создание условий для развития у ребёнка основ экологического сознания (опытно - экспериментальная деятельность
статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Ждамарова Людмила Юрьевна

познание мира способом опытно - экспериментальной деятельности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих  в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований. Л.И.Божович, отмечает, что потребность в новых впечатлениях  преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребёнка. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познания окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Экспериментирование можно использовать как эффективный способ обучения.

  Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования  ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению,  осваиваются сенсорные эталоны, простые  орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию действия с предметами и наблюдая, малыш познаёт окружающий мир, развивает интеллект.

    С самого рождения  детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы  входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство  делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного  интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более плотного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок решает посредством проведения опыта и, анализируя. Делает вывод, умозаключение. Самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и явлении.

   Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

      Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной  деятельности. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

     Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит  интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами  деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа в подгруппах даёт возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

      Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

     В работах многих   отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различие. Поэтому, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение и активное внедрение в практику детского экспериментирования.

 Исследовательская, поисковая активность – естественное  состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира. Он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыт с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д.  Всё это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Наша  задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

 Цель

 Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально – чувственного опыта.

 Задачи

 Вызвать интерес к поисковой деятельности.

 Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

 Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность.

 Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность.

 Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе.

 Опытно – экспериментальная деятельность помогает активизировать и расширять словарь ребёнка.

 Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое  мы рекомендуем использовать – опыты. Их можно проводить на занятиях и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

 В младшем возрасте мы наблюдаем   зависимость изменений в живой природе (т.е.жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы (времена года, состояние погоды  и т.д.)  в этом возрасте развиваем  представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег,  дождь, град; свойства песка, воды; утро – вечер, день – ночь и т.д.), а также знакомим с объектами живой природы – комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными.  Задачами для этой возрастной группе :

Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Развитие способности к пристальному и целенаправленному обследованию объекта;

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)

 В старшем возрасте возникает желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Внимание становится более устойчивое, наблюдение может проходить дольше. Начинают  устанавливаться причинно – следственные связи , дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.  Опыты подтверждают их предположения. Задачи для старшего дошкольного возраста:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной  инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться  специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе деятельности;

Развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

 В организации и проведении опытов можно выделить  несколько этапов:

Постановка проблемы (задачи).

Поиск решения проблемы.

Проведение опытов.

Фиксация наблюдений.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность нам необходима. Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать, полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации  школьного обучения.

 Проектный метод имеет особую педагогическую значимость.  Он является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формировать собственный жизненный опыт; он  идёт от детских потребностей и интересов.  Ведь, как доказал Н.Н.Подъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и  дошкольном  возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Сведения, получаемые детьми на

занятиях , в совместной деятельности с педагогом или родителями, маленькие исследователи проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Постепенно, элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре. Есть два начала – учебно-познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх – опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

 Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), мы должны переориентировать содержание  образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Для этого необходима  деятельность, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность, как  опыты и экспериментирование, обеспечивает продуктивные формы мышления,  является одним из  главных  факторов в раскрепощении ребёнка.

 Опытно – экспериментальная деятельность является ведущей в развитии творческой личности дошкольника. А именно:

психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

природосообразность ( развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием );

дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);

активная деятельность (включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

творчество ( максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности , приобретение дошкольником опыта творческой деятельности).

 В результате опытно – экспериментальной деятельности дети приобретают определённый багаж знаний о мире природы. В этом и заключается связь  в развитии основ экологического сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»...

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ...

Консультация для педагогов «Создание условий для реализации у детей основ правового сознания»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.Одним из важнейших условий развития общества...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».

Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....