Папка здоровья (средняя разновозрастная группа)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ларина Ольга Геннадьевна

Сохранять и укреплять здоровье детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_zdorovya_v_sred_raznov.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Папка здоровья

Средняя разновозрастная группа

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально – дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей. Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: одно из таких принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности:

Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится нами ежедневно в помещении. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Комплекс упражнений мы составляем на две недели. На второй недели комплекс усложняется. В него вносятся изменения. Применяем на утренней гимнастике и различные пособия: кубики, флажки, султанчики, ленты, мячи, что способствует повышению степени двигательной активности детей. Иногда проводим утреннюю гимнастику в игровой форме, куда включаем общеразвивающие упражнения имитационного характера («снежинки кружатся», «птички летают» и т. п) .

Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Для проведения физкультминуток используем разные формы: упражнения общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, ног, туловища, движения, сопровождаемые речью («Мы листики осенние на веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Летели. Летели, на землю сели. », имитационные движения : показать, как «кошка умывается», как «зайчик прячется, прислушивается» и т. п., игровые упражнения («Зайка серенький сидит… ») .

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности. Организуя прогулку, мы учитываем, какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер (физо, музо, то прогулку начинаем с наблюдения или самостоятельной деятельности детей. Если же дети были ограничены в движениях, то прогулку начинаем с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений. При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы учитываем время года и состояние погоды. В основном мы проводим на прогулке одну, общую для всех детей подвижную игру и 1 – 2 игры с подгруппой детей (по желанию детей). При организации подвижных игр и игровых упражнений, а так же самостоятельной двигательной активности детей на прогулке мы принимаем во внимание и степень двигательной активности каждого ребёнка.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает обеспечить постепенное пробуждение, улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушение стопы. Мы используем, в основном, гимнастику игрового характера, состоящую из 4 -5 имитационных упражнений. Это комплексы: «Петушки», «Лягушки», «Музыканты», «Мышки», «Жуки», «Мишки». В дополнение к дыхательной гимнастике проводим ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы: коврики с нашитыми пуговицами, крышками, фломастерами, шнуры.

Важное место в двигательном режиме дня занимают занятия по физической культуре как форма обучения развития основным движениям, двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Занятия по физической культуре проводится 2 раза в неделю. Поддержанию оптимальной двигательной активности детей на занятии способствуют: продуманность общеразвивающих упражнений, основных движений, организация детей на занятии, расстановка пособий, смена двигательной деятельности с высокой степенью активности на деятельность спокойного характера, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его группы здоровья, степени двигательной активности.

Еще одно место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером) .во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными.

Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая, друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду.

Система работы по охране и укреплению здоровья детей,

соблюдение оптимального двигательного режима

Формы работы с детьми

Создание условий для двигательной активности, профилактические мероприятия.

Закаливающие процедуры

Физкультурные занятия на прогулке

Наличие физкультурных уголков в каждой возрастной группе

Ходьба босиком по пуговичным коврикам

Оздоровительные минутки

Создание специальных сюжетных ситуаций, побуждающих к выполнению движений

Мытье рук прохладной водой до локтя

 Гимнастика пробуждения

Выполнение режима питания

Сон при открытых фрамугах

 Подвижные игры

Свободный питьевой режим

Полоскание рта после каждого приема пищи

 Народные игры

Витаминотерапия

Пребывание детей под солнечными лучами

Спортивные упражнения

Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия)

Физкультурный досуг

Постепенное облегчение одежды

Свободная двигательная деятельность

Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день.

 Пальчиковая, артикуляционная, мимическая  гимнастики

Фитонезидотерапия (лук, чеснок)

Контрастные воздушные ванны.

 Занятия цикла «Познай свое тело, чтобы быть здоровым»

Режим двигательной активности для детей с учетом возрастных критериев

в средней разновозрастной группе

Формы активности

Режимное время

Группы ДОУ

Младшая группа

Средняя

группа

1.Самостоятельная

двигательная деятельность,

подвижные игры

Во время утреннего приема детей

8-10 мин

10-15 мин

2. Утренняя гимнастика, оздоровительный бег

Перед завтраком

5 - 6 мин

6-8 мин

3. Физкультурные и музыкальные занятия.

1 и 2 половина дня

15 мин

20 мин

4. Физкультминутки

Во время занятий

1-2 мин х2р

1-2мин х2р

5. Физкультпаузы

Между занятиями

10мин

10 мин

6. Подвижные игры

(на воздухе)

Утро, вечер

6-8 мин

8-10 мин

7. Гимнастика пробуждения

После дневного сна

5-7 мин

5-7мин

8. Двигательная деятельность в течении дня

3ч-12 мин

4ч-28мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми по здоровому образу жизни "Малыши- крепыши"в средней разновозрастной группе

Воспитание здорового ребёнка, развитие физического и психического здоровья на основе его творческой активности....

День здоровья в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста «Зимушка зима, для всех спортивная пора!»

прививать любовь к спорту и физической культуре; развивать физические качества: ловкость, скорость. Умение выполнять спортивные упражнения. Создать у детей бодрое, радостное настро...

День здоровья в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста "Путешествие в страну здоровья"

повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме развивать основные физические качества – силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, меткость. Воспитывать устойчи...

День здоровья в разновозрастной группе среднего дошкольного возроста:"Путешествие в страну здоровья". Март 2018

Повысить интерес к физической культуру. В игровой форме развивать основные физические качества - силу, ловкость, быстроту, координацию движений, ловкость. Воспитывать устойчивый интерес к процессу вып...

День здоровья в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста «Осенью мы не скучаем, мы здоровье укрепляем!»

Внимание! Внимание! Начинается праздник здоровья. Всем разрешается: быть веселыми, смелыми, ловкими, играть и резвиться, только не биться. Всем запрещается плакать и ссориться, хныкать и драться....

День здоровья в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста «Космодром здоровья»

привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом, продолжать укреплять здоровье детей...