Методическая разработка комплексного музыкально-экологического занятия для детей подготовительной группы " Лебединая верность"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

" Лебединая верность"-комплексное музыкально-экологическое занятие,приобщающее детей к мировой музыкальной культуре и воспитывающее  экологически правильное отношение к природе..Это занятие способствует воспитанию любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_muzykalno.docx25.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного  музыкально-экологического занятия для детей подготовительной группы

ТЕМА:

«ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ»

                                                                                                         Воспитатель МБДОУ №  63 « Ассоль»                                                                              

                                                                                                    Коростелёва  Н. И.

Астрахань 2012

Цели , дидактические задачи:

  1. ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.
  2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЛЕГЕНДОЙ О ЛЕБЕДЯХ В ПЕСНЕ  Е. МАРТЫНОВА « ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ».
  3. УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧАТЬ ТЕМБРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ( ВИОЛОНЧЕЛЬ, ФОРТЕПИАНО), СОЗДАЮЩИХ ОБРАЗ, ПЕРЕДАВАТЬ ОБРАЗ В ПРОИЗВОЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ, РАЗЛИЧАТЬ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АКТИВИЗИРОВАТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРИ ВЫБОРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ПОДЫГРЫВАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ДАННОМУ ОБРАЗУ.
  4. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ПРАВИЛЬНО БРАТЬ ДЫХАНИЕ,ПЕТЬ БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ,РАЗВИВАТЬ ДИНАМИЧЕСКИЙ СЛУХ.
  5. ЗАКРЕПИТЬ ВЫУЧЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДВИЖЕНИЙ ТАНЦА: «ВАЛЬС».
  6. ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ОБ ИСТРИИ РОДНОГО КРАЯ.
  7. ВОСПИТЫВАТЬ СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ РОДНОГО КРАЯ, ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ К ПРИРОДЕ ЕЁ ОБИТАТЕЛЯМ.
  8. ФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ.
  9. РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВООБРАЖЕНИЕ. РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ О СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

Предшествующая работа:

Проведение цикла занятий по знакомству с природой родного края, рассматривание иллюстраций, альбомов, карты Астраханской области.

Слушание стихов, песен об Астрахани. Экскурсии с родителями к Лебединому озеру и в Краеведческий музей. На основе знаний о родном крае сочинение стихотворения об Астрахани. Конкурс поделок детей и родителей из овощей и фруктов, растущих в Астраханской области. Конкурс рисунков и поделок об Астраханском крае.

Материал к занятию:

Музыкальные песни (Сен – Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» песня Е. Мартынова « Лебединая верность», портрет Мен – Санса, детские мызукальные инструменты ( мнталлофон и палочки для него), рисунки с изображением скрипки, виолончели и фортепиано, оформление уголка Астраханской природы, бросовый материал для коллективной работы (пенопласт) , клей, фломастеры, салфетки для рук.

Активизация словаря:

Виолончель, сюита, рояль ,скрипка, глиссандо, белокаменный Кремль, заповедник, Красная книга, изящный, грациозный, Белоснежный, верность.

Ход занятия:

М.Р.  Музыкальный  зал наш светлый ждёт опять своих ребят!

           Приглашает он всех в гости уж который год подряд!

           Пусть сверкают , как звёздочки яркие, от улыбок ребячьи глаза.

           Ждут их тайны и диспуты жаркие, ждут их знания и чудеса!

           С песней радостной весёлой детвора спешит сюда!

           Мир прекрасный  всех  обнимет и согреет их сердца!

С песней Протасова « Майская весна» дети входят в зал. Здороваются с гостями музыкальным движением.

М.Р. Ребята, давайте мы с вами сейчас отправимся в очень интересное и увлекательное путешествие.  Хотите?   А помогут нам в этом маленькие волшебные сладенькие конфету – искорки и музыка композитора Сен-Санса. Сейчас мы возьмёмся за руки, закроем глаза и постоим немного, послушаем красивую музыку известного французского композитора Сен-Санса. Послушайте, как звучит музыка? Что вы себе представляете, слушая её? (звучит фрагмент).

Дети:  Музыка нежная, плавная, спокойная, ласковая. Представляем волны, блики, переливы и всплески воды, слабый шелест ветра, солнце – это замечательно передаётся звучание фортепиано, виолончели.

