться.
Воспитатель: Ребята, а у нас еще есть в группе хрупкие предметы, которые могут разбиться? (вывешиваем картинки)
Дети: Окно, ваза и др.
Воспитатель: Все хрупкие предметы таят в себе опасность для здоровья человека. Они бьются и осколками можно поранить своё тело. Запомните это ребята и будьте с такими предметами всегда осторожны.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а деревянные предметы могут быть опасными?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие вы знаете деревянные предметы? (картинки)
Дети: Стол, стулья, шкаф и др.
Воспитатель: Стекло очень тонкое и хрупкое, может разбиться, деревянные предметы не бьются, они твёрдые (ощупывают руками деревянные предметы).
Воспитатель: Из-за того, что они твердые, эти предметы тоже могут быть опасными для человека.
Воспитатель: Представьте себе, что кто-то из вас очень быстро побежал, а на его пути стоит твердый деревянный стол. Что может случиться?
Дети: Можно споткнуться и удариться.
Физкультминутка:
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, еще двери могут быть опасными вот в какой ситуации?
Дети: Можно прищемить пальцы.
(Опыт: воспитатель подкладывает карандаш в то место, где крепятся петли и резко закрывает дверь – карандаш ломается)
Воспитатель: Ребята, никогда не беритесь рукой за то место на двери, потому что это очень опасно. Что может быть с рукой или ногой?
Воспитатель: А теперь покажите мне, где еще в группе у нас опасные двери?
Дети: В спальню, в приемную и др.
Ситуация общения «Опасности на высоте»
Воспитатель показывает картинки
- Кто у нас смелый? Кто не боится высоты?
- Еще одна опасность подстерегает детей на высоте. Подумайте, что может случиться с ребенком? (картинки)
Воспитатель: А где может случиться беда на высоте?
Дети: На стульях, на кровати
Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, как много опасных ситуаций подстерегают детей, которые не знают правила безопасности. Но нам эти беды не грозят, потому что вы все эти правила знаете и сможете рассказать ребятам, которых сегодня нет. Сможете?
Дети: Да
Рефлексия «Картинки перепутались»
Воспитатель нечаянно путает картинки с опасными предметами и предметные картинки:
- Ой, ребята, что же я наделала. Все картинки перепутались, что же мы теперь расскажем ребятам. Давайте выберем и приклеим картинки с опасными предметами, чтоб их больше никогда не перепутать.
№3 «Режим дня»
Цель: провести беседу с привлечением наглядности, рассмотреть совместно с детьми алгоритм процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов, обратить внимание детей на последовательность режимных моментов.
№4 «Безопасный стульчик».
Цель: рассказать детям, как правильно носить стульчик, как безопасно, не раскачиваясь, на нем сидеть.
№5 «На что они похожи, на какой предмет мебели?».
Цель: развивать наблюдательность, воображение
2 неделя. Мы дружные ребята.
№1 «Как хорошо иметь друзей»
Цель: формирование доброжелательных отношений друг к другу, умения делиться с товарищем.
№2 «Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте.
№3 «Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния.
№4 «Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.
№5 «Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
3 неделя. Мы встречаем осень золотую. Деревья, кустарники.
№1 «Об осени»
Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.
№2 «Чудо рядом с тобой»
Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления и восхищения.
№3 «Как нужно одеваться осенью»
Цель: дать детям знания, что осенью на улице становится холодно, поэтому нужно тепло одеваться, чтобы не заболеть.
№4 «Дождь»
Цель: формировать обобщенное представление об осени, рассматривание картинок осени.
№5 «Растительный мир осенью»
Цель: Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
4 неделя. Фрукты и овощи, грибы и ягоды.
№1«Сад»
Цель: формировать обобщенные представления о фруктах.
№2 «Что такое витамины?»
Цель: дать детям знание о пользе витаминов для здоровья человека, дать понятия: «здоровье», «витамины», закреплять знания об овощах, фруктах.
№3 «Полезные продукты»
Цель: познакомить детей с продуктами питания, полезными для здоровья человека, их значением для хорошего настроения.
№4«Грибы»
Цели: рассмотреть строение гриба; дать детям новое понятие-хрупкий; рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает на зиму, кто ими лечится.
№5 «Опасные грибы».
Цель: рассказать детям, что грибы бывают опасны для жизни, поэтому нельзя их самостоятельно собирать и есть, если нашли грибы на улице, нужно немедленно сообщить взрослым
Октябрь
1 неделя. Солнышко и дождик. Ветер и тучки.
№1 «Небо осенью»
Цель: Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием облака и тучи”.
№2 «Вода и осадки»
Цель: Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.
№3 «Ветер»
Цель: Расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.
№4 «Я и мое здоровье»
Цель: рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни, формировать представления о том, как нужно заботиться о здоровье.
№5 «Осень – добрая волшебница»
Цель: Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.
2 неделя. Птицы и животные.
№1 «Беседа о домашних животных»
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в зимнее время года. Формирование желания заботится о домашних животных.
№2 «Беседа о диких животных в лесу»
Цель: Дать детям представление о о жизни диких животных осенью. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
№3 «Беседа о перелетных птицах»
Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о перелетных птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.
№4 «Контакты с животными»
Цель: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; вовлекать детей в простейшую игровую деятельность.
№5 «Дикие животные»
Цель: расширение представлений о диких животных 3-4 вида характерных для данной местности.
3 неделя. Жил был я. Папа мама, я – дружная семья.
№1 «Семья»
Цель: Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.
№2 «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.
№3 «Моя семья»
Цель: учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
№4 «Бабушки и внуки»
Цель: Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близкому человеку, бабушке.
№5 «Кто живёт с тобой в квартире»
Цель: закрепить знания детей о членах семьи.
4 неделя. Мой дом.
№1 «О пожарной безопасности»
Цель: дать понятие об использовании огня в хозяйстве, промышленности; закрепить знания о том, какие материалы легко воспламеняются, какие являются огнестойкими; сформировать понятие о том, что необходимо быть всегда осторожными с огнем; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
№2 «Бытовые опасности»
Цель: развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения в быту; обогащать представление о доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилам их безопасного использования; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
№3 «Балкон»
Цель: расширить представлении о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых выходить на балкон и играть там.
№4 «Открытое окно»
Цель: расширить представления о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых открывать окна и выглядывать из них.
№5 «Почему заболел Зайка?»
Цель: актуализировать знания детей о том, почему необходимо мыть руки перед едой, мыть овощи, фрукты, дать элементарные представления о микробах, о вызываемых ими болезнях
Ноябрь
1 неделя. Дружба.
№1 «Хороший друг познается в беде»
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
№2 «Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
№3 «Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными.
№4 «Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
№5 «Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе
2 неделя. Мой город.
№1«Мой город»
Цель: Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями.
№2 «Что отличает город от деревни»
Цель: Формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город.
№3 «Что такое улица»
Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес.
№4 «Как избежать беды»
Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности
№5 «Школа пешехода»
Цель: Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения.
3 неделя. В гости к кукле Кате (игрушки).
№1 «Игрушки, которые живут в нашей группе»
Цель: познакомить с игрушками в групповой комнате, определять их местонахождение, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
№2 «Любимая игрушка»
Цель: Понять содержание стихотворения А. Барто "Уронили мишку на пол…" Учить детей жалеть любимую игрушку, помочь ей "вылечиться". Развивать эмоциональный отклик на любимое стихотворение посредством сюжетно-отобразительной игры. Учить детей бережно обращаться с игрушками.
№3 «Мы с игрушками играем»
Цель: Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида. Продолжать обучать детей составлять описательный рассказ об игрушке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.
№4 «Опасные игрушки»
Цель: формировать отрицательное отношение к играм со спичками, приобщать к правилам безопасного поведения.
№5 «Береги игрушки».
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
4 неделя. Наша одежда.
№1 «Как нужно правильно содержать в порядке одежду и обувь»
Цель: формировать у детей КГН, навыки самообслуживания, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и обуви, познакомить с понятием «опрятность», «аккуратность», учить замечать непорядок в одежде.
№2 «Как мы одеваемся на прогулку»
Цель: уточнение названий назначения предметов одежды, обуви, головных уборов.
№3 «Послушные пуговки и шнурки»
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить шнуровать ботинки, упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки), развивать ММР.
№4 «Как нужно правильно одеваться и раздеваться»
Цель: формировать у детей КГН, совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, учить пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи.
№5 «Наша одежда»
Цель: развитие умения различать и называть детали и части одежды (у платья -рукава, у пальто - пуговицы)
Декабрь
1 неделя. Быть здоровым хотим. Безопасность.
«Белая сказка зимы»
№1 «Микробы в жизни человека»
Цель: Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека. Воспитывать основы здорового образа жизни.
№2 «Ура! Зима!»
Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
№3 «Первый снег»
Цель: Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.
№4 «Зимний спорт»
Цель: Знакомить с зимними видами спорта.
№5 «Зимние травмы»
Цель: Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.
2 неделя. Здравствуй зимушка – зима.
№1 «Зимушка - зима»
Цель: Закреплять знания о свойствах снега и льда. Учить любоваться красотой зимней природы.
№2 «Новый год детям радость принесет»
Цель: Поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.
№3 «Новый год у ворот!»
Цель: Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности.
№4 «Путешествие в канун нового года»
Цель: Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.
№5 «Мы – друзья природы»
Цель: Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России.
3 неделя. Дикие животные.
№1«О диких животных»
Цель: сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают своих детенышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие).
№2 «Контакты с животными»
Цель: развивать интерес к правилам безопасного поведения; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; развивать умения отражать в игре при участии взрослого культурно-гигиенические навыки.
№3 «Бездомные животные»
Цель: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; вовлекать детей в простейшую игровую деятельность.
№4 «Дикие животные»
Цель: расширение представлений о диких животных 3-4 вида характерных для данной местности.
№5 «Как дикие животные готовятся к зиме»
Цель: продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.
Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.
4 неделя. Встреча Нового года.
№1 «Скоро, скоро, Новый год!»
Цель: Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем.
№2 «Как узнать зиму?»
Цель: Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой.
№3 «Кто главный в лесу»
Цель: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и животных.
№4 «Зимушка - хрустальная»
Цель: Расширять представления о зиме. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.
№5 «Зимние игры»
Цель: Знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.
Январь
1 неделя. Зимние забавы.
№1 «Кому зимой хорошо»
Цель: Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.
№2 «Узоры на стекле»
Цель: Развивать творческие способности, воображение.
№3 «Зимние забавы»
Цель: Беседа с детьми о «Зимних забавах»
№4 «Как живут растения зимой»
Цели: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.
№5 «О зиме»
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.
2 неделя. Встречаем сказку.
№1 «Здравствуй, сказка»
Цель: Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям.
№2 «Сказки и я»
Цель: Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности.
№3 «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
№4 «
№5 «Дружим с книгой»
Цель: Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, расширять словарный запас.
3 неделя. Красавица зима.
№1 «Как живут растения зимой»
Цели: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.
№2 «О зиме»
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.
№2 Осторожно лед!»
Цель: Формировать представления о безопасном поведении зимой.
№2 «Стайка снегирей»
Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.
№2 «Растительный мир зимой»
Цель: Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.
Февраль
1 неделя. Народная игрушка.
№1 «Народная игрушка»
Цель: Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства.
№2 «Пословицы и поговорки»
Цель: Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.
№3 «Детский фольклор»
Цель: Познакомить с закличками, песенными обращениями к силам природы.
№4 «Считалки»
Цель: Познакомить, вспомнить считалки.
№5 «Войди в лес другом»
Цель: Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.
2 неделя. Фольклор.
3 неделя. Транспорт.
№1 «Транспорт»
Цель: Закрепить представление детей о транспортных средствах.
Закреплять обобщающее понятие «Транспорт»
В подвижных играх учить ходить в колонне по одному, замедлять и ускорять движение, не толкать других, двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, быть внимательным к партнёрам по игре.
№2 «Как правильно переходить дорогу»
Цель: формирование представления безопасного поведения на дороге
№3 «Грузовой транспорт»
Цель: закрепить умение отвечать на вопросы с помощью взрослого.
№4 «Безопасная дорога»
Цель: Воспитывать уважение к профессиям. Закреплять с детьми правила дорожного движения. Знать цвета светофора. Развивать внимание, ориентировку на местности. Знать, что играть на проезжей части дороги нельзя. Учить детей соблюдать правила дорожного движения.
№5 «Светофор»
Цель: дать представление о работе прибора «светофор»; рассказать о сигналах для машин и людей; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.
4 неделя. Профессии. Инструменты.
№1 «Все профессии важны»
Цель: Расширять представления о профессиях связанных с транспортом.
№2 «Защитники Отечества»
Цель: Продолжать знакомить с «военными» профессиями.
№3 «Будущие защитники»
Цель: Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
№4 «Мама – самый дорогой человек на свете»
Цель: Воспитывать чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
№5 «Кем работает моя мама»
Цель: Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы.
№6 «Бабушки и внуки»
Цель: Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близкому человеку, бабушке.
Март
1 неделя. «Маму я свою люблю»
№1 «Спасибо маме»
Цель; дать детям представление о значимости матери для каждого человека, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, любовь и уважение к близкому человеку-маме, обогащать словарный запас детей.
№2 «Мамин день»
Цель: познакомить с праздником 8 марта, воспитывать любовь и уважение к маме.
№3 «Зачем дарят цветы»
Цель: Воспитывать представление о том, что цветы являются признаком любви и внимания.
№4 «Моя мама любит…»
Цель: Закрепить знания детей об увлечениях своих мам.
№5 «Мальчики и девочки»
Цель: формирование первичных гендерных представлений (мальчики - сильные, девочки нежные).
2 неделя. «Встречаем весну»
№1 «О весне».
Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
№2 «Масленица»
Цель: Знакомить детей с традициями русского народа: Дать представление о празднике «Масленица» (проводы зимы, игры, встреча весны, выпечка блинов). Создать праздничную атмосферу, вызвать у детей желание участвовать в играх.
№3 «Весна»
Цель: закрепление и обобщение знаний о весне.
№4 «Жизнь диких зверей весной».
Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной — линька, конец спячки, забота о потомстве.) Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных
№5 «Путешествие в весенний лес»
Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега, сосульки, капель, проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилет птиц, строительство гнезд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений).
3 неделя. «Быть здоровыми хотим»
№1 «Украсим пасхальное яичко».
Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи и традициями, связанными с росписью пасхальных яиц. Воспитывать уважение детей к русской народной культуре.
№2 «Мойдодыр»
Цель: продолжать учить детей умываться (намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло), закреплять умение пользоваться своим полотенцем (разворачивать, вытирать лицо, потом руки, вешать на место), учить аккуратности.
№3 «Полезные продукты»
Цель: формирование знаний о полезной пище.
№4 «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»
Цель: закрепить представление о здоровой пище (молоке).
№5 «Аккуратные детки»
Цель: совершенствовать к.г.н. Формировать привычку следить за своим видом.
4 неделя. Растем аккуратными. Будем заботливыми.
№1 «Посуда - чайная и столовая»
Цель: формирование умения классифицировать предметы.
№2 «Для чего нам нужна вода»
Цель: Знакомство с водой и её свойствами.
№3 «Мы умеем умываться»
Цель: продолжать формировать у детей КГН, навыки самообслуживания, навыки аккуратного и правильного умывания, формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть лицо и руки.
№4 «В гостях у Маши. Из какой посуды будем пить чай»
Цель: формировать умение группировать чайная посуда и столовая.
№5 «Мы любим порядок»
Цель: формировать навыки самообслуживания, учить содержать одежду и обувь в порядке, хранить их на своих местах, обсудить, почему необходимо поддерживать порядок, формировать бережное отношение к вещам, продолжать учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности, закреплять умение пользоваться различного вида застежками.
Апрель
1 неделя. Уже весна, уже красна.
№1 «Весна идет! Весне дорога!»
Цель: Расширять представление о весне. Развивать умение устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы.
№2 «Почему растаял снеговик»
Цель: Расширять представление детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи.
№3 «Путешествие ручейка»
Цель: Уточнять представление детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках.
№4 «Как мы весну встречаем»
Цель: Расширять знания о сезонных видах труда.
№5 «В гости к хозяйке луга»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.
2 неделя. Птицы.
№1 «Птицы весной»
Цель: Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в весенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.
№2 «Птицы»
Цель: Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.
№3 «О перелетных птицах».
Цель: формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
№4 «Знакомство с декоративными птицами»
Цель: Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.
№5 «Приметы весны»
Цель: Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных.
3 неделя. Наши младшие друзья (поведение животных весной).
№1 «В гости к хозяйке луга»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.
№2 «Наши младшие друзья»
Цель: Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных.
№3 «Птицы прилетели»
Цель: Расширять знания о перелетных птицах.
№4 «Весной на водоемах»
Цель: Закрепить правила поведения весной на водоемах, предупредить о возможных опасностях.
№5 «Войди в лес с другом»
Цель: Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.
4 неделя. Мой любимый город.
№1 «Мой край родной»
Цель: Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.
№2 «Город, в котором я живу»
Цель: формирование представлений о родном городе.
№3 «Наша улица»
Цель: знакомство с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника).
№3 «Как избежать беды»
Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
№4«Транспорт моего города»
Цель: Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
№5 «Берегись автомобиля»
Цель: Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.
Май
1 неделя. «Человек и мир природы»
№1 «Фруктовые деревья весной»
Цель: Уточнять и расширять представления о плодовых деревьях. Формировать положительное отношение к природе.
№2 «Солнце в жизни растений»
Цель: Формировать понятия о том, что для жизни растений нужно солнце. Закреплять знания правил поведения в природе.
№3 «Деревья, кустарники и травянистые растения»
Цель: Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники.
№4 «Дикорастущие и культурные растения»
Цель: Уточнять и расширять представления о дикорастущих и культурных растениях. Учить различать по внешнему виду.
№5 «Лесные опасности»
Цель: Расширять представления детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду.
2 неделя. Расцветает все кругом. Удивительный мир насекомых.
№1 «Цветущая весна»
Цель: Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений.
№2 «В гости к хозяйке луга»
Цель: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.
№3 «Опасные насекомые»
Цель: Расширять представления детей об опасных насекомых. Учить различать их по внешнему виду.
№4 «Когда цветет сирень»
Цель: Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание любоваться красотой весны.
№5 «Проснулись бабочки и жуки»
Цель: Учить различать насекомых по внешнему виду и называть их. Формировать желание наблюдать за насекомыми.
3 неделя. Береги свое здоровье.
№1 «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
Цель: продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, формировать полезные привычки, осознанно относиться к своему здоровью, формировать желание вести ЗОЖ (закаляться, заниматься физкультурой и т.д.)
№2 «О бережном отношении к природе»
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
№3 «Предметы, которые трогать нельзя»
Цель: знакомство с источниками опасности на улице.
№4 «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: воспитывать умения правильно общаться друг с другом. совершать хорошие поступки.
№5 «Аккуратные дети»
Цель: формировать привычку следить за своим внешним видом, потребность соблюдения правил личной гигиены и опрятности в повседневной жизни.
4 неделя. Игры забавы с песком и водой.
№1 «Как вести себя в детском саду»
Цель: закрепление навыков правильного поведения в детском саду. Формирование умения общаться спокойно, без крика.
№2 «Игры на свежем воздухе»
Цель: формирование представлений о том, что игры на свежем воздухе вызывают хорошее настроение.
№3 «Изменения в природе»
Цель: расширение и активизация словарного запаса. Развитие желания слушать рассказы воспитателя.
№4 «О волшебнице воде»
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.
№5 «Песок»
Беседа «Пожар в квартире»
Задачи: дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности; закрепить знание у детей домашнего адреса, умение набирать номер 01 на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным пожарной части.
Ход беседы: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим на тему «Если в доме случился пожар» и я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из-под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди. А ведь в основном главной причиной пожара являются люди.
– Как вы думаете, отчего возникают пожары (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)
- Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья,вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
- Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.
– Чем бы вы стали тушить огонь? (Водой, накрыть одеялом.)
– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)
– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)
Сам не справился с пожаром –
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
01 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
- Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.
(Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона).
- Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)
Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожараследует соблюдать правила поведения:
1. Немедленно покинуть помещение, где возник огонь, и закрыть за собой дверь.
2. Двигаться к двери ползком или пригнувшись к полу – внизу меньше дыма.
3. Не прятаться под кровать, диван, стол и т. д.
4. Звать на помощь соседей и прохожих.
5. Когда приедут пожарные, во всем слушаться их и не бояться. Они лучше знают, как вас спасти.
Игра «Доскажи словечко».
- Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар).
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар (в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил (утюг?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над (газом?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег (траву?
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые (предметы?
Помни каждый гражданин
Этот номер… (01?
- А вы знаете, ребята, что в пожарной части работают смелые, сильные и, конечно, добрые люди, которые не жалеют своей жизни ради спасения других.
– Как называется машина, на которой пожарные выезжают на пожар?
– Для чего на машине специальные мигалки и сирены?
- Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный? (Должен быть ловким, быстрым, выносливым, смелым.)
Подведение итогов. Рефлексия.
Наши беседа подошла к концу. Вы все молодцы. Отлично отвечали на вопросы, много узнали о пожарной безопасности
Беседа на тему: «Осторожно –электроприборы!»
Задачи:
- обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании
- закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту
- развивать мыслительную активность, любознательность
- воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами
- вызывать радость открытий, полученных из опытов
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: памятки, музыкальная игрушка на батарейке, пластмассовая палочка, шарф шерстяной, воздушные шары.
Предварительная работа:
-заучивание стихотворения
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки,
Вот что значит – три минутки:
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
(Б. Миротворцев)
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Вы догадались от куда я к вам пришла? Правильно и сегодня мы поговорим с вами на тему электроприборы.
-Ребята, а у вас дома есть электроприборы?
Ответ детей:
-Да
-Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют) (фен, чайник, обогреватель, холодильник, пылесос, электрические лампы в светильниках и т.д.).
-Вот как много электроприборов вы перечислили!
-Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
- А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы?
Ответ детей:
-ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ВСЕ БЫСТРЕЕ И ЛЕГЧЕ).
- А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (ответы детей).
-Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка-это входные ворота в электрическую сеть.
-А что же это невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудится? (ответ детей).
-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы-электроны.
- Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.
-А кто знает, что такое пожар? (ответы детей).
-А что может стать причиной пожара? (ответы детей)
-Еще причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость.
- А что будет, если не выключить утюг? (ответы детей).
-Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.
-А кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор? (ответы детей)
-Нужно вызвать пожарную охрану по номеру 01 или 112, четко и точно назвать свой адрес: улицу, номер дома и квартиру. По вашему сказанному адресу и будет следовать пожарная машина.
-А вы все знаете свой домашний адрес? (спрашиваю у двух-трех детей домаш. адрес).
-Молодцы!.
-Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками т.к. вода проводит электричество и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда, возникнуть пожар.
-А вы любите разгадывать загадки? (ответ детей).
Загадки
1. Если кнопочку нажать
Будет музыка звучать.
(магнитофон)
2. Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьет,
Зато все собьет.
(миксер)
3. На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок
Развеселый огонек.
(настольная лампа)
4. Полюбуйся, посмотри
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(холодильник).
-Вы такие молодцы!
-А вы знаете что есть электроприборы неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в строну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. (в это время педагог разбрасывает шарики по залу).
Вот мы и в волшебной стране.
Опыт 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.
-Ребята давайте возьмем шарики и повесим их на стену. (дети пытаются повесить их на стену, но у них не получается.)
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (ответы детей).
-Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. Какой можно сделать вывод?
Вывод: В волосах тоже живет электричество.
Опыт 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочки шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему? (ответ детей). Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 3. У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, а она не работает. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку-плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила скрывается в батарейках? (ответы детей).
Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток. И она заработала.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
-Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей)
-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Но нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.
-Один, два, три. четыре, пять-вот мы в садике опять.
-Вот и наше занятие подошло к концу.
Главное правило пользования электроприборами для дошкольников. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
И если вы будите соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Сморите на них и не забывайте, что нельзя делать.
-Мы с вами сегодня так интересно поговорили, вы такие молодцы, много чего знаете. Мне пока. До скорой встречи!
Беседа: «Детские шалости с огнём».
Цель: сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.
Задачи: закрепить знание детей о пользе и вреде огня; совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения; воспитывать желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.
Ход беседы:
Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
(Ответы детей)
Правильно, это огонь. Сегодня мы поговорим с вами об этом.
Польза и вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться.
Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Но, когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
Где вы видели огонь? (ответы детей)
(Огонь костра, на газовой плите, огонь свечи, пламя горящих в печи поленьев). Огонь – это хорошо или плохо? Огонь – это и хорошо, и плохо.
Ребята, а назовите, когда огонь – это хорошо, а когда плохо?
(ответы детей)
Огонь друг: Огонь даёт тепло. Свет. На огне готовят пищу.
Огонь враг: при неосторожном обращении с огнём может возникнуть пожар, и дома, и в лесу; можно обжечься и т. д.
Ребята, а задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару? Пожар всегда возникает неожиданно. Вот, казалось бы, только что всё было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым.
Однажды я наблюдала такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю. Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от неё трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя. А если горящая спичка упадёт на кучу промасленных тряпок, то беды не миновать!
Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах, недоступных детям! Это не игрушки, это опасные предметы. Дорогие ребята! Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!» Кстати, а почему так говорится? (ответы детей)Верно! Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.
Вот послушайте, что мне один мальчик рассказал:
Я спичек коробок нашёл
И высыпал его на стол,
Хотел устроить фейерверк –
Всё полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжёт меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!
Меня спасти едва успели,
А вот квартиру не сумели.
Теперь в больнице я лежу,
И боль едва переношу.
Хочу напомнить всем, друзья:
Играть со спичками нельзя!
Вот до чего доводят спички! Ребята, подводя нашу с вами беседу, я хочу вам рассказать несколько правил поведения с огнем и огнеопасными предметами. И вы мне в этом поможете. А вы мне должны пообещать, что обязательно их будете соблюдать всегда и везде! (ответы детей).
(Показывая сюжетные картинки, воспитатель говорит каждое правило)
-нельзя играть спичками дома;
-нельзя включать газ, если рядом нет взрослых;
-нельзя сушить бельё над открытым огнём;
-нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы;
-нельзя зажигать свечи на ёлке;
-нельзя зажигать костры детям;
-нельзя оставлять непогашенные костры;
- нельзя оставлять включенным утюг;
- нельзя вставлять предметы в розетку;
- нельзя детям зажигать петарды.
Вы запомнили ребята? О чем мы с вами говорили? (ответы детей)Молодцы!
Беседа «Пожарный герой он с огнем вступает в бой»
Цели: обобщение знаний детей о противопожарной безопасности, о профессии пожарного.
Развитие мышления, внимания.
Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей одной из опасных профессий.
В.: Здравствуйте, дорогие ребята и педагоги. Сегодня нам предстоит очень серьёзный разговор, а о чём пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку. Итак, слушайте внимательно, а кто отгадает – поднимайте руку.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает.
Без рук, без ног – а бушует,
Шипит и злится – а воды боится.
(Огонь)
Что это, ребята?
Ответы детей.
В.: Правильно, ребята, речь сегодня пойдёт об огне и о том, что бывает, если человек будет относиться к огню беспечно.
Все мы знаем, что человек научился добывать огонь очень-очень давно. В наше время невозможно представить жизнь без огня. А для чего человеку нужен огонь?
(Тепло, готовить пищу, свет). Молодцы, ребята.
А вы знаете, что наши предки считали огонь живым существом?! Они его обожествляли и поклонялись огню. Но проходили века и люди всё больше и больше узнавали о его свойствах и, наконец, огонь в человеческом представлении перестал быть божеством. Люди превратили языки горящего пламени в друзей и помощников.
1. Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг –
Нам огонь – повседневный друг!
2. Нам без яркого огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами –
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг!
3. Всем огонь хороший нужен –
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печёт.
В.: Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека.
4. Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать –
От огня не сдобровать!
5. Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой!
6. Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит!
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
Гибнут в пламене пожара
Даже люди иногда…
Это помните всегда!
В.: Итак, ребята, что же может произойти при неправильном обращении с огнём? (Может произойти возгорание, т. е. может начаться пожар)
С силой бушующего пламени справиться очень трудно. Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны. Ребята, как называют людей этой опасной и такой нужной профессии? (Пожарные) именно об этих самоотверженных людях – пожарных – мы сейчас поговорим.
Все мы знаем, что пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому работники пожарной охраны очень тщательно обследуют каждое здание. Без их разрешения не возводится ни один новый дом, не строится ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, магазины, кафе и рестораны, гостиницы, школы, детские сады, все здания и сооружения.
Пожарные сильные и ловкие. Они постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить силу, ловкость и сноровку.
Пожарные ведут борьбу с огнём. Поэтому они носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них – стальная каска, штаны и куртка из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги.
Ребята, а что нужно делать, если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь?
Правильно, нужно немедленно позвонить по номеру «01» и вызвать пожарную бригаду. Говорить при этом нужно чётко, быстро. Назвать что и где горит, точный адрес и свою фамилию.
1. Если где-то задымится,
Если где-то загорится,
По тревоге, как один,
Позвоним по «01»
2. Мы ближайшему району
Позвоним по телефону,
Где горит и что горит,
И кто об этом говорит.
В.: В распоряжении пожарных бригад специально оснащённые пожарные машины ярко красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, поднятые по тревоге, то все другие машины уступают им дорогу.
1. И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
2. Вой пронзительной сирены
Может оглушить.
Будут и водой, и пеной
Они пожар тушить.
3. И в беду попавшим людям
Пожарные смогут помочь,
С огнём бороться будут
Они и день, и ночь!
В.: Бушующее пламя пожарные заливают водой из специальных шлангов, их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на своей машине. Также пожар тушат специальной пеной или порошком, содержащимися в огнетушителях.
Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им и высокая складная лестница, по которой спасатели проникают внутрь горящего дома через окна или балконы. Спасать людей из горящих многоэтажных домов помогают пожарные вертолёты.
Лесные пожары тушат со специальных самолётов и вертолётов.
А вы знаете, почему возникают пожары? В лесу?
(Игры со спичками, не выключенные электроприборы, неисправная электропроводка, курение в постели, сушка белья над открытым огнём. Костёр, брошенная сигарета, молния, осколок зеркала или стекла.)
А как нужно вести себя, если начался пожар?
(Не паниковать, не прятаться, держаться ближе к полу, чтобы не задохнуться от дыма, не бить стёкла на окнах, ели загорелась одежда – набросить одеяло, пальто, чтобы перекрыть доступ кислорода, пытаться сбить пламя) обязательно попытаться вызвать пожарную бригаду.
Профессия пожарного требует самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья. Чтобы получить такую опасную и очень нужную профессию, нужно вести здоровый образ жизни, много тренироваться, чтобы стать сильным и выносливым и, конечно же, быть очень дисциплинированным.
А теперь давайте проведём КВН и узнаем, кто лучше всех знает опасности, которые подстерегают детей при игре с огнём и то, как их избежать.
Выбор двух команд по 5 человек «Огонёк» и «Уголёк». Представление жюри.
В.: Наш первый конкурс называется «Причины пожаров». Вам необходимо перечислить причины пожаров.
1. Причины пожаров.
Команды отвечают по очереди. Кто готов – поднимает флажок. За правильный ответ – жетон. Итоги – по количеству жетонов.
В.: (вопрос залу): Ребята, что нужно делать, если начался пожар? (Набрать номер «01» и сообщить, что и где горит, точный адрес и фамилию звонившего). Следующий наш конкурс так и называется «Сообщение».
2. «Сообщение»
Итак, команды, перед вами стоят телефоны. Ваша задача добраться до телефона, набрать «01», сообщить адрес и название своей команды. Например: Октябрьский 119, «Уголёк». По очереди все участники команды, на время. Самая быстрая и внимательная команда получает жетон.
В.: Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? Работа эта опасна и трудна. Вы прекрасно знаете, что пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, потому, что дорога каждая секунда. Посмотрим, умеете ли быстро собираться. Предлагаем вам поиграть в игру «Хочу быть пожарным»
3. «Хочу быть пожарным»
Игроки снимают обувь, опускают её в мешок. По команде обувь высыпают из мешка, дети должны найти свою пару и обуться. Учитывается скорость и дисциплина.
В.: Молодцы, ребята! А теперь такое задание. На плакате нужно выбрать и обвести фломастером наиболее доступные средства пожаротушения.
4. «Средства пожаротушения»
Командам раздают плакаты, на которых среди разных предметов есть изображения средств пожаротушения. Команды могут заработать два жетона – за скорость и за правильность.
В.: Пока команды готовятся, уважаемые зрители-болельщики, предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись».
Я буду называть слова, а вы, услышав те из них, которые относятся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.
5. «Не ошибись»
Режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, краска, огонь, играет, поёт, 01, ноты, рисует, тушит, варежки, песок, спички, сверлит, одеяло, вода, веники, снег.
Показ командами плакатов. Жетоны победителям.
В.: И последнее задание – «Отгадай загадку»
Командам по очереди (флажок), ответ – жетон.
6. «Отгадай загадку»
1. В лесу разводят для тепла,
Чтоб из тела дрожь ушла.
Нужно это для души –
Не забудь лишь потушить. (Костёр)
2. Растворителем разводят,
Красоту дома наводят.
Но беречь надо меня
От опасного огня. (Краска)
3. Красны камни в животе,
Чайник пляшет на плите,
Сверху воет, снизу тянет,
Запах пищи всех дурманит. (Печь)
4. Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слёз. (Свеча)
5. дремлют в домике девчонки –
Бурые шапчонки. (Спички)
6. Всё ест – не наестся,
А пьёт – умирает. (Огонь)
7. Очень страшен,
Пышет жаром,
А зовётся он….(Пожаром)
8. В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)
9. Кто опасен всей округе
Знойным днём, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова.
Без пальто в мороз суровый? (Пожар)
В.: Пока жюри подводит окончательные итоги, предлагаю вам всем поиграть в игру «Потуши пожар».На магнитной доске – факел с языками пламени. Вопрос – ответ. За правильный – снимаем язык пламени.
7. «Потуши пожар»
1. Что нужно делать при пожаре?
2. Назовите основные причины возникновения пожара
3. Можно ли бить стёкла окон при пожаре?
4. Что страшнее во время пожара – дым или огонь?
5. Что нужно делать, увидев человека в горящей одежде?
В.: Дорогие ребята, с вашей помощью мы сегодня потушили пожар. Вы показали свои знания, смекалку, находчивость. А теперь – слово жюри.
Подведение итогов, награждение команд.
В.: Наш разговор окончен,
Спасибо за внимание.
И всем вам говорю я:
«До встречи! До свидания!»
Консультация для родителей
«Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
- Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
- Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
- Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
- в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
- не тушить огонь в квартире самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации .
Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бесед по окружающему миру в младшей группе
Картотека бесед по окружающему миру в младшей группе...
Картотека бесед по ОБЖ для 2 младшей группы.
Картотека бесед по ОБЖ для 2 младшей группы....
Картотека бесед по ознакомлению с окружающим младшая группа
Картотека бесед по ознакомлению с окружающим младшая группа...
"Картотека бесед по ОБЖ во второй младшей группе"
Картотека беседпо ОБЖ для второй младшей группы Беседа № 1.Тема: «Пожарная безопасность»Цель: познакомить c основами пожарной безопасности и самосохранения человека, научить пользоват...
Картотека бесед о гигиене в первой младшей группе
Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками — это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны, культуры поведения, а с другой, здорового обра...
Картотека бесед по безопасности в первой младшей группе
Картотека бесед по безопасности в первой младшей группе...
Картотека бесед по обж во второй младшей группе
Развитие основ безопасного поведения в быту и на улице у детей трех - четырех лет...