Формирование ЗОЖ у детей в ДОУ.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в
условиях ДОУ и семьи»
ПЛАН
Предварительная работа
1.Анкетирование педагогов.
2.Анкетирование родителей.
1-ое занятие:
1.Теоретические вопросы.
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», компоненты здорового образа жизни.
2.Задачи работы в ДОУ по формированию ЗОЖ.
Формы работы с семьей по формированию ЗОЖ.
Работа в подгруппах.
3.Задание:
1Составить рекомендации для родителей по формированию ЗОЖ
дошкольника.
2.Составить картотеку пословиц, поговорок, загадок о здоровье.
2-ое занятие:
1.Анализ составленных рекомендаций для родителей.
2.Практикум:
1.Проводит врач (мед.сестра).
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Автор-В.П.Базарный
2.Проводит руководитель физ. воспитания.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
3.Задание:
Планирование и организация совместных форм работы с семьей, направленных на формирования ЗОЖ
Анкета для воспитателя.
Уважаемые педагоги! В преддверие проведения семинара просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1.Как часто Вы беседуете с родителями по поводу его ребенка?
-Ежедневно
-Не менее 1 раза в неделю
-По мере необходимости
2.Какова тематика вашего общения с родителями?
-Здоровье, самочувствие ребенка
-Бытовые вопросы (как прошел день, как ел, спал…)
- Организационные вопросы
-Вопросы развития ребенка
-Другие (указать какие)
3.Кто чаще выступает инициатором общения?
-Вы
-Родители
4.Как Вы оцениваете результаты общения?
-чаще всего конструктивные
- чаще всего как не конструктивные
-в зависимости от содержания беседы
-в зависимости от конкретного родителя
5.С чем связаны трудности в общении с родителями?
-налаживание личного контакта
-выбор содержания беседы
- выбор форм взаимодействия с семьей
-непонимание родителями задач детского сада
-недостаточные знания родителей в области педагогики, психологии
-другое_____________________________________________
Спасибо за ответы
Анкета для родителей №1
Уважаемые родители! Наш детский сад проводит исследование, необходимое для улучшения взаимного сотрудничества. Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1.Как часто Вы общаетесь с воспитателями, педагогами по поводу вашего ребенка?
- Ежедневно
- 2-3 раза в неделю
-По мере необходимости
2.По какому поводу чаще всего Вы общаетесь с педагогами?
-Вопросы здоровья и самочувствия ребенка
-Вопросы успешности ребенка на занятиях
-Вопросы поведения
-Бытовые вопросы
3. Выделите наиболее актуальные и интересные для Вас направления общения с ДОУ.
-Предшкольная подготовка
-Вопросы сохранения здоровья ребенка
-другое______________________________________________________
4.Какие из перечисленных форм сотрудничества с ДОУ Вам интересны?
-Проведение консультаций специалистами ДОУ
-Совместные праздники, вечера досуга
-Семейный клуб
-Библиотека для родителей
-Другое____________________________________
Благодарим за ответы!
Анкета для родителей №2
1.Считаете ли Вы необходимым привитие навыков здорового образа ребенку, начиная с дошкольного возраста?
-Да
-Нет
2.Какие привычки, по вашему мнению, соответствуют здоровому образу жизни?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3.Воздействуете ли вы на своего ребенка с целью формирования у него привычки к здоровому образу жизни?
-Да
-Нет
4.Часто ли болеет ваш ребенок?
-да
-нет
5.Каковы, по вашему мнению, причины болезни вашего ребенка?
-Недостаточное физическое воспитание
-Наследственность
-Другое___________________________
6.Какие темы для Вас наиболее интересны
-Закаливание
-Профилактика
-Гимнастики
-Вопросы профилактики простудных заболеваний
-Другое__________________________
Благодарим за ответы!
1-ое занятие:
1.Круглый стол
Старший воспитатель предлагает каждому педагогу сформулировать определение понятия «ЗДОРОВЬЕ» и дать свое понимание данного определения.
В ходе выступлений педагогов старший воспитатель фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях.
Старший воспитатель дает несколько определений, принятых в научном мире.
«ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия)
«ЗДОРОВЬЕ» - нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. (Толковый словарь Ушакова)
«ЗДОРОВЬЕ» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении (Словарь психологических понятий)
«Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ)
Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье».
Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.
Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». После обсуждения мнений педагогов старший воспитатель комментирует результаты опроса родителей (Приложение).
« Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (курение)…»
2. Воспитатель освещает теоретические вопросы.
Задачи ДОУ по формированию ЗОЖ дошкольника
1.Создание здоровьесберегающей среды. ( Выполнение СанПина, условия для двигательной активности…)
2.Оказание помощи ребенку по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе.
3.Формирование через активную деятельность здорового организма дошкольника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни.
4.Стимулирование дошкольников к включению в процесс физического развития и двигательной активности.
5.Формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
6.Работа с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка. (Теоретические и практические мероприятия)
Формы работы с семьями воспитанников:
1. Лекции
2. Консультации с привлечением специалистов (врач, инструктор ЛФК…)
3. Совместные досуговые мероприятия
4. Тематические газеты
5. Семинар-практикум
6. Родительский клуб
7. Наглядная информация
8.Привлечение родителей к открытым занятиям
В своих анкетах родители, отвечая на вопрос о формах взаимодействия с ДОУ, отдали предпочтения активным формам.
Задание педагогам: (работа по подгруппам) Заполните таблицу
Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника. Обосновать свой выбор и актуальность предложенных тем.
ТЕМА ФОРМА СПЕЦИАЛИСТЫ
-«Береги зубы смолоду»
-Оказание первой помощи при отравлении, травме
-Влияние ТВ на здоровье дошкольников
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
- «Режим дня»
-«Личная гигиена дома»
- «Полезная кухня»
- «Выходные с пользой для здоровья»
-«Вредные привычки»
Задание:
Разработать содержание информационного уголка по теме формирование ЗОЖ дошкольника.
2-ое занятие
1.Отчет о выполнении задания по предыдущему занятию.
Воспитатели презентуют содержание и форму подачи информации для родителей по вопросам формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста.
2.Практикум проводит старшая мед.сестра ДОУ (врач)
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления
В основу данного комплекса положены многолетние исследования и опыт внедрения в дошкольных учреждениях Красноярского края, Канады. Финляндии. Автор данной методики - доктор медицинских наук, врач-офтальмолог В.П.Базарный
Приложение.
Комплекс дыхательной гимнастики.
Проводит инструктор ЛФК.
Значение дыхательной гимнастики для здоровья детей:
От дыхания во многом зависят здоровье, физическая и умственная деятельность человека. Дыхательная функция необычайна, важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, т.к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.
Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т.к. атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Ознакомление с правилами выполнения дыхательных упражнений.
Показ и выполнение комплекса упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-50741-1490553031.jpg)
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-647351-1435913511.jpg)
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-741535-1453460547.jpg)
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-750456-1612712205.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/13/picture-939013-1502619786.jpg)
Педсовет "Роль воспитательных воздействий на эмоциональную стабильность детей" "Создание условий для формирования эмоциональной стабильности детей"
Эмоциональная составляющая, как известно, играет важную роль в дошкольном возрасте. Проводя большую часть времени в детском саду, дети переживают в течение дня самые разные эмоциональные состояния: от...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-862486-1571402935.jpg)
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...