Эмоциональное развитие детей раннего возраста
статья по теме
Для детей раннего возраста необходимо развитие эмоционольного мира, так как эмоции и чувства имеют важнейшее значение в жизни детей. Положительные: веселье, радость, интерес, удовольствие - повышает активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный мир ребенка на третьем году жизни
Главное в этом возрасте - воспитать у малыша доброжелательное отношение к взрослым и детям и дать ему понять, что он нужен и любим.
В раннем детстве дети эмоционально зависимы, нетерпеливы, их поведение определяется чувствами и желаниями, им трудно воздержаться от того, что хочется, они легко переключаются с одной деятельности на другую. Внутреннее торможение развито недостаточно.
Двухлетний малыш необычайно эмоционально "заражаем": он легко перенимает настроение других людей, особенно близких. Бурные выяснения отношений между взрослыми травмируют его.
С увеличением физической и познавательной активности, со все возрастающими проявлениями любознательности эмоциональные переживания ребенка становятся более яркими. Он воспринимает мир в многообразии звуков, красок, явлений, радуется самой незначительной мелочи - мокрому камешку в луже, брызгам воды из шланга, поблескивающей стекляшке на солнышке. А если не проявляет эмоции в данный момент, то чем-то постоянно занят: копает, собирает, месит, возит, пересыпает или попросту смотрит. Познавательные эмоции присутствуют даже в самом, на ваш взгляд, бестолковом и бессмысленном занятии: бросает камешки в лужу, хлюпает ногами по воде. Познает и наслаждается этим. Нисколько не огорчен, что промок. Плачет от того, что запрещают такие интересные действия, что за них наказывают. Недоумевает и обижается.
Естественное стремление малыша к познанию родители зачастую гасят словами: « Не брать», «Не стучать», «Не хватать", «Не лезть" и еще множеством указаний, хотя любят его и балуют заморскими фруктами и сладостями. От запретов у ребенка, как уже было сказано, возникает чувство обиды, он ощущает себя незащищенным, обделенным. Пробует опять шалить, но его снова наказывают, и он опять обижается. От такого воспитания, прежде всего, страдает эмоциональная сфера.
Обычно в два-два с половиной года ребенок начинает отделять себя от окружающих, осознавать, что он есть и вокруг себя уже концентрирует свои чувственные переживания: «мне больно», «мне холодно», «мне хорошо», «я хочу» и т.д.
Может показаться, то он становится слишком эгоцентричным, это происходит потому, что малыш еще не способен понять тонкости человеческих взаимоотношений. Он не заботится о том, нравится ли взрослым его поведение, а если они выражают недовольство, то бурно протестует. Яркие эмоции пронизывают ребенка, особенно в моменты проявления им самостоятельности, он настаивает на своем «не буду» не потому, что упрям и глуп, а потому, что уверен в правоте своего сиюминутного желания.
Для создания у малыша благоприятного эмоционального состояния полезно придерживаться соответствующего этому возрасту режима сна, приема пищи, активного и радостного бодрствования. Стремясь соблюдать режим, по-прежнему старайтесь не вызывать у ребенка отрицательных эмоций в связи с этим. Если малыш заигрался и возбужден, не надо резко хватать его и, несмотря на все протесты, нести в постель. Пусть прежде получит установку на засыпание. Поменяйте ход игры. Хотя бы так: «Сейчас уже поздно, на небе вот-вот зажгутся звездочки, все формочки, все палочки найдут свои домики и лягут спать. И тележка с совочком тоже будут отдыхать, давай им поможем!» - игра закончится в эмоциональном плане благополучно.
Эмоции и чувства имеют важнейшее значение в жизни детей. Положительные: радость, веселье, удовольствие, интерес - повышает активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье.
Основным источником радости для ребенка третьего года жизни является его активная деятельность и общение с близкими. Создавайте ему условие для удовлетворения потребности в разнообразной деятельности, движениях, играх, не мешайте помогать взрослым.
Хорошее настроение вызывают у ребенка добрые интонации, приятные слова взрослого, соучастие в игре. Малыш чувствует, что он мамин помощник, что он ей необходим, - и поведение его эмоционально уравновешивается. Иногда достаточно ласкового взгляда, и ребенок останется очень доволен, т.к. тонко чувствует настрой окружающих.
В некоторых семьях считают, что трехлетний карапуз уже взрослый, многое может сам (хотя не научили) и требуют в приказном тоне сделать что-то недоступное или непонятное, вынуждают подолгу находиться в одиночестве (наказывают так), оставляют у безразличных соседей. Ребенок "вдруг" становится агрессивным, обиженным, замкнутым, даже развитие его может приостановиться.
Из-за несогласованных действий, взглядов на воспитание, непоследовательных требований взрослых, у малыша возникает раздражительность, нервозность, упрямство.
Бабушка, укладывая внучку, читает ей, гладит по головке, оставляет включенным ночник, а мама кладет дочку спать, тушит свет и уходит, сказав: "Спокойной ночи". Папа настаивает, чтобы дочь ела сама, а мама всегда ее кормит, так, мол, быстрее и аккуратнее.
При таком воспитании девочка будет постоянно нервничать и, мало что усвоит, поскольку ее настроение все еще очень зависит от взрослых.
Если маленького ребенка вынуждают подолгу не двигаться, то его эмоциональное состояние резко изменяется в отрицательную сторону. К ограничению движений часто прибегают родители, желая утихомирить непоседу.
Дети не могут бездействовать, долго стоять (с мамой в очереди), долго сидеть (на коленях у родителей, на стуле). Ребенок не то что не хочет, а еще не способен в этом возрасте сдерживать импульсы желаний. Ограничивая его стремления, мы искусственно создаем основы для плохого эмоционального состояния.
Если прибегать к подобным действиям, то очень легко нарушить функционирование нервной системы. Ребенок станет чересчур возбудимым, эмоционально неуправляемым, а вот подвижные, интересные игры исцеляют от плохого настроения. Помогает прослушивание приятных мелодий, подтанцовывание, прогулки во дворе или на бульваре, где вокруг цветы и деревья, слышно пение птиц. Малыш получит удовольствие, понемногу начнет понимать прекрасное.
Эмоции ребенка зависят от многих факторов: его индивидуальных черт, подражательных способностей, темперамента, образа жизни семьи, отношений близких людей.
В том случае, если третий год жизни упустить (а он очень важный в плане воспитания чувств и эмоций), человек многого недополучит от родителей. Никакие сладости, красивейшие одежды и игрушки не компенсируют эту потерю.
Родителям надо знать, что к трем годам малыш уже способен не проявлять некоторых негативных эмоций, так как знает, что криком добиться желаемого нельзя, что не все можно, что хочется; что не разрешается пускать в ход кулаки, настаивая на своем. Конечно, сдерживать эмоции трудно, но надо научиться преодолевать их: хочется еще поплавать в ванне, но пора вылезать из воды, хочется еще погулять, а надо идти домой. В эмоциональной сфере ничего не происходит само собой. Правильным выражениям эмоций учат ребенка именно родители, учат налаживать контакт с другими взрослыми и детьми, учат отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного, учат ощущать и в какой-то мере оценивать свои возможности.
Еще одной особенностью эмоционального развития ребенка в этом возрасте является испытываемое им чувство радости в результате хорошо выполненных действий или удачной игры. Малыш учится надевать колготки, снимать кофточку, застегивать пуговички, пряжки, кнопки. Не простая задача для ребенка, которому чуть больше двух лет. Обучаясь бытовым действиям, он сосредоточен, проявляет настойчивость, упорство. Малыша радует, если он выполнил задуманное. Это ценное чувство, вызванное достигнутым результатом, необходимо поддерживать. Похвалите, обратите внимание на его умелость, расскажите пришедшему с работы папе, порадуйтесь вместе. Положительные эмоции, предвкушение и ожидание похвалы станут для ребенка стимулом новых достижений.
Смелее активно привлекайте сына или дочку к участию в процессах
одевания, раздевания, умывания, купания, пусть осваивает навыки аккуратной самостоятельной еды. Но происходить это должно при положительном отношении к предлагаемым действиям. Заинтересуйте, а не заставляйте насильно, не стыдите, не ругайте. Учите и помогайте.
На третьем году жизни еще многое не получается, дети, воспитывающиеся дома, как правило не владеют самими элементарными навыками самообслуживания. Взрослые их кормят, одевают, сажают, поднимают. Относятся к ребенку как к кукле, с которой интересно, но от которой ничего нельзя требовать, которую ничему нельзя научить. Дети вырастают неумейками не потому, что были неспособны научиться чему-либо, а потому, что им не дали такой возможности.
Активное участие ребенка в совместных действиях со взрослым создает стремление повторить эти действия самостоятельно, попробовать свои силы. Если родители постоянно выполняют все за малыша, он остается пассивным наблюдателем. От безделья начинает шалить, вертеться, садиться на пол, капризничать. У него вырабатывается отрицательное отношение к любым требованиям взрослых, не возникает желания что-то сделать самому. Лишая ребенка возможности активно заниматься чем-либо, вдоволь двигаться, родители невольно воспитывают пассивность, равнодушие, в то время как наиболее ценным приобретением в области эмоционального развития является чувство радости после завершения начатой работы: сделал ход в песчаной пещере, влез на небольшую лесенку.
Малыш по многу раз и с удовольствием слушает одни и те же стихи, сказки, выполняет одни и те же игровые действия. Запоминает, сопоставляет, совершенствует умения, поэтому и повторения ему никогда не наскучат.
Эмоции в его жизни тесно связаны с умственным развитием, в процессе которого они совершенствуются, изменяется их сила и глубина. Вы купили сыну набор формочек, вложенных одна в другую. Яркие предметы сразу привлекли внимание. Ребенок их вытащил из пакета, насыпал в них песок и камешки, поиграл и решил сложить как было. Не получилось: одна в другую не входит, сообразительности не хватает. Получается вложить только одну, остальным нет места. Мальчик пытается выполнить задачу: собрать, как было, как просит мама. Старается, но терпит неудачу. Сердится, что-то недовольно бормочет, просяще и растерянно смотрит на маму, говорит: «никак», «не получается». Сплошное разочарование, гамма отрицательных эмоций приводит к отказу или отталкиванию таких только что интересных предметов. Однако он снова возвращается к начатому делу и сердится еще больше, отрицательные эмоции, в данном случае побуждают его довести действие до желаемого и ожидаемого результата.
Мама показывает, объясняет, располагает формочки по размеру. Обращает внимание сына на самую большую формочку, потом на среднюю, на ту,что поменьше, на совсем маленькую.
Не сразу, возможно дней через пять или шесть, малыш овладеет сложным действием. И пока он будет совершенствовать умения, станут меняться его эмоциональные реакции. Начнет что-то получаться. Вложит две-три формочки - поймет принцип сбора. На каждое удачное действие придется гамма положительных эмоций. Будет приговаривать: «хорошо», «вот так», хлопать в ладоши, личико озарится улыбкой. Он обязательно принесет вам и покажет свое «творчество», причем будет требовать вашего внимания столько раз, сколько у него получится удачных действий. Ребенок счастлив от того, что он получил результат. Положительные эмоции вселяют уверенность, желание играть с этой игрушкой и делать именно так, как надо.
Манипулируя предметами, ребенок знакомится с новой формой, сочетанием цветов, соотношением размеров: было пять разных формочек, стала одна, красная, остальные спрятались.
Вскоре наступает момент полного осмысления действий и овладения ими Мальчик легко и быстро справляется с бывшим еще недавно трудным делом. Его действия сопровождаются явно выраженными положительными эмоциями: глаза блестят, улыбается, активен, не отвлекается. Но теперь эти эмоции слегка завуалированы, не так ярки, как прежде. Ребенок действует сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне. Сложив правильно формочки, переходит к другим играм.
При овладении иными способами новых действий в быту или в игре малыш вновь проходит путь от неумения (с отрицательными эмоциями), через овладение (с яркими положительными эмоциями) к совершенным действиям со скрытыми положительными эмоциями, именно они будят мысль и зовут к новым достижениям. Поддержите ребенка, пусть порадуется еще раз результатам своих самостоятельных действий. Похвалите за старательность, даже если результат далек от желаемого. Это необходимо и для того, чтобы дети не отлынивали от трудностей и не занимались только тем, в чем преуспевают.
Зададим себе и такой вопрос: а есть ли у малышей чувство юмора? Приглядитесь к двух-трехлетнему малышу. Вы обнаружите, что ребенок в этом возрасте начинает понимать смешное, это качество имеет прямое отношение к эмоциональному развитию. Малыш смеется, когда запускают для него волчок или заводную игрушку, когда видит на представлении танцующего медведя в коротенькой юбочке или когда бабушка не может найти очки, торчащие из кармана.
Юмор, бывает, переплетается с хитринкой в поведении, сливается с игрой воображения. Мама просит дочку подать салфетку, но девочка отвечает, что салфеток на столе нет, а есть листочки, которые принесла из леса лисичка.
Дети часто нарочно смешат друг друга. Смотрят один на другого, и заливаются, словно соревнуясь, - кто громче. Им весело и хорошо вместе!
Смешное они могут увидеть в том, что домашнему коту привязывают бантик на шею, или в том, что папа, изображая медведя, надевает лохматую шубу, начинают понимать, что это смешно, потому что не по-настоящему, а понарошку.
Чувство юмора у малолетних детей зависит от уровня умственного раз вития. К трем годам малыши могут развеселиться, услышав веселую потешку с забавным для них сочетанием звуков: «Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру», а коровка вслед ему: «Му- му-му. Му-му-му». С восторгом станут повторять эти слоги благодаря отличной памяти.
Но ребятишки могут смеяться и увидев трепещущую бабочку с оторванным крылом. В подобных случаях слово за родителями. Они обязаны объяснить, что это жестоко.
Как и многие качества личности, чувство юмора воспитывается с раннего детства!
3.Волосова "Развитие ребенка раннего возраста"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
В этой статье говориться об особенностях и значимости развития эмоциональной сферы малышей....
Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...
самообразование на тему "Социално-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
§Помочь детям раннего возраста и 2-ой мл. группы преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;§Познакомить детей с основными эмоциями, дать понятие о разделении эмоций на положительные и о...
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...