Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
статья
Рассматриваются вопросы развития одаренности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения и воспитания одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.
Детская одаренность как интегральная личностная характеристика определяет возможность достижения ребенком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современные дошкольные учреждения оказываются не очень хорошо приспособленными для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям, воспитатели испытывают потребность в программно-методическом и технологическом обеспечении образования способных и одаренных детей.
Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность не только перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа.
По программе «Одаренный ребенок» мы не работаем, но стараемся создать условия для проявления и развития одаренности и детей. Эти условия включают в себя: создание необходимой предметно-развивающей среды в группах, использование различных форм и методов работы с детьми, дополнительные образовательные услуги, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.
Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер и вариативность. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе. Есть в группах «Уголок фантазий», «Театрализованный центр», «Центр интеллектуальных игр», «Центр художественного творчества» и др.
В образовательном процессе стараемся использовать такие формы и методы, которые позволяют максимально учесть и развить индивидуальные способности детей: задания различной степени сложности, творческие задания, исследовательские проекты, экспериментирование. В детском саду мы систематически организовываем различные конкурсы, выставки, концерты с участием наших воспитанников, ставим с детьми кукольные спектакли.
Дополнительные образовательные услуги также позволяют развивать у детей различные дарования и способности. Дети имеют возможность посещать различные кружки и студии: физкультурный, хореографический, изобразительный, музыкальный, познавательный.
Взаимодействие с родителями - важное условие выявления и развития детской одаренности. В работе с родителями используем различные формы: родительские собрания («Одаренный ребенок в семье: проблемы и решения»), консультации («Как воспитывать одаренного ребенка»), практикумы, совместные досуги и праздники и др.. Одна из главных задач работы с родителями одаренного ребенка – помочь им в воспитании такого ребенка, так как одаренные дети – это особая категория детей, которая требует особого педагогического подхода.
Взаимодействие с социумом позволяет показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях, участие в городских, областных и общероссийских конкурсах. Наши воспитанники неоднократно награждались почетными грамотами, дипломами, ценными подарками. Таким образом талантливые, одаренные дети получают возможность не только реализовать себя, но и получить общественное признание.
В заключение следует отметить, что решение задач раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду".
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства....
Создание условий для развития одаренности ребенка в дошкольном учреждении.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...
Консультация для педагогов "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"
Кем станет малыш во взрослой жизни? Все зависит от взрослых, которые поведут его за руку из одной среды в другую....
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"...
Семинар-практикум для педагогов: "Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду"
Цель мероприятия: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада....
Создание условий для развития одаренности ребенка в ДОУ
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...