Движение – основа здоровья. Что же нужно маленькому человеку?
консультация на тему

Мережко Оксана Михайловна

      Ещё Ж.-Ж. Руссо писал о движении как  средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка. По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.  Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Движение – основа здоровья. Что же нужно маленькому человеку?»

        «Чтобы сделать ребенка умным и

рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым. Пусть он

работает, действует, бегает -

находится в постоянном движении"

Ж. Руссо

      Ещё Ж.-Ж. Руссо писал о движении как  средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка. По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.  Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.

       В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.  Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из  которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье - для  преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

       Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье.   Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей. Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим.

     Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

      Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма и тем более на всю оставшуюся жизнь.

     Хорошее здоровье базируется на фундаменте всестороннего и гармоничного общего развития: физическая культура, здоровьесберегающие технологии являются наиболее эффективными и доступными средствами сохранения и укрепления здоровья детей.

      Программой воспитания в детском саду выделено два основных компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная двигательная деятельность. Одним из трудных моментов организации жизни детей в детском саду является адаптационный период. И интересно то, что если ребенок много двигается, привыкание его значительно облегчается. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать. Поэтому в утренние часы  нужно   не ограничивать их в движении, разучивая и проводя с ними утреннюю гимнастику.

     Утренняя  гимнастика  – оздоровление, укрепление систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков и создание хорошего настроения ребенка, а также приучает детей к коллективным формам организации двигательной активности.

      Малыши очень любят подвижные игры, используя при этом незначительное количество физкультурного оборудования. Для того чтобы разнообразить движения детей, в группе должно быть  мелкое  физкультурное оборудование; мячи, обручи, дорожки здоровья, кегли, скакалки, что способствует оздоровлению детей.  

      Во время проведения малоподвижных занятий обязательно используются физкультурные паузы, физкультминутки, которые включают в себя все виды движений: ходьбу, бег, прыжки – это снимет усталость, зажатость детей.  Ребенок во время проведения испытывает радость после напряжения умственных сил.

      На прогулке  нужно уделять большое  внимание  активности детей. Игры с большей подвижностью чередуются с малоподвижными,  хороводными, для этого рекомендуется использовать выносное физкультурное оборудование.  

    Пробуждение после сна это серьезный момент для насыщения жизни детей. Физкультура в постели (гимнастика после сна)  дает прекрасный оздоровительный эффект, при этом доступна и приятна и лежебокам и подвижным. Гимнастика после сна проводится воспитателем в игровой форме. Это позволяет создать  положительный  эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем движениям

      Физкультурные занятия на свежем воздухе позволяют не только повысить двигательную активность, но и закаливать детей, повышать выносливость при изменяющихся факторах внешней среды, сопротивляемость  организма к различным заболеваниям.

      Мальчики в своем двигательном поведении отличаются от девочек. Для них характерно более стремительное и активное движение. Все новое они испытывают на себе, на собственном опыте. Они устремляются туда, где есть риск, опасность. Двигательное поведение девочек более осмотрительное и осторожное.

         По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается,  прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

       В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных  подгруппы  (высокая, средняя, низкая  подвижность).

       Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

       Дети высокой  подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается  «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.

       Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

      Таким образом,  организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными  способностями и здоровьем.

      Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

      Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.

    Так же в дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя.

    Формированию самооценки способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

     Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

          Таким образом, необходимо показать детям зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.                                                                        

                     И помните:

  Здоровье – это движение.

Двигаюсь, значит, живу.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Лекция №1 «Научно-методические основы современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном бразовательном учреждении» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  2.  Алямовская В.Г. Лекция №2 «Основные направления и пути оптимизации оздоровительной деятельности ДОУ» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  3.  Алямовская В.Г. Лекция №3 «Психология здоровья дошкольника» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  4.  Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века. М.: Просвещение, 2008.- 198 с.
  5.  Викулов А.Д., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. Ярославль, 1996.- 156 с.
  6.  Голубева Л.Г., Доскин В.А. Растем здоровыми.  М.: Просвещение, 2003.-49 с.
  7. Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.-М.: пресс, 2000.-296 с.
  8.  Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. Д/в №11 2007.
  9.  Крылов Н. И. «Здоровьесберегающее пространство ДОУ». Волгоград.: Учитель, 2009.- 218 с.
  10.  «Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова. Москва 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение - основа здоровья

В данном материале содержится информация о роли движения в здоровье  человека....

Движение - основа здоровья дошкольника

Статья на тему: "Движение - основа здоровья дошкольника"...

"Движение - основа здоровья".

Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому . Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления,н...

Движение-основа здоровья

Консультация для родителей...

«Движение - основа здоровья»

Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную...