Организация оздоровительной работы в ДОУ
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.docx | 45.99 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Организация оздоровительной работы в ДОУ»
Подготовила: Михнёва И.Н.- старший воспитатель
В настоящее время очень актуальна проблема здоровья детей. Анализ состояния здоровья воспитанников в ДОУ показывает, что только 26% детей практически здоровы, 67% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 7% - хронически больны. Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания, по понятным всем причинам: экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета, низкая двигательная активность, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, предпочтение теле и видео программ и др., которые носят объективный характер. В связи с этим, задачи укрепления и сохранения здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия особенно актуальны. В новой образовательной ситуации это обязательное требование к дошкольному образованию.
Главная цель оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные задачи в этом направлении:
-укрепление здоровья воспитанников,
-воспитание потребности в здоровом образе жизни,
-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка,
-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни,
-выявление потребностей, склонностей и способностей детей через систему спортивно- оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.
Успех решения задач в этом направлении определяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей:
-материально- техническое оснащение,
-организацию двигательного режима,
-оздоровительную работу,
-коррекционную работу,
-систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков ЗОЖ.
Материально- техническое оснащение включает необходимые условия в ДОУ для физического развития и оздоровления дошкольников: спортивный зал, площадку, спортивный инвентарь и оборудование , организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение.
Основными принципами построения здоровьесберегающей среды является:
- Индивидуальный и дифференцированный подход:
-двигательный потенциал ребенка,
-уровень физического развития,
-предпочтение в зависимости от пола.
- Стабильность и динамичность развивающей двигательной среды:
-двигательное оборудование, с учетом возможностей использования.
- Эмоциональность и эстетичность:
-оборудование вписывается в общую эстетическую среду группы.
- Учет культурных и национальных традиций:
-оборудование для народных игр и национальных видов спорта.
- Двигательная среда ДОУ в целом:
-физкультурное оборудование,
-оздоровительные центры в группах (физкультурные уголки).
Физкультурно - оздоровительная работа строится на основе мониторинга физического развития (определение уровня физического развития, физической подготовленности, диспансеризация), с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направления развития: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное.
Модель физкультурно - оздоровительной работы представлена комплексом мероприятий:
-двигательный режим,
-профилактические мероприятия,
-различные формы оздоровления,
-закаливающие мероприятия,
-взаимодействие с семьями воспитанников.
Система лечебно- профилактической работы включает в себя:
-соблюдение режима,
-правильную организация сна,
-прогулки на свежем воздухе,
-закаливание,
-массаж,
-витаминизация,
-фитотерапия,
-профилактика (простудных заболеваний- оксалиновая мазь и тд.),
-индивидуальные профилактические мероприятия,
-экологическая безопасность.
В лечебно-оздоровительной и профилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная роль принадлежит закаливающим мероприятиям.
Систематическая реализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечивает основу нормального физического и психологического развития. Закладывает фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. В детском саду практикуется несколько видов закаливания, позволяющих охватить большее количество детей: хождение босиком, контрастное воздушное закаливание.
Одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни - прогулка. Для повышения её эффективности большое внимание должно уделяться занимательной двигательной деятельности (традиционная и нетрадиционная) доставляющую ребенку не только мышечную, но и эмоциональную радость.
При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашего дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. Начиная, со средней группы, работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности проводится по пяти направлениям:
- «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа жизни»;
- «Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту);
- «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения);
- «Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе);
- «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)
Составлены циклы Уроков здоровья и безопасности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Подобранный по данному направлению теоретический и практический материал позволяет воспитателям дать детям 3-7 лет валеологические знания, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки ведения здорового образа жизни, формировать основы безопасной жизнедеятельности.
Работа по оздоровлению детей также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)
Важная роль в укреплении и сохранении здоровья воспитанников отводится двигательному режиму, направленному на удовлетворение природной потребности детей в движении.
Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
ДА способствует
• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям
• Росту физической работоспособности
• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем
• Формированию личностных качеств
• Улучшению психолого – эмоционального состояния
• Укреплению психического здоровья
• И др
Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - это малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие».
ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО: у ребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для: - построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дош. возраста целевых ориентиров.
Модель двигательного режима включает:
- физкультурные занятия,
- утренняя гимнастика,
- гимнастика после дневного сна,
- физкультминутки,
- игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
- подвижные игры и упражнения на прогулке,
- закаливающие мероприятия
Модель двигательного режима для детей 3-7 лет
№ | Формы двигательной активности | Особенности организации | Возраст |
1 | Физкультурные занятия | 2-3 в неделю | 1,6-7 |
2 | «Утро радостных встреч»- коммуникативные игры | Ежедневно 3-5 мин | 3-7 |
3 | Утренняя гимнастика | Ежедневно в течение 5-10 мин. | 1,6-7 |
4 | Утренняя гимнастика с использованием технологии «СА- ФИ- ДАНСЕ» | Ежедневно в течение 7-10 мин. | 3-7 |
5 | Двигательная разминка во время большого перерыва меду занятиями (с преобладанием статических поз) | Ежедневно в течение 7-10 мин. | 4-7 |
6 | Физкультминутка (динамическая пауза) | Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности в течение 3-5 мин. | 3-7 |
7 | Релаксация (во время занятий познавательного и художественно- эстетического цикла) | 2-3 мин. | 3-7 |
8 | Нетрадиционные виды упражнений: -игропластика, -пальчиковая гимнастика, -музыкальные подвижные игры. -игры- путешествия | Во 2-ю половину дня 10-15 мин. | 3-7 |
9 | Креативная гимнастика | По мере необходимости во время занятий 2-3 мин. | 4-7 |
10 | Занимательная двигательная деятельность на прогулке (физические и спортивные упражнения, подвижные и народные игры) | Ежедневно во время прогулки подгруппами, подобранные с учетом ДА и физической подготовленности детей, в течение 20-25 мин. | 3-7 |
11 | Оздоровительный бег | В конце утренней прогулки | 4-7 |
12 | Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время вечерней прогулки в течение 10-12 мин. | 1,6 -7 |
13 | Прогулки, походы (пешие, лыжные) в лес или ближайший парк | 2 раза в месяц, отведенное для физкультурного занятия и организованных воспитателем игр и упражнений, в течение 6—90 мин. | 5-7 |
14 | Игровой самомассаж | Ежедневно после прогулки или после сна | 3-7 |
15 | Бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастным и воздушными ваннами | Ежедневно в течение 10 мин. | 1,6-7 |
16 | Учебное занятие по физической культуре: -контрольно- проверочное, -тренировочное -тематическое, -сюжетно- игровое. -с использованием ритмо-пластики, художественной гимнастики | 3 раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом ДА детей, в первой половине дня (одно занятие проводится на воздухе) в течение 20-25 мин. Ранний возраст 15 мин | 3-7 |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе.продолжительность зависит от уровня ДА | 1,6-7 | |
17 | Неделя здоровья | 2 раза в год (ноябрь, апрель) | 3-7 |
18 | Физкультурный досуг | 1 раза в месяц совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) в течение 30-50 мин. | 4-7 |
19 | Физкультурно- спортивный праздник на открытом воздухе | 2 раза в год совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) 60 мин. | 4-7 |
20 | Индивидуальная работа по художественной гимнастики, ритмопластике | 2 раза в неделю в течение 25- 30 мин. | 4-7 |
21 | Домашнее задание | Определяется воспитателем | 5-7 |
Физкультурные занятия совместно с родителями в детском саду | По желанию родителей и воспитателей | 1,6-7 | |
Участие родителей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях детского сада | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий | 3-7 |
Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
Организовывая разные формы двигательной активности педагог обязан:
• Наблюдать за состоянием детей
• Регулировать нагрузку
• Правильно подбирать место проведения
• Подбирать оборудование
- Индивидуальный подход
Индивидуальный подход осуществляется на основе состояния здоровья воспитанников и уровня физического развития. С этой целью, согласно реализуемой программы, в группах заведены «карты - прогнозы», в которых фиксируется состояние здоровья, физическое и двигательное развитие каждого воспитанника. Анализ результатов помогает выделить три группы здоровья детей и осуществлять дифференцированный подход в процессе развития двигательных умений.
Учитывая индивидуальные особенности дошкольников, педагоги должны обращать внимание на физическую нагрузку, которая должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья, а также выполнять ряд требований:
- Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
- Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
- Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
- Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Необходимым условием организации дифференцированного подхода в физическом развитии дошкольника является:
1. Соответствие физической нагрузки возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной ритмической гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз)
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
Особое внимание в процессе физкультурно- оздоровительной работы отводится использованию здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду.
Цель здоровье сберегающих технологий в детском саду - это высокий уровень здоровья ребёнка, получение знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
- закаливание КГН;
- беседы по вылеологии;
- спортивны праздники;
- спортивные развлечения и досуги;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы.
Современные педагогические технологии:
- ритмопластика
- динамические паузы
- подвижные и спортивные игры
- релаксация
- разные виды гимнастик
- оздоровительный бег
- технология обучения ЗОЖ
- проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
- коммуникативные игры
- занятия из серии «Здоровье»
- самомассаж
- коррекционные технологии (воздействие цветом, сказкотерапия, музыкотерапия,
- пальчиковая гимнастика
- физкультминутки.
Положительный результат оздоровительной
работы возможен только при поддержке родителей.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и способствует сохранению физического и психического здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задач дошкольного учреждения.
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель здоровьесберегающей среды Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности , всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе
Задачи: укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка, создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни, выявление потребностей, склонностей и способностей детей через систему спортивно- оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.
Модель физкультурно – оздоровительной работы
Система лечебно- профилактической работы
Закаливающие мероприятия
Формирование основ безопасности жизнедеятельности и навыков ЗОЖ «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа жизни»; « Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту ); «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения); « Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе); «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)
Двигательный режим «двигательная активность » - сумма всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям Росту физической работоспособности Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем Формированию личностных качеств Улучшению психолого – эмоционального состояния Укреплению психического здоровья Двигательная активность
у ребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив , владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Модель двигательного режима
Модель двигательного режима Формы двигательной активности Особенности организации Возраст Физкультурные занятия 2-3 в неделю 1,6-7 «Утро радостных встреч»- коммуникативные игры Ежедневно 3-5 мин 3-7 Утренняя гимнастика Ежедневно в течение 5-10 мин. 1,6-7 Утренняя гимнастика с использованием технологии «СА- ФИ- ДАНСЕ» Ежедневно в течение 7-10 мин. 5-7 Двигательная разминка во время большого перерыва меду занятиями (с преобладанием статических поз) Ежедневно в течение 7-10 мин. 4-7 Физкультминутка (динамическая пауза) Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности в течение 3-5 мин. 3-7 Релаксация (во время занятий познавательного и художественно- эстетического цикла) 2-3 мин. 3-7
Нетрадиционные виды упражнений: - игропластика , -пальчиковая гимнастика, -музыкальные подвижные игры. -игры- путешествия Во 2-ю половину дня 10-15 мин. 3-7 Креативная гимнастика По мере необходимости во время занятий 2-3 мин. 4-7 Занимательная двигательная деятельность на прогулке (физические и спортивные упражнения, подвижные и народные игры) Ежедневно во время прогулки подгруппами, подобранные с учетом ДА и физической подготовленности детей, в течение 20-25 мин. 3-7 Оздоровительный бег В конце утренней прогулки 4-7 Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке Ежедневно во время вечерней прогулки в течение 10-12 мин. 1,6 -7 Прогулки, походы (пешие, лыжные) в лес или ближайший парк 2 раза в месяц, отведенное для физкультурного занятия и организованных воспитателем игр и упражнений, в течение 6—90 мин. 5-7
Игровой самомассаж Ежедневно после прогулки или после сна 3-7 Бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастным и воздушными ваннами Ежедневно в течение 10 мин. 1,6-7 Учебное занятие по физической культуре: -контрольно- проверочное, -тренировочное -тематическое, -сюжетно- игровое. -с использованием ритмо-пластики, художественной гимнастики 3 раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом ДА детей, в первой половине дня (одно занятие проводится на воздухе) в течение 20-25 мин. Ранний возраст 15 мин 3-7 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе.продолжительность зависит от уровня ДА 1,6-7 Неделя здоровья 2 раза в год (ноябрь, апрель) 3-7 Физкультурный досуг 1 раза в месяц совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) в течение 30-50 мин. 4-7 Физкультурно- спортивный праздник на открытом воздухе 2 раза в год совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) 60 мин. 4-7 Индивидуальная работа по художественной гимнастике, ритмопластике 2 раза в неделю в течение 25- 30 мин. 4-7
Домашнее задание Определяется воспитателем 5-7 Физкультурные занятия совместно с родителями в детском саду По желанию родителей и воспитателей 1,6-7 Участие родителей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях детского сада Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий 3-7 Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
Требования к организации двигательной активности Наблюдать за состоянием детей Регулировать нагрузку Правильно подбирать место проведения Подбирать оборудование Индивидуальный подход
№ Фамилия, имя Здоровье Физическое развитие Двигательное развитие ЗД ЧБ ЭБ Гарм. Откл. Да надост. (шаг) Высо-кое 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Карта- прогноз на 20____год МБДОУ «ДСОВ №47» группа_________________________ Воспитатели:_____________________________________
Требования к физической нагрузке Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов . Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Здоровьесберегающие технологии медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные ; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологического просвещения родителей ; здоровьесберегающие образовательные технологии
Современные здоровьесберегающие технологии: ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация разные виды гимнастик оздоровительный бег технология обучения ЗОЖ проблемно-игровые ( игротренинги и игротерапия ) коммуникативные игры занятия из серии «Здоровье» самомассаж коррекционные технологии (воздействие цветом, сказкотерапия , музыкотерапия, пальчиковая гимнастика физкультминутки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".
На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...
Организация оздоровительной работы в условиях санаторной группы.(из опыта работы).
Организация санаторных групп является частью комплексной системы лечебно- профилактической работы, которая осуществляется в нашем МБДОУ д/с №5 "Теремок".Такие группы- это своего рода мини-профилактори...
«Организация оздоровительной работы в ДОУ» «Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях посредством игровых приемов»
Результатом плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно...
Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкол...
"Необходимость инновационных подходов организации оздоровительной работы в ДОУ"
Рассматирвается актуальность и важность внедрения здоровьесберегающих технологий в систему работы ДОУ....
«Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия»
Большое значение на здоровье детей влияет правильная осанка. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мыше...
«Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия»
Большое значение на здоровье детей влияет правильная осанка. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мыше...