Дети садятся на стульчики.

М.Р.  А сейчас давайте послушаем это произведение далее и постараемся  представить себе, куда,  в какое место она нас  перенесла. Но сначала послушайте мои вопросы:

Наводящие вопросы: В этом краю цветёт чудесный розовый цветок, цвета утренней зари ( лотос) . В этом краю есть белокаменный древний Кремль. В этом краю есть такое чудное место, где водятся редкие  прекрасные птицы и звери, травы и цветы и их охраняют. ( заповедник ).В этом краю  водится рыба, которую называют «красной», она очень красивая, из неё готовят много вкусных блюд: ценится её икра во всём мире, в этот край прилетают чудесные белые  сказочные ( лебеди ).

Ответы детей: Астраханский край.

А как музыка помогла нам найти ответ (средствами музыкальной выразительности :  тембр инструментов  – виолончели, фортепиано.

Характером музыки : спокойным нежным ласковым. Силой звука, динамическими оттенками , музыкальным темпом.

И это все отразил в своём произведении Сен – Санс, которое называется « Лебедь». Показ иллюстраций муз. Инструментов и портрета Сен-Санса.

       Вот в какое место  волшебная сладкая искорка помогла нам перенестись в далёкое прошлое время. Мы с вами оказались в том самом месте, на котором возник наш любимый город Астрахань!

Н. И.   А теперь я вас приглашаю присесть около красивого озера и послушать легенду о том,  как возник наш город.

Дети присаживаются с Н.И. около имитированного озера и слушают её рассказ.

                  В то далёкое время  давным  – давно ,в  стародавние времена, когда деревья умели говорить, а реки шептать песни, стоял посреди необозримой степи большой холм – Заячий бугор, жили  в окрестностях его одни зайцы, да свистел ветер. Омывала  этот холм своими волнами  большая река. Скучно стало этой реке и сказала река Солнцу и Ветру: «Не хочу, чтобы бились волны мои о пустой берег, а шептали они сказки  стенам белокаменным и людям добрым» И пришли люди и построили красивый белый город с башнями и часовнями крепостью и колокольней, и назвали этот город Астраханью.

Дети встают врассыпную и исполняют песню.

Песня об Астрахани.

М.Р.  хвалит детей за исполнение ( осанку во время пения, правильное дыхание, пение свободно, без напряжения, владение своим голосом – динамику) отмечает особо отдельных детей.

Дети рассаживаются вокруг озера и слушают далее Н.И.

Н.И. И увидели ту сказочную землю чудесные гордые и величавые птицы,  и решили  они поселится здесь и быть верными друг другу и этому краю. У этих птиц тонкая изящная шея, красивая головка, белоснежные перья, много стихов  сочинили люди об этих прекрасных птицах, сказок , песен, композиторы посвятили свои  красивые произведения. Кто  же это? ( Лебеди)

Какие произведения вы знаете о них? ( Ответы детей)

М.Р. Какие хорошие слова вы подобрали характеризуя этих прекрасных птиц: гордые, величественные, ослепительно прекрасные белоснежные, красиво скользящие по воде ,грациозные.

А теперь мы с вами попробуем передать образ этих птиц в пьесы…( дети сами называют пьесы и фамилию композитора). Одновременно мы постараемся в соответствии с характером музыки подобрать детские музыкальные инструменты и также нежно подыграть.

Творческая импровизация детей в движении и игре на музыкальных инструментах.

Дети самостоятельно выбирают инструменты и начинают импровизировать под звучание музыки движениями и игрой на инструментах ( глиссандо). Похвалить детей, выделить особо некоторых.

А теперь присаживайтесь все около озера, давайте тихо посидим и подождём. Может к нам прилетят эти чудесные птицы, и мы увидим их сказочный танец.

Танец лебедей ( медленный вальс).

М.Р.  Какие это прекрасные и величественные птицы! Это птицы отличаются любовью к родным местам, к нашим речкам, верности Родине. Они выбирают своего спутника один раз и на всю жизнь.

Лебеди всегда вместе, они неразлучны. Почему? Потому что , куда лебёдушка плывёт, то и лебедь за ней следует. И если что – то может  их разлучить, то один без другого жить не может. А что может с ними случится? Послушайте легенду о лебединой верности, которая отражена в песне Е.Мартынова « Лебединая верность».

Слушание песни Е.Мартынова « Лебединая верность»

М.Р. Что произошло, что помешало счастью двух лебедей, кто?

Ответы детей: человек!

Н.И. Присмотритесь в панораму и вы увидите там Лебёдушку. Она одна. Скучно ей, плохо одной. Ведь они живут парами . Давайте, станем волшебниками, а стать волшебником может  только тот,  у которого доброе сердце. Мы не дадим скучать Лебёдушке одной, пусть их станет двое.

Коллективная работа.

У вас здесь основа, перья , клей, кисточки, салфетки для рук. В конце похвалить за  работу  детей и прикрепить Лебедя – Черного принца рядом с Лебёдушкой.

Во время выполнения работы звучит музыка.

Н.И.  Какая музыка  и какого композитора  помогает нам творить чудо?

Ответы детей: Сен-Санс « Лебедь»

Как вы думаете , ребята, хорошо ли стало вместе, веселее? Как мы рады за них!

Песня «Лебединая верность»

Пусть летят по небу солнечным днём,

Будет им тепло и  радостно в небе вдвоём.

И земля пусть будет ласковой во все года,

Не стреляйте люди в лебедей никогда.

Припев: Мы хотели, чтоб жили лебеди, и в полночной мгле

                Приносили   свет и  счастье на своём крыле.

                Пусть летят по небу лебеди над землёй моей,

                С добротой своею нежной в светлый мир людей!

Н.И. Ребята, чему мы , люди  можем поучится у этих птиц?

( верности друг к другу, дружбе, любви к своему родному краю, семье, всем людям, к своей Родине).

А Родина наша – Астраханский  край и пусть он расцветёт и хорошеет. Об Астрахани мы с детьми сложили стихотворение, в котором отразили чувства т.е. то что хотим сказать. И вот послушайте, что из этого получилось.

Стихотворение « Астрахань»

В стихах  воспеть хочу я Родину свою

И кораблей на Волге караваны,

Мой город южный, ветры и туманы

Я за пески и за цветы люблю!

За новостройки и старину.

Здесь своей России жизни нить течёт,

Её жемчужину все называют Волгой,

Здесь роза Каспия чудесная  цветёт!

Красоты лотоса ты не забудешь долго!

Наш край, как сказка, он соединил

И травы дельты, и жару пустыни,

Он тайны мира птичьего открыл

Они законом в заповеднике хранимы!

Наш край любви, тепла и мира, народов разных светлый дом.

Нас Волга всех здесь подружила, а мы дружны своим трудом.

Прекрасен Кремль твой древний – он простёр, как крылья белокаменные стены,

И светлой мудростью сверкает твой собор,

Покой души ты обретёшь здесь непременно.

В гербе твоём восточный меч и синий щит твой -  это Волга,

Границы ты должна стеречь и мир на юге уберечь

Для всех надёжно и надолго.

Родные сердцу, милые края,

Пусть освещает их всегда заря,

Цветок  среди пустынь Поволжья!

Всё это Астрахань любимая моя!

( Выходят Лебедь с Лебёдушкой, которые  танцуют танец)

Лебеди:  1. Рады мы всегда гостям, добрым маленьким друзьям

Танцевали, пели песни, нам приятно видеть вас,

2.Всем ребятам пожелаем от души здоровья мы,

И подарок вам вручаем всем от нас и от весны !

 (Дарят и подвешивают на шею всем лебедям на  ленточке)

Н.И. А теперь, давайте помашем своим лебедям рукой, попрощаемся с ними.

                               « Пусть летят по небу лебеди,

                         Чтоб от птичьих стай мир добрее стал!»

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместного развлечения для родителей и детей подготовительной группы «Экологический КВН»

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду. При этом необходимо поощрять детскую инициат...

Методическая разработка - презентация "Малые олимпийские игры" для детей подготовительной группы.

 Цель:   Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма,  ознакомление ...

Методическая разработка.Элементы ( упражнение) со скакалкой для детей подготовительной группы детского сада

эта разработка может быть полезна для инструкторов по физической  культуре. Здесь название и  описание элементов( упраженений) со скакалой....

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»

АннотацияРанняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой ...

Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...