Эффективность использования современных технологий в летний период времени.
учебно-методический материал на тему

Кирьянова Наталия Валентиновна

Эффективность использования современных  технологий в летний период времени.

Лето  благоприятная пора для организации деятельности детей на свежем воздухе.

Работа с детьми в летний период велась по нескольким направлениям:

1.     Сказкотерапия

2.     Арт-терапия

3.     Куклотерапия

4.     Песочная терапия

5.     Кинезеологическая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_letnih_ozdor._igrah.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования современных психологических технологий в летний период времени.

Лето  благоприятная пора для организации деятельности детей на свежем воздухе.

Работа с детьми в летний период велась по нескольким направлениям:

  1. Сказкотерапия
  2. Арт-терапия
  3. Куклотерапия
  4. Песочная терапия
  5. Кинезеологическая гимнастика

 

     Хотелось бы для начала остановиться на более ярком методе, который можно использовать в летний период времени – сказкотерапия.

    1. Сказкотерапия – представляет собой сочетание терапии сказкой, искусством и игрой. Сказкотерапия – это особый метод, построенный на образовании связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

    Сказка является одним из элементов культуры. И прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на  фольклорных корнях и обладает богатым социальным нравственно-педагогическим потенциалом.

     Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения ребёнка. При этом социализируется вся сенсорная система ребёнка: зрение. Слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Подбор текстов формировала следующим образом:

Сказки подбирала под проблемы конкретных детей, специально искала яркие образы, метафоры («Золотой ключик», «Гадкий утенок»).

Старалась научить ребёнка слушать и слышать своё состояние.

Старалась сформировать для себя позитивный результат, который может быть получен в конце (например, «Ребёнок почувствует свою ценность и значимость).

Правила, которые использовала в работе с детьми:

 Не следует: критиковать ребёнка. хвалить ребенка, сравнивать результаты деятельности, читать нотации, быть равнодушным или пассивным.

Следует:  позволить ребёнку вести себя за собой,  поощрять умения ребенка, проявлять речевую активность, участвовать в игре, предоставляя  инициативу ребёнку.

Использование сказкотерапии в летний период позволяет  продолжать корректировать эмоциональные  нарушения в развитии(тревожность, страхи, неуверенность в себе, застенчивость, неустойчивость самооценки, нарушения общения со сверстниками и взрослыми.

Основная идея работы состоит в том, что с помощью специально подобранных технологий сказкотерапии, используемых в работе с детьми в летний период    создала условия, способствующие коррекции поведения ребёнка, изменению его эмоционального состояния.

                                                                                                             (Приложение № 1)

2. Следующий метод, используемый  в работе с детьми в летний период, является арт-терапия.

      Рисование – самый распространенный вид арт – терапии. Это одно из самых любимых для всех малышей  занятие, которое помогает точно идентифицировать состояние ребёнка, а также помочь ему справиться со многими комплексами и страхами.

       В летний период детям предлагалось рисование мелками на асфальте. Использовались краски, гуашь, мольберты. Дети рисовали пальцами, ладошками. Ведь можно рисовать не только кистью или карандашами – как здорово лить или разбрызгивать краску, а потом сложить лист бумаги и посмотреть, какие узоры получаются. Или обмакнуть пальцы в краску и смотреть, какие веселые разноцветные отпечатки остаются на бумаге. Это оставляло удивительные впечатления и вызывало яркие эмоции у детей.

В работе использовались техники:

- рисование на листьях деревьев

- капелька

- с зеркалом

- сворачивание бумаги пополам

- разбрызгивание краски

3. Остановлюсь на немаловажной и эффективной технологии, которую использовала в работе с детьми – куклотерапия.

      Основным объектом, обеспечивающим ребёнку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы.

      Цель куклотерапии – ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию. Развить  самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

      Для детей подбирала соответствующие игрушки, куклы (по возрасту, по проблеме).

Игрушки, куклы и материалы, необходимые для куклотерапии разделила на три группы:

 - Игрушки для реальной жизни

   Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребёнка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

    Дети разыгрывали сценки с человеческими фигурками. В таких играх можно легко пронаблюдать отношения между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота близких друг о друге и т. д.

    Использовала машины, лодки,  т. к. они важны для  упрямых, застенчивых, замкнутых детей. Этими игрушками можно играть не выражая никаких чувств.

 - Игрушки помогающие снять агрессию

  В игре дети часто используют сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений.

   В работе с детьми использовала куклы, которые надеваются на руку.  Также использовала  игрушки изображающие диких животных, солдатики. Ружья для выражения гнева, враждебности и т. д.

 - Игрушки для творческого  самовыражения и ослабления эмоций.

  Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться, по желанию ребёнка, во что угодно:  в поверхность луны, пляж, пирамиды и т. д.  Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для замкнутых или застенчивых детей.

                                                                                                          (Приложение №2)

4. В летний период в работе с детьми очень часто использовала песочную терапию на свежем воздухе. Как известно дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью…

   Песок пропускает воду. Поэтому он поглощает и негативную энергию ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

    Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Затем использовала пальчиковые игры  на песке, ритуал входа в Песочную страну и ритуал выхода из Песочной страны.

    На своем опыте я убедилась, что песок действительно снимает стресс. Снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

     С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.

                                                                                                             (Приложение №3)

                                                                                                            (Приложение №3)

Игры  с песком для детей дошкольного возраста

Отпечатки наших рук

Цель: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, научить ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

Ход игры: на ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задерживать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим  ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло)песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»  Теперь, когда ребёнок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Отгадай загадку

Цель: Развитие мышления, моторики.

Ход игры: Взрослый загадывает загадку ребенок отгадывает её, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что отгадано, он проверяет правильный ответ.

Цветные заборчики

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Ход игры: Взрослы просит ребёнка выбрать синие палочки и построить синий заборчик. Потом – красные палочки и построить красный заборчик. Можно предложить ребёнку построить большой забор . чередуя палочки по цвету.

Во саду ли в огороде

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Ход игры: песочницу разделить пополам и одна песочница превращается во фруктовый сад, другая – в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребёнка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.

  В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения высоких результатов в своей работе я использую след...

Презентация к публикации "Использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования"

Презентация использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования...

Комплекс проведения закаливающих процедур (с использованием фактора – воды) для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в летний период времени.

В данном материале освещены такие вопросы как:-Что такое закаливание?-Основные задачи закаливания.-Для чего нужно закаливать детей.-Примерный план закаливающих процедур....

«Здоровьесберегающие технологии в летний период» с использованием инновационных технологий (нейрогимнастика)

Здоровье ребёнка является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспи...