Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) на тему

Машкова Ирина

Игры по сенсорному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_doma_dox.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ ДОМА!

Консультация для родителей

Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Картинки по запросу игры с пуговицами для дошкольников

Педагог-психолог

И.А.Машкова

Балашиха -2016

Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств.

Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. И чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие ребенка. Ведь чем тоньше у ребенка восприятие, например, звуков или цветов, тем полнее он может насладиться красотой музыкального или художественного произведения. И кто знает, возможно, в будущем он создаст собственный шедевр…

     Недостаточно предоставить малышу разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, форму, запах, вкус, вес…), чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, предметы, «суть» которых отражает какую-либо из общепринятых абстракций, описывающих качества вещей – к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.

    Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета).

Сегодня на прилавках магазинов можно найти массу самых разных игрушек, игр, которые способствуют сенсорному развитию детей. Однако не стоит забывать, что учебные пособия, хоть и безусловно полезны для сенсорного развития ребенка, но не могут заменить постижения реального мира. Поэтому, когда вы гуляете с малышом по улице, рассказывайте ему о деревьях, домах, машинах (большие – маленькие, цвет, форма). А когда вы с ним дома – объясняйте все, что интересно вашему ребенку (называйте цвета его одежды, карандашей, обратите внимание на размер пластиковых лоточков, кастрюль, чашек…) Одним словом, попробуйте взглянуть на мир глазами вашего малыша.

  Больше всего на свете  дети любят играть , они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. 
И сегодня я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. 

Игра  «Прятки»

   Дети обожают играть в прятки. Вот и поиграйте с ними. Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки. На улице попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: палку, шишку, камень, песок, лист, цветок. Учитесь вместе нюхать и распознавать запах травы и цветов на прогулке.

Игра «Угадайка»

 Когда вы  играете с ребенком  можете  пощекотать  пяточки и руки малыша   пальцами, перышком, варежкой, шероховатым мячиком, карандашом. А потом, предложите   завязать  глаза, и угадать, каким предметом прикасаетесь к нему  на ощупь.

    Дети запоминают на ощупь руки мамы, папы, брата, тети. А потом с закрытыми глазами находят руки своей мамы среди сидящих людей на диване. И ведь безошибочно! Хотя такая игра сложная даже для взрослого человека.

Игра» Найди твой цвет»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). 
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
 
Игра «Угадай на вкус»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Игра» Песочница на кухне»

 Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и  

воображения.

Игры с «Прищепками»

Бельевую  прищепку (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе:
«Кыш!»

. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – СОЛНЫШКО!

А солнышко, какое? – КРУГЛОЕ!

А какого оно цвета? – ЖЁЛТОЕ!

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. 

Игра» Золушка»

     Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем!

В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить

 маленькое от большого – опять таки её величество  Сенсорика!

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета),  поверьте, восторгу не будет предела.

      В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно  в любых условиях, даже в транспорте, в поликлинике, ожидая приема, на прогулке. Показывая и рассказывая о разных частях тела человека, можно изучать их предназначение, цифры и понятия много и один. Волос на голове и пальцев – много, а рот и нос – один. Руки, ноги, уши, глаза – по два, а голова – одна. Глаза нужны, чтобы видеть, уши – слышать, рот – говорить,  ноги бегать, а голова, чтобы думать.  Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Развивающие игры с пуговицами.

Игры с пуговицами отлично развивают:
- мелкую моторику и тактильное восприятие;
- зрительно-моторную координацию;
- точность движений и внимание;
- математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
- эмоциональное и творческое развитие


1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.

3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую): в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую - маленькие.

5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.


6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.

Игра «Забавная змейка»
Цель: стимулирование тактильных рецепторов.
Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок.
Описание игры: предложить ребенку нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.

Игра «Больше - меньше»
Цель: учить ребенка различать предметы по размеру.
Материал: прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера.
Описание игры: сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Дидактическая игра для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста "Копилка"

Дидактическая игра "Копилка" предназначена для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.Ход игры:I вариант: разложить фигурки в контейнеры соответствующего цвета (назвать цвет)II вариа...

Коррекционно- развивающая программа по развитию сенсорных способностей у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.Зн...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Картотека  дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего и младшего дошкольного возраста....

Игры для развития сенсорных способностей у детей раннего и дошкольного возраста

Данное учебно-методическое пособие включает теоретический и практический материал по формированию у детей сенсорной культуры и сенсорных способностей. Игры на сенсорное развитие дошкольников подобраны...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СВОИМИ РУКАМИ по сенсорному воспитанию (для детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Подборка дидактических игр своими руками по сенсорному воспитанию поможет педагогам групп раннего и младшего дошкольного возраста организовать интересную деятельность детей в течении дня....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области...