создание условий для развития у ребёнка основ экологического сознания (опытно - экспериментальная деятельность
статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
познание мира способом опытно - экспериментальной деятельности дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований. Л.И.Божович, отмечает, что потребность в новых впечатлениях преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребёнка. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познания окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Экспериментирование можно использовать как эффективный способ обучения.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию действия с предметами и наблюдая, малыш познаёт окружающий мир, развивает интеллект.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более плотного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок решает посредством проведения опыта и, анализируя. Делает вывод, умозаключение. Самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и явлении.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа в подгруппах даёт возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различие. Поэтому, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение и активное внедрение в практику детского экспериментирования.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира. Он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыт с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Цель
Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Задачи
Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе.
Опытно – экспериментальная деятельность помогает активизировать и расширять словарь ребёнка.
Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы рекомендуем использовать – опыты. Их можно проводить на занятиях и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В младшем возрасте мы наблюдаем зависимость изменений в живой природе (т.е.жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы (времена года, состояние погоды и т.д.) в этом возрасте развиваем представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град; свойства песка, воды; утро – вечер, день – ночь и т.д.), а также знакомим с объектами живой природы – комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. Задачами для этой возрастной группе :
Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
Развитие способности к пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
В старшем возрасте возникает желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Внимание становится более устойчивое, наблюдение может проходить дольше. Начинают устанавливаться причинно – следственные связи , дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Опыты подтверждают их предположения. Задачи для старшего дошкольного возраста:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе деятельности;
Развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
Постановка проблемы (задачи).
Поиск решения проблемы.
Проведение опытов.
Фиксация наблюдений.
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность нам необходима. Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать, полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектный метод имеет особую педагогическую значимость. Он является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формировать собственный жизненный опыт; он идёт от детских потребностей и интересов. Ведь, как доказал Н.Н.Подъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Сведения, получаемые детьми на
занятиях , в совместной деятельности с педагогом или родителями, маленькие исследователи проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Постепенно, элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре. Есть два начала – учебно-познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх – опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), мы должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Для этого необходима деятельность, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность, как опыты и экспериментирование, обеспечивает продуктивные формы мышления, является одним из главных факторов в раскрепощении ребёнка.
Опытно – экспериментальная деятельность является ведущей в развитии творческой личности дошкольника. А именно:
психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
природосообразность ( развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием );
дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);
активная деятельность (включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
творчество ( максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности , приобретение дошкольником опыта творческой деятельности).
В результате опытно – экспериментальной деятельности дети приобретают определённый багаж знаний о мире природы. В этом и заключается связь в развитии основ экологического сознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....
«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»
«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»...
Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ
Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ...
Консультация для педагогов «Создание условий для реализации у детей основ правового сознания»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.Одним из важнейших условий развития общества...
Конспект НОД по формированию экологических представлений, опытно- экспериментальной деятельности и художественному творчеству «Путешествие с Капелькой» в старшей группе 2017-18
Познакомить детей с круговоротом воды в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».
Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....
Доклад на тему: «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. В разных видах деятельности он наблюдает, сравнивает и, таким образом, приобретает собственные представления и опыт,...