Игры для развития сенсорных способностей у детей раннего и дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Кнаус Наталья Александровна

Данное учебно-методическое пособие включает теоретический и практический материал по формированию у детей сенсорной культуры и сенсорных способностей. Игры на сенсорное развитие дошкольников подобраны по материалам программы «Радуга». Пособие адресовано родителям и педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_sensornyh_sposobnostey_detey.docx49.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития

сенсорных способностей

у детей раннего и  дошкольного возраста

Учебно–методическое пособие


Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в программе «Радуга»………………………………………………………………………..

  1. Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах………………………………………………………
  2. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в разных образовательных областях (познание, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы)……………

Раздел 2. Дидактические игры………………………………………………..

2.1.         Виды дидактических игр, значение…………………………………..

2.2.        Игры для развития для развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Литература………………………………………………………………….……28


Введение

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир    ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский .

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая среда. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть
объемный предмет; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку.
Предмет, который рассматривает ребенок, воздействует на его глаз; с помощью рук, он ощущает его твердость (или мягкость) и т.д.; звуки, издаваемые каким- либо предметом, воспринимает ухо. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно
. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе различного рода действий с этими предметами.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, необходимый ребенку в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.

Дошкольный возраст - важный период формирования ресурса
ребенка, поэтому обучению дошкольников началам сенсорной культуры,
особенно в младшем возрасте отводится важное место. Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное восприятие составляет
главную и едва ли не единственную основу умственной жизни. Чем скорее и
лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и
полнее будет происходить его умственное развитие. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики пальцев рук тесно связано с уровнем развития речи.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на
развитие активной речи ребенка, таким образом, у ребенка сначала развиваются движения пальцев рук. Когда же они достигают точности, начинается развитие речи. Значение сенсорного воспитания в дошкольном возрасте трудно переоценить, оно включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильного (восприятие движения) восприятия. Имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Особое место в сенсорном развитии отводится дидактическим играм.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры
обучающие. Они создаются взрослым в целях воспитания и обучения детей.
Дидактические игры широко используются в практике современного ДОУ. Дидактические игры для ребенка наиболее подходящая форма обучения. Играя, незаметно для себя он усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. А воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложнять материал, развивать восприятие детей. Дидактические игры очень важны для умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Цель сенсорного воспитания: создание фундамента дальнейшего умственного развития посредствам активного освоения окружающего мира.
Соответственно
целью данной работы является создание в ДОУ необходимых условий для развития сенсорной культуры ребенка посредством дидактических игр.


Раздел 1. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в программе «Радуга»

  1. Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе

1.Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

2.Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

3.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

4.Учить детей называть свойства предметов.

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе

1.Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

2.Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

3.Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

2.Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.        

3.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

4.Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и их отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

5.Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе и

в подготовительной группе

1.Воспитывать бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту, повседневной жизни, экономно расходовать материалы (бумагу, ткань, дерево) в самостоятельной детской деятельности.

2.Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

3.Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

4.Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

5.Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

6.Обогащать представления о цветах и их оттенках.

7.Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и д.р.).

8.Развивать у детей представления о пространственных отношениях (контур предмета, замкнутые прерывистые линии, их высота, длина).

9.Формировать умения сравнивать предметы разных видов, вычленяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения, точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть действия обследования.

10.Формировать умение самостоятельно составлять полный описательный рассказ о предмете, свободно пользуясь моделью для его построения.

11.Совершенствовать умение определять пространственные характеристики предметного мира (формы, положение, протяженность объектов, пространственных, композиционных и размерных отношений между ними).

12.Развивать умение относить объект к нужной категории, выделять понятийные группы в разнородном материале и использовать обобщенные слова для решения задачи и угадывания объекта.

13.Формировать умение осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.


  1. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в разных образовательных областях (познание, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы)

Условные обозначения интегрируемых областей:

ФК – физическая культура,  З – здоровье,  Б – безопасность,

С – социализация, Т – труд,  П – познание, К – коммуникация, Ч – чтение художественной литературы, ХТ – Художественное творчество, М – музыка.

Первая младшая группа (2-3 года)

   Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно – действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать не только внешние свойства различных предметов, но и их внутреннее устройство.

   Малыш внимательно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета.

   На основе восприятия ребёнок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например, по цвету, размеру.

Задачи:

- Раскрывать возможности изобразительных материалов, показывать разные приёмы работы с ними (П, Б).

- Создавать условия для инициативной, разнообразной, самостоятельной, творческой, продуктивной деятельности детей в свободное время (ХТ, К, С).

- Развивать речь детей, целенаправленно обогащать словарь – обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий) (П).

- Способствовать познавательному развитию детей: расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через манипулирование и экспериментирования с предметами.  Создавать соответствующую возрасту разнообразную и периодически сменяющуюся развивающую среду;   обеспечивать условия для сенсорного развития ребёнка: содействовать появлению способности выделять признаки и свойства предметов и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия (П).  

- Поддерживать познавательное отношение к окружающей действительности: побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру) (П, ФК).

- Закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предметов через практический опыт ребенка, проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов (С, Б, Т).

- Развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений (П, М, Ч).

Вторая младшая группа (3 – 4 года)

Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать. Его мир – это «здесь и теперь». Он активно исследует и познаёт то, что непосредственно воспринимает и чем может практически манипулировать.

Задачи:

- Развивать способность познавательному развитию детей : знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества(Т, Б, П).

   - На занятиях по формированию элементарных математических представлений выделять признаки свойства предметов и называть их, выделять группу предметов, имеющих одинаковый признак (сенсорный) (П).

  - Строить ряды по возрастанию и убыванию степени выраженности признака (К).

- Учить детей пользоваться различными орудиями в продуктивной деятельности (кистью, карандашом), в труде (совком, лопаткой и др.); от лица игрового персонажа высказывать пожелания по усовершенствованию результата работы ребенка, мотивируя просьбу потребностями этого персонажа (ХТ, Т, Б, З, С).

   - Проводить простейшие демонстрационные опыты для выяснения свойств предметов и материалов (П, Б).

- Проводить игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие в области восприятия звука (П, ХТ, М).

- Помогать ребенку находить способы реализации собственных поставленных целей (С).

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

   Мышление ребёнка после четырёх лет постепенно становится речевым. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.

   Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать» и т.п.

  Сформирована операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).

   Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, по форме) и продолжать ряды в соответствии с ними.

Задачи:

- Развивать речь детей: обогащать словарь – учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия;   вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло и т.д.) (К, П).

- Способствовать познавательному развитию детей: продолжать знакомить с качествами и свойствами объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.) и природных материалов (дерево, глина и пр.) (Б, П).

   - Использовать в работе методы и приёмы, активизирующие детей на самостоятельную поисковую деятельность (детское экспериментирование) (ХТ, П, Т, Б).

    - Совершенствовать умения выделять группу по заданному признаку; дать представление о форме предмета, о геометрических фигурах; совершенствовать представление о цвете (ХТ).

- Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях; отмечать и публично поддерживать успехи детей (С, К).

    - Знакомить детей со звучанием различных музыкальных инструментов; развивать у детей чувство ритма, звуковысотный слух (М, П).

- Закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах (признаки, целевое назначение и пр.) на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных предметов (Б, П).

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

  К пяти годам у ребёнка появляется способность удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий,  это позволяет ему выстраивать представления о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой- либо вещи и т. п.

   Пятилетний возраст является этапным в том отношении, что у детей появляется произвольность как новое особое качество основных психических процессов – внимания, памяти.

   На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа, красивой музыки, балетного спектакля.

   Мышление ребёнка на шестом году жизни отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества.

   Возраст 6 – 7 лет является сензитивным, то есть чувствительным, периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

Задачи:

- Развивать и совершенствовать связную речь при описании: видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов(определение двух групп характеристик объекта(внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функции) (К).

   - Подготовить руку к обучению письму, развивать мелкую моторику рук, вводить упражнения и игры на развитие тактильных ощущений, ниткопись, бисерография, практические работы с бумажными комками и шариками и прочее (ХТ, Б, П, Т).

- Создать предметно – развивающую среду, позволяющую детям расширять кругозор, уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы (П).

    - Формировать ориентировку на листе бумаги, в своем теле стороны туловища и головы: правая (левая) рука, нога и прочее;  ориентировку от себя (над, под, за, перед, спереди) (З, ФК, П).

- Закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, характеризующих размер с использованием качественных прилагательных (длинный – короткий, широкий – узкий, глубокий - мелкий) (К).

- Знакомить с материалами и оборудованием для рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда и научить их применять на практике (П, Б).

   - Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в  познавательной (поисковой) деятельности детей (С).

- Побуждать детей экспериментировать с цветом и создавать композицию, осваивать различные художественные техники; использовать разнообразные материалы (ХТ, П).

- Совершенствовать чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования (М, ХТ, К).

 

   


Раздел 2. Дидактические игры

2.1.         Виды дидактических игр, значение

Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры – главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

Так, в процессе игры у детей формируется правильное отношение к тому, что их окружает, к явлениям повседневной жизни, природе, игры приводят в систему, и углубляет знания ребёнка, что, конечно же, является умственным воспитанием. Детские дидактические игры развивают сенсорику, ведь чтобы полноценно познавать окружающий мир, ребёнок должен его ощущать и воспринимать. Дидактические игры заботятся о развитии речи детей. В игре ребёнок обогащает свой словарь, как активный, так и пассивный, учится правильно произносить звуки и целые слова, строить предложения, чётко выражать свои мысли.

Правильная дидактическая игра заботится и о нравственном воспитании подрастающего поколения. Дети учатся бережно относиться к игрушкам как результату труда взрослых, к окружающим предметам, получают представление о нормах социального поведения, о взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми, о различных качествах личности.

Дидактические игры для дошкольников выполняют функцию трудового воспитания. Ведь изготавливая материал для игры самостоятельно, дети приобретают элементарные навыки труда. Дети пяти-шести лет подбирают картинки, природный материал для игр, изготавливают карточки, фишки, упаковки для игр. Если ребёнок готовит атрибуты для игры сам, то и отношение к ним будет более бережное.

Дидактический материал должен быть гигиеничным, и по возможности эстетически оформленным. Ведь яркие, нарядные игрушки всегда привлекут внимание детей, вызовут желание поиграть с ними, а значит, выполняют функцию эстетического воспитания.

Физическое воспитание в дидактической игре. Игра почти всегда вызывает хорошее самочувствие, положительные эмоции. Самыми важными являются игры с использованием дидактических игрушек, в процессе которых укрепляется и развивается мелкая моторика рук. Это самым благоприятным образом сказывается на умственном развитии детей, помогает подготовить руки к письму.

Большинство дидактических игр формируют и культурно-гигиенические навыки. В игре дети выражают самые различные чувства, стремятся делать всё коллективно, то есть вместе.

Дидактические игры делятся на три категории:

- настольно-печатные игры,
- игры с предметами (природным материалом, игрушками),
- словесные игры или игры со словами.

Настольно-печатные игры – увлекательное времяпрепровождение для детей и для многих взрослых. Они довольно разнообразны по видам: это и парные картинки, и различное лото, и известное всем домино… Так, имея коллекцию разнообразных картинок, с детьми можно организовать самые разные игры: «Подбери парочку», «Что выросло в лесу (огороде, саду)?», «Какую картинку спрятали?», составление задач и ребусов с картинками, рассказов по картинкам. Главное, такие игры можно придумать и изготовить самому!

В играх с предметами используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя, дети изучают свойства предметов, учатся сравнивать, устанавливают их сходства или различия. Эти игры ценны тем, что в ходе дети знакомятся с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество. Перед детьми ставятся задачи: сравнение, классификация, установление последовательности. Когда ребёнок достаточно овладел игрой, её правила усложняются. Словесные игры строятся на действиях и словах играющих. В этих играх дети углубляют знания о предметах и явлениях. Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти алогизмы в суждениях и так далее.

Словесно-дидактические игры

Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:

1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов.

2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы.

3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам.
4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора.

Впрочем, любые игры становятся дидактическими, если их основными компонентами станут: дидактическая задача, правила и игровые действия.


2.2. Игры для развития для развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Игры для детей младшего дошкольного возраста

  1. Цветные вкладыши

Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по форме и обучать соотносить разнородные предметы по форме.

  1. Цветные гвоздики

Цель: развивать мелкую моторику,  умение правильно соотносить цвета.

  1. Мозаика

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, самостоятельность в игре; цветоощущение.

 

  1. Собери бусы

Цель: развивать мелкую моторику рук,  чувство цвета и воображение.

  1. Пирамидка

Цель: развивать мелкую моторику рук точность движения; чувство цвета и формы.

  1. Формочки

Цель: развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы. Знакомство с равномерным убыванием в ряду.

  1. Черепаха

Цель: развивать мелкую моторику, тактильное восприятие рецепторов рук; формировать свои ощущения в речи; закреплять знания детей о цвете, фактуре предметов.

  1. Матрешки

Цель: учить выполнять простые действия с предметами, различать размеры; последовательно вкладывать и вынимать матрешки; вводить понятие слов большой, маленький.

  1. Красные призмы

Цель: развитие моторики, координация движений, формирование порядковых структур.

  1. Умные шнурочки

Цель: развивать воображение, творческую мысль, усидчивость, координацию и мелкую моторику.

  1. Юбка – затейница

Цель: учить подбирать геометрические фигуры по цвету, форме, величине; упражнять детей в выделении, различении, узнавании  и назывании общей формы предметов и формы их частей (по зрительному восприятию, на ощупь, по представлению).

  1. Коврик «Львенок и черепаха»

Цель: развивать исследовательские способности, мелкую моторику рук; устанавливать взаимосвязь с другими предметами; способствовать развитию анализаторов.

  1. Чудо – мешочек

Цель: развивать мелкую моторику, тактильное восприятие рецепторов рук; формировать свои ощущения в речи;

  1. Угадай на ощупь

Цель:  развивать чувство осязания через тактильное восприятие; знакомить с формой предмета, цветом, размером; знакомить с различными материалами (ткань, пластмасса, бумага и т.д.)

  1. Волшебные макароны

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук; обеспечивать накопление представлений о цвете, форме и величине.

  1. Тактильные шарики

Цель: развивать аналитическое восприятие свойств и признаков предмета; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

  1. Сенсорный телевизор

Цель: учить самостоятельно определять и называть форму предметов; развивать мелкую моторику, тактильное восприятие рецепторов рук.

  1. Цветные счетные палочки Кюизенера

Игровые задачи:

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

  1. Блоки Дьенеша

Игровые задачи: знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам; развивать пространственные представления.

  1. Нарядные подружки

Цель: развивать воображение, побуждать ребенка к творческой деятельности, способствовать развитию речи.

  1. Подбери пару

Цель: развивать тактильное восприятие рецепторов рук; формировать умение передавать свои ощущения в речи.

Игры для детей старшего дошкольного возраста

  1. Логический квадрат

Цель: развивать логическое мышление, внимание; закреплять умение складывать из частей целое.

21. Логическое домино.

Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное  восприятие и пространственное мышление.

  1. Цвет и форма

Цель: развивать внимание, мышление, память, воображение; закреплять знание цветов и геометрических форм.

  1. Сложи узор

Цель: развивать  способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям,  способность к комбинированию.

  1. Геометрия для малышей

Цель: познакомить с геометрическими понятиями, научить различать и находить в окружающем мире предметы, которые похожи на знакомые геометрические фигуры; научить логически мыслить, развивать внимание и воображение.

  1. Логические таблицы

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление; закрепить геометрические фигуры, цвета и оттенки.

  1. Подбери по контуру

Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, память, пространственное мышление.

  1. Волшебный ковер

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление; закрепить геометрические фигуры, цвета и оттенки.

  1. Собери по схеме

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление; закрепить геометрические фигуры, цвета и оттенки.

  1. Бриксы

Цель: развивать творчество и фантазию, мелкую моторику, логическое мышление, внимание, концентрацию.

Заключение 

   В результате проведения нашей работы, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре,  занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

   Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.   Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

   В дошкольном возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

   Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

      Развитие предметной деятельности ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста. Тема: «Прокати мяч в ворота» (интегрированное). НОД направлена закрепление предст...

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Игры, направленные на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

В процессе разнообразной  деятельности  ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четк...

Дидактическая игра для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста "Копилка"

Дидактическая игра "Копилка" предназначена для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.Ход игры:I вариант: разложить фигурки в контейнеры соответствующего цвета (назвать цвет)II вариа...

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста»

О значении сенсорного воспитания и формировании сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста...