Консультация для педагогов. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ
консультация на тему
Консультация для педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rezhima_pitaniya_1.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ
Четкий режим питания вырабатывает прочный рефлекс «на время» (способствует выделению пищеварительного сока в определенные часы, соответствующие кормлению).
Способность различать в игре овощи и фрукты у детей появляется довольно рано. Дети, как правило, делят их на любимые и не любимые.
Необходимо, чтобы пища была вкусно приготовлена и имела эстетический вид, при подаче на стол.
Можно позаботиться о том, чтобы процесс питания был для ребенка максимально привлекательным, и взрослым важно создать положительно-эмоциональное отношение к процессу (потешки, прибаутки), работа по формированию культурно-гигиенических навыков должно вестись систематически, непрерывно.
Единство требований к ребенку раннего возраста и методов работы с ним могут обеспечить успех.
Соблюдение режима является условием полноценного физического развития и жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна малышей.
Главное в воспитании детей раннего возраста – придерживаться принципов последовательности и постепенности.
Принцип последовательности реализуется в умении выполнять действия в определенном порядке: убрать игрушки, вымыть руки, сесть за стол, взять хлеб, ложку и т.д. Выработка хороших привычек у детей раннего возраста – важное условие формирования характера.
Принцип постепенности заключается в привлечении детей к соблюдению режима.
Существование принципов последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определенных правил.
Соблюдение режима может проходить в игровой деятельности;
Вначале к столу приглашается подгруппа самых маленьких, ослабленных, возбудимых, медлительных детей;
Необходимо соблюдение единства требований со стороны взрослых в дошкольном учреждении и семье;
Задачи воспитателя:
Удовлетворение органических потребностей детей;
Создание положительного отношения к еде;
Своевременное формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей;
Развитие двигательной активности детей, ориентировки в окружающем;
Формирование правил поведения и взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Основные принципы:
Создание у детей предварительной установки;
Все должно протекать без суеты, в спокойной обстановке, не причиняя детям неприятных ощущений;
Речь воспитателя (неторопливая. Ласковая0 должна сопровождать процесс кормления;
Прогулка и игры перед едой должны быть спокойными, не возбуждать детей, так как это снижает выделение пищеварительного сока;
В ходе еды необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что все получится; воспитатель должен радоваться успехам ребенка.
При проведении режимных процессов следует руководствоваться следующими правилами.
Придерживаться распорядка дня (неуклонное его соблюдение упорядочивает поведение ребенка).
Но и воспитателю всегда необходимо учитывать состояние ребенка (более маленьких, физически слабых, очень нетерпеливых при виде еды надо накормить, умыть, уложить первыми и поднять, одеть первыми, не дожидаясь, пока проснуться остальные).
Ко всему новому ребенок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому необходимо приучать его постепенно.
Воспитатель должен учитывать, что состояние ребенка влияет на формирование навыков.
Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящее действие.
Все процессы нужно организовывать так, чтобы ребенку не приходилось ждать (умылся – сел за стол, сел за стол – начал есть, разделся – лег в постель).
Должно учитывать единство методики и постоянство воспитательных приемов. (Любое изменение привычных способов в обращении с ребенком ведет к срыву в его поведении).
Можно приобщать детей к посильным для них действиям. Ребенок от природы активен, эта активность радует его. Он рано стремиться все сделать сам, не имея еще необходимых навыков. Предоставляя ребенку возможность действовать, взрослые способствуют развитию активности и самостоятельности.
ДЕЖУРСТВО
Основным воспитательным приемом является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ребенок учится. Если он делает что – то не так, то лучше, не фиксируя его внимание на ошибках сказать: «Кушай аккуратней! Держать ложку нужно вот так» и т. д. надо похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, аккуратность, быстроту, помощь другу.
Педагогам нужно следить за самочувствием детей, и если кто – то устал или плохо себя чувствует, следует помочь, покормить. Не нужно забывать, что очень важно не задерживаться на уже усвоенном, ребенком, а своевременно усложнять требования к нему, совершенствовать его умения, учитывая присущие малышу интерес к новому, стремление овладеть навыками, более сложными движениями и правилами.
Рассмотрим подробнее один из воспитательных приемов – дежурство по столовой.
Дежурство. Так ли оно необходимо в наше время? Не лучше ли перейти к самообслуживанию в процессе организации приема пищи?
Если рассматривать завтрак, обед и ужин только как прием пищи, то, возможно. Дежурство действительно ник чему. Но можно попытаться убедиться в том, какую воспитательную ценность имеет эта «старомодная» форма организации детского труда, как благотворно влияет она на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Начнем с того, что это приятная обязанность, не однообразная, не скучная и ненавязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение, чувство причастности к настоящему, полезному и, главное, благородному труду. Дежурства помогают решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей. Ведь ребенок стремиться к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. На красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.
Благодаря дежурству, можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, развить трудолюбие, старательность, аккуратность, самостоятельность, научить трудиться быстро, качественно, охотно, сформировать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимообучению, взаимопомощи.
Дежурства помогут педагогам в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке – это, как гласит народная мудрость, «начало всех начал».
Дежурство в младшем дошкольном возрасте
Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет в решении нравственного аспекта. С учетом возможностей детей, дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, посуду для хлеба.
Взрослые должны анализировать возможности дошкольников и договариваться с детьми о требованиях, которые им будут предлагаться.
Педагогам следует проанализировать условия своей группы. Достаточно ли близко от столов располагается мойка. Возможно, дежурных детей, не стоит приобщать к уборке грязной посуды. Детей можно научить выполнять довольно большой объем работы, только надо ли это делать сейчас? Наверное, для них важнее увидеть в этом труде привлекательные стороны. Дошкольникам нравится наряжаться в красивые фартучки, им радостно осознавать себя помощниками.
Дежурство в среднем дошкольном возрасте
С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Теперь можно обратить на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно поближе к мойке. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая не является средством украшения интерьера. Это должна быть информационная доска, удобная в использовании. Ее внешний вид – самый разнообразный. Например, напротив условных обозначений («вилка с ложкой») на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей, фотографии детей. Это может быть круг со стрелкой с предметными картинками, детские фартуки, расположенные на крючках. Сшить фартуки и головные уборы для дежурных, лучше из красивой, немнущейся, быстро отстирывающиеся ткани. Можно придумать оригинальный фасон моделей одежды для дежурных, отделку. Главное, чтобы мальчик – дежурный в такой одежде не выглядел нелепо (весь в рюшах и бантиках). Здесь же могут располагаться совки и щетки – сметки для уборки столов.
Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол». «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т.д. Можно почитать и разучить с детьми стихи:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем, есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
После уборки посуды помощник воспитателя может предложить дежурному влажную тряпочку для протирания стола. Попросить протереть под столом пол, если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения. Которые для дежурных в этом возрасте не являются обязанностью.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте
В этом возрасте дети могут самостоятельно под руководством взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Характер труда дежурных иной. Это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дети уже могут активно заниматься творчеством: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу).
Предполагается, что любой обед хорошо бы начать с салата, который можно поставить в салатнице. И тогда каждый мальчик будет иметь возможность поухаживать за девочкой, положить ей салата и о себе позаботиться не забудет. Пусть дети учатся общению. Благодарят дежурных, друг друга за услугу, вежливо просят дежурного, например, принести еще хлеба или поменять ложку, которую случайно, уронили, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация двигательного режима дошкольников в летний период"
Одним из основных факторов оздоровления, является двигательная активность. Вот почему так важно правильно создать среду для развития всех физических качеств....
Рекомендации для педагогов «Организация правильного питания в проведении совместных мероприятий с родителями по вопросу формирования представлений о правильном питании».
Рекомендации для воспитателей...
Консультация для педагогов "Организация двигательного режима и трудовой деятельности в зимний период на прогулке"
Консультация для педагогов, как организовать прогулку с воспитанниками в зимний период с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья. Какие необходимо создать условия на прогулочном участке,...
Консультация для педагогов " «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» "
Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателе...
Консультация для педагогов «Организация работы сотрудников в группе детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет, взаимосвязь двух режимов»
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качеств...
Консультация для педагