Экологическое занятие для детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Пшеничникова Ольга Александровна

«Зеленая красавица»
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по 1-3 характерным  признакам;
Знать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамиду, ветви вверху короткие ,а к низу длиннее).
Задачи: уточнить представления о строении ели (ствол, корень, верхушка, ветки, иголки на ветках и шишки);
Показать взаимосвязь дерева с окружающей средой (вода, почва, животные ,солнце, свет, тепло),
Познакомить со строением шишки, с семенами ели.
Развивать моторику руки, тренировать в рисовании прямых линий.
Предварительная работа:
Наблюдение за елкой во время прогулки, разучивание и чтение стихов про елку, чтение сказки Х. Андерсена «Ель». Рассматривание картин и репродукций И.И. Шишкина »Ель» ,»Лесная глушь».
Материалы и оборудование: живая елочка в горшке, картинки с изображением разных деревьев, шишки с семенами, телевизор, слайды с животными ,живущими возле ели (их следы, характерные черты), «подарки» для елочки (птица, солнышко ,капелька, ветви с иголками, снежинки, кормушка, почва ,знак от браконьеров), карандаши-мелки для штриховки, бумага.
Ход ООД
Восп. Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам ,а вы улыбнитесь мне и друг другу .Как хорошо, что мы все сегодня вместе! Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы, Сделайте глубокий вдох через носик и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения .
Воспитатель  демонстрирует картинки с изображением зимних деревьев (дуб, береза, рябина, ель)
-Ребята, какое из этих деревьев не похоже на все остальные? Почему?
Дети: -Ель .Все деревья зимой голые, без листьев, а елка зеленая.
Восп. (цитирует)
Ель одна здесь зелена.
Ей одной мороз не страшен.
Видно смелая она!
Демонстрирует детям картинки ели и ёлки.
Восп. –Похожи эти деревья друг на друга?
Дети:-Да!
Восп. –А чем они друг от друга отличаются?
Дети:- одно дерево –высокое, другое –низкое, маленькое.
Восп .- Высокое дерево мы называем елью, а низкое, маленькое – это ёлка,ёлочка.
Восп. – Расскажите, что вы знаете об этом дереве.Какого оно цвета? Формы? Размера?
Дети рассказывают, что они знают о ели и ёлке, вспоминают стихотворение-загадку.
Воспитатель и дети:
По округе славится зеленая красавица.
Сарафан, как колокол: зелен он и колок он.
Шапочка с опушкой – с острою макушкой.
Восп. – Агде растет эта красавица?
Дети – В лесу.
Воспитатель и дети :
Её всегда в лесу найдешь,
Пойдешь туда и встретишь.
Стоит колючая,  как ёж,
В зленом платье летнем.
Открывается слайд с зимним лесом.
Восп.- Смотрите перед нами зимний лес.Растут ли в этом лесу ели? Ёлки?
Дети – Растут .(Указывают, какие деревья растут вдали, какие – вблизи)
Воспитатель предлагает детям  посчитать  елочки:
Одна – ёлка,
Две – ёлки,
Три – ёлки,
Четыре – ёлки,
Пять – ёлок.
Восп. – Как называется лес ,в котором растут ели и ёлки?
Дети : - Еловый , ельник.
Динамическая пауза.
Ели на опушке (опустить руки вниз ,развести в стороны пальцы)
До небес макушки (руки вверх, соединить пальцы)
Слушают ,молчат , смотрят на внучат (раскачиваясь в разные стороны)
А внучата ёлочки (присесть на корточки, обхватить коленки),
Тонкие иголочки (руки в стороны, пальцы разведены)
У лесных ворот , водят хоровод (взяться за руки в хоровод)
Восп.- А теперь внимание – загадка!
Я была у вас недавно,
Вы встречали Новый год.
Веселились вы под нею
И водили хоровод?
Дети – Ёлка.
Воспитатель и дети идут к столу, где стоит елочка в горшке.
Восп.- Ёлочка, помоги нам узнать тебя поближе.
Дети рассматривают елку.
Восп.- Что держит ёлку в земле?
Дети – Корни.
Восп.- А еще через корни елочка получает воду и вместе с ней питательные вещества.(цитирует) Дерево могучее, дерево сильно, ведь в земле корнями оно закреплено.
-Что тянется от корней вверх?(ствол)
Ствол дереву опора- запомни не ленись,
Ствол дереву опора, он убегает ввысь.
- Чем покрыт ствол дерева? (корой).Кора защищает дерево от жары и холода.
- Что отходит от ствола?(ветви) Их называют еще лапами ,почему?
Дети дают свои варианты ответов.
Восп.- А где же у ёлочки листья?
Дети – У елки вместо листьев иголки, с помощью них елочка дышит и воспринимает свет и тепло.
Восп.- А где же в жизни мы встречаем иголки?
Дети – Иголки есть у тех кто шьет- портного и швеи, ежика, дикообраза, морского ежа.
Воспитатель (цитирует) –
Как у нашей ёлочки листики- иголочки.
Осторожно их коснись, да смотри не уколись!
Какая ёлочка на ощупь?
Дети – Колючая.
Восп. – Какой запах у ёлочки?(приятный, свежий. Новогодний, еловый), еще его называют хвойный.Это запах очищает воздух от вредных веществ .Раньше люди строили дома из еловых бревен. (демонстрирует картинку дома из бревен) Считали ,что хвойный запах таких брёвен хорошо действует на здоровье .Ель не просто украшает наши леса  она очищает воздух .Древесина ели – очень ценный материал, из нее делают разные полезные вещи (демонстрирует изделия из древесины ели : скрипка ,бумага ,игрушки, мебель ,посуда, карандаши)
Восп.- Что растет на елке?(шишки да иголки)Отгадайте мою загадку:
На зеленой вышке спрятались малышкии
Семечки – малышки в коричневой кубышке.
Дети – Это семечки елки в шишке.
Дети рассматривают шишки и семена- крылатки.
Воспитатель (цитирует)
Во бору еловом сумрачно, тоскливо-
Ни переклички голосов , ни смеха.
В еловых чащах прячется пугливо
Лишь тихое , обманчивое эхо.
Неужели в еловом бору действительно ни кого нет? И елочка живет одна в лесу?
Я вам дам подсказку а вы ,ребята угадайте. (появляется слайд  с изображением :шишки, следы белки, дупло, хвост)
Дети – Белка!
Воспитатель (цитирует)
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
Есть у белки семена-
И зима ей не страшна!
(появляется 2 слайд :шишка, дупло ,нос дятла)
Дети – Это дятел!
Воспитатель  (цитирует)
Он в берете ярко- красном,
В черной курточке атласной,
Понапрасну не кричит,
Клювом по стволу стучит.
(появляется 3 слайд : шишка, клюв клеста, гнездо с птенцами)
Дети – Это клест!
Воспитатель (цитирует)
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима.
Ели дарят смелой птице
Золотые семена.
Значит Ёлочка не одна в лесу ?
Веточки пушистые ,
Зеленые, смолистые,
Нарисуем ёлочке
Колкие иголочки.
Воспитатель предлагает детям выполнить штриховку на полосках бумаги, изображающих еловые ветви. Дети выполняют штриховку , а потом прикрепляют свои веточки к рисунку большой ели с помощью липкой ленты.
Воспитатель прикрепляет ветки , приговаривая: Вот тебе ,ёлочка веточки, они укроют животных ,дадут им крышу над головой.
Вот тебе ,ёлочка  птица –она спасет тебя от вредителей.
Вот тебе , ёлочка, солнышко – оно согреет тебя.
Вот тебе, ёлочка, капелька – она напоит тебя и умоет.
Вот тебе снежинки – они укроют тебя от мороза.
Вот тебе на ветки – кормушка .Прилетят птицы, поклюют корма и разнесут твои семена по лесу.
А это ,елочка, особый знак : он защитит тебя от браконьеров).
Рефлексия
Ребята, если  бы ёлочка умела говорить она бы вам сказала – спасибо! Что вы узнали интересного для себя и о чем рассказали бы своим родителям, сестрам или братьям?
,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплексного музыкально-экологического занятия для детей подготовительной группы " Лебединая верность"

" Лебединая верность"-комплексное музыкально-экологическое занятие,приобщающее детей к мировой музыкальной культуре и воспитывающее  экологически правильное отношение к природе..Это занятие спосо...

Конспект экологического занятия для детей 5-6 лет "Насекомые"

Расширять представления о насекомых, их питании и жизнедеятельности....

Конспект экологического занятия для детей младшей группы «Пудинг для птиц»

Конспект экологического занятия для детей младшей группы«Пудинг для птиц»Цель: Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать...

Игровое экологическое занятие для детей младшей групы

Игровое экологическое занятие для детей младшей групы...

Интегрированное занятие экологическое занятие для детей младшей группы «Синичкин день»

Описание: Данный материал будет полезен воспитателям ДОО. Тематическое мероприятие «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей младшего дошкольного возраста и их родителей к...