Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ
материал по теме

Кузьмина Светлана Николаевна

Данная работа предназначена для руководителей физического воспитания, воспитателей, музыкальных руководителей дошкольного учреждения. План физкультурно - оздоровительной работы разработан на год, с целью создание  максимально эффективных условий  по  охране  и  укреплению  здоровья, предупреждению  заболеваемости  и травматизма детей, обеспечению  оптимальной  двигательной  активности,  эмоциональному, личностному, познавательному  развитию дошкольников, использование  эффективных  форм и  методов  для  сохранения  и  укрепления  физического  и психического  здоровья  детей  в  совместных  мероприятиях  с  родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizk.-ozdor._rab_na_god_2015-2016gg.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ИЗЛУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

НА    2015 – 2016 учебный год

 Составила:  руководитель физического воспитания Кузьмина С.Н.

Пояснительная записка

В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья.

 В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные  медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что  только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях») остро эта задача стоит  в дошкольных учреждениях.  По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин  «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим  влияниям, что приводит к формированию  отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья  одна  из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер. ИМБДОУ ДСКВ «Сказка» ставит перед собой задачу разработать систему  оздоровительной  работы дошкольного учреждения.

Цель: создание  максимально эффективных условий  по  охране  и  укреплению  здоровья, предупреждению  заболеваемости  и травматизма детей, обеспечению  оптимальной  двигательной  активности,  эмоциональному, личностному, познавательному  развитию дошкольников, использование  эффективных  форм и  методов  для  сохранения  и  укрепления  физического  и психического  здоровья  детей  в  совместных  мероприятиях  с  родителями.

 

Задачи:

  • реализация  системы  мероприятий, направленных  на  оздоровление и физическое  развитие  детей;
  •   формирование  привычки  к здоровому  образу  жизни  и  развитию  познавательного  интереса;
  • формирование  навыков  безопасного  поведения;
  • осуществление  педагогического  и  санитарного  просвещения  родителей  по  вопросам  воспитания  и  оздоровления, вовлечение  в  совместные  мероприятия  с  детьми.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
  3. Овладения навыками самооздоровления;
  4. Снижение уровня заболеваемости.

Основные принципы работы:

  1. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Решение оздоровительных задач в системе всего здоровьесберегающего педагогического процесса во всех видов деятельности.
  4. Поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Формы организации физического воспитания

  • Закаливание.
  • Массаж, точечный массаж.
  • Мониторинг физической подготовки.
  • Рациональная двигательная активность в течение дня.
  • Усиленное внимание к ребенку в период адаптации.
  • Физкультурные занятия, игры, развлечения, утренники; прогулки на свежем воздухе; бассейн.
  • Сказкотерапия.
  •  Создание санитарно – гигиенического режима соответственно требованиям Госсанэпиднадзора.
  •  Профилактические прививки.
  •  Антропометрические измерения.
  •  Осмотр детей специалистами поликлиники.    

                                                                  

Оздоровительная работа с детьми

  1. Задачи физического воспитания дошкольников.

1.Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.

2.Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.

3.Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

  1. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:

1.Полноценное питание детей.

2.Закаливающие процедуры.

3.Развитие движений.

4.Гигиена режима.

Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;

-калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов;

-гигиена приема пищи;

-индивидуальный подход к детям во время питания;

-правильность расстановки мебели;

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости  воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.

Основные факторы закаливания:

-закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня.

-закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.

-закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка.

В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

-облегченная одежда для детей в ДОУ;

-соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;

-соблюдение температурного режима в течение дня;

-дыхательная гимнастика после сна;

 Развитие движений.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

-повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

-совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

-повышение физической работоспособности

-повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

  • щадящий режим (адаптационный период)
  • гибкий режим
  • организация микроклимата и стиля жизни группы

Все группы

2

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика
  • физкультурно-оздоровительные занятия
  • подвижные и динамичные игры
  • профилактическая гимнастика (профилактика плоскостопия  и осанки т.д.)
  • спортивные игры
  • плавание

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

  • умывание
  • мытье рук по локоть
  • обеспечение чистоты среды

Все группы

4

Свето-воздушные ванны

  • проветривание помещений сквозное
  • сон при открытых фрамугах
  • прогулки на свежем воздухе 2 раза в день
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

5

Активный отдых

  • развлечения и праздники
  • игры  и забавы
  •  дни здоровья
  • пешие прогулки

Все группы

6

Диетотерапия

  •  рациональное питание

Все группы

7

Свето и цветотерапия

  • обеспечение светового режима
  • цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Все группы

8

Музыкотерапия

  • музыкальное сопровождение режимных моментов
  • музыкальное сопровождение занятий
  • музыкальная и театрализованная деятельность

Все группы

9

Закаливание

  • босохождение
  • игровой самомассаж
  •  дыхательная гимнастика
  • ходьба по корригирующим дорожкам
  • воздушное закаливание
  • ОРУ с элементами корригирующей гимнастики

Все группы

11

Стимулирующая терапия

  • Чесночные медальоны
  •  Витаминизация третьего блюда

Все группы

12

Пропаганда ЗОЖ

  • Организация консультаций, бесед, тематических занятий

Все группы

СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

Вид деятельности

Ответственный

1

2

1. Работа  с кадрами

1.1. Текущие инструктажи по ОТ, ТБ и охране жизни и здоровья детей.

Пономарева Е.Б.

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. Спортивный праздник

«День знаний»

Руководители физического воспитания

Музыкальные руководители

2.2. Фоторепортаж «Летние забавы в детском саду»

Кузьмина С.Н.

Лагвилава Н.А.

2.3. Выставка рисунков «Мое летнее путешествие!»

Воспитатели

3. Работа с родителями

3.3. Анкетирование родителей               «Физическое воспитание закаливание в семье»

Воспитатели групп

3.4. Фотовернисаж «Как я провел лето»

Воспитатели

ОКТЯБРЬ 2015 года

Вид деятельности

Ответственный

1

2

1. Работа с кадрами

1.1. О мероприятиях по профилактике ОРВИ и сезонного гриппа

Панькова С.И.

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. Спортивно-музыкальное развлечение «Золотая осень»

Музыкальные  руководители

Воспитатели

Руководители физ.воспитания

2.2. Экскурсия в парк

Воспитатели

2.3. Разработка проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Кузьмина С.Н.

3. Работа с родителями

3.1. Общее родительское собрание:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию, обучению, оздоровлению детей и защите их прав»

Заведующая

Зам. заведующей

3.2. Буклет «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

Воспитатели

НОЯБРЬ 2015 года

Вид деятельности

Ответственные

1

2

  1. Работа с кадрами

1.1. Выполнение санэпидрежима

Медсестра

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. Контроль над организацией и проведением ежедневных прогулок.

Тесленко Е.А.

Казакова И.П.

Медсестра

2.2. Пополнение  информационно-коммуникационной игротеки по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников

Творческая группа

Воспитатели

2.3. Выставка коллективных работ «Мы спортивные ребята»

Воспитатели

3. Работа с родителями

3.1. Мастер - класс

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Кузьмина С.Н.

3.2. Консультация

«Помогите ребенку укрепить здоровье»

(папка-раскладушка)

Воспитатели

ДЕКАБРЬ 2015 года

Вид деятельности

Ответственные

1

2

1. Организационно – педагогическая работа

1.1. Составление плана

«Неделя здоровья»

Лагвилава Н.А

Кузьмина С.Н.

1.2.Праздник «В гостях у деда Мороза»

Музыкальные руководители

Воспитатели

2. Работа с родителями

2.1. Консультация для родителей на информационных стендах в холле ДОУ«Значение плавания в жизни ребенка»

Лагвилава Н.А.

Кузьмина С.Н.  

ЯНВАРЬ 2016 года

Вид деятельности

Ответственные

1

2

1. Работа с кадрами

1.1. Об охране жизни и здоровья детей в зимний период – лед, сосульки.

Пономарева Е.Б.

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. Колядки

Воспитатели групп   шестого и седьмого года жизни

2.2. «Неделя здоровья»

1 день – «День хорошего настроения»

показ презентации:

«Быть здоровыми хотим»

2-3 день – «День музыки и спорта»

музыкально-спортивное развлечение

4 день- «День правильного питания»

Экскурсия на кухню и беседа с медсестрой или «Витаминкой»

5 день – «День творчества»

(коллективная работа)

Стенгазета «Где прячется здоровье»

1-5день -  

спортивные развлечения в бассейне «Мы сильные, мы смелые, мы ловкие»

Воспитатели

Музыкальные руководители

Руководители физ. воспитания

Воспитатели

Медсестра

Повар

Воспитатели

Руководители по физическому воспитанию

2.3. Смотр - конкурс «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности детей»

Творческая группа

3. Работа с родителями

3.1. Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей

Воспитатели

3.2. Фотовыставка в холле ДОУ:

 «Неделя здоровья»

Творческая группа

3.3. Составление буклета

«Воспитание культуры здорового образа жизни»

Лагвилава Н.А.

Кузьмина С.Н.

ФЕВРАЛЬ 2016 года

Вид деятельности

Ответственные

1

2

1. Организационно – педагогическая работа

1.1. Смотр- конкурс

«Новогодние фантазии двора»

Воспитатели групп

1.2. Презентация «Водные виды спорта»

Лагвилава Н.А

Кузьмина С.Н.

1.3. Смотр-конкурс  военной песни

/дети 6-7 года жизни/

Музыкальные руководители

Воспитатели

1.4. Коллаж «О вкусной и здоровой еде»

Воспитатели

МАРТ 2016 года

Вид деятельности

Ответственный

1

2

1. Работа с кадрами

1.1. Санитарное состояние групп

Профком, медсестра, воспитатель

1.2. Рейд по группам / проветривание, планы, закаливание

Творческая группа

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. Тестирование, подготовка к Губернаторским состязаниям.

Руководители физического воспитания

2.2. Презентация: «Азбука безопасности на льду»

Лагвилава Н.А.

Кузьмина С.Н.

2.3. Губернаторские состязания в ДОУ (заочно) в рамках проведения плана работы управлением образования

Руководители физического воспитания

2.4. Игротренинг  «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Кузмина С.Н.

3. Работа с родителями

3.1. День открытых дверей

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в группах воспитанников шестого года жизни

Воспитатели групп 6 года жизни

АПРЕЛЬ 2016 года

Вид деятельности

Ответственный

1

2

1. Работа с кадрами

1.1. Рейд администрации  и профкома по организации питания в ДОУ

Заведующая

Кохановская Е.Ю.

1.2. Санитарное состояние групп

Профком, медсестра, воспитатель

1.3. Выполнение санэпидрежима

Медсестра

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. Семинар-практикум

Тема: «Инновационные здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО. Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников»

Заведующая

Зам. Заведующей

Воспитатели

Руководители физ. воспитания

2.2. Открытые просмотры НОД:

«Использование специальных методов и приемов в системе физкультурно-оздоровительной работы, как средства оздоровления детей дошкольного возраста»

«Здоровьесберегающие аспекты (методы, приемы) на музыкальных занятиях».

Открытый просмотр занятия в бассейне по теме: «Сюжетно-игровые занятия как эффективное средство обучения плаванию и формирования

Руководители физ. воспитания

Музыкальные руководители

2.3. Освещение материалов физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в СМИ

Зам. заведующей

2.4. Мониторинг  ДОУ по образовательным областям

Мониторинг интегративных качеств в соответствии с ФГОС ДО

Воспитатели

Музыкальные руководители

Руководители физ. воспитания

2.5.Презентация «Чистота – залог здоровья!»

Воспитатели

3. Работа с родителями

3.1. Беседа с родителями по предупреждению детского травматизма

Воспитатели

МАЙ 2016 года

Вид деятельности

Ответственный

1

2

1. Работа с кадрами

1.1. Проведение инструктажей к летне-оздоровительному сезону.

Пономарева Е.Б.

1.2. Озеленение участков ДОУ

Коллектив

1.3. Соблюдение санэпидрежима в летний период.

Медсестра

1.4. Подготовка ко Дню защиты детей

Руководители физического  воспитания

Музыкальные руководители

2. Организационно – педагогическая работа

2.1. День открытых дверей:

праздник на воде «День Нептуна»

Лагвилава Н.А.

Кузьмина С.Н.

2.2. Презентация: «Как вести себя на воде и у воды»

Руководители физ. воспитания

2.3. Результаты работы и презентация проекта на педсовете «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Кузьмина С.Н.

2.3. Составление летне-оздоровительной работы (приказов, плана работы, режима работы, расписания занятий)

Тесленко Е.А.

Творческая группа

3.Работа с родителями

3.1. Итоговые родительские собрания в группах («Организация летнего отдыха»)

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период

Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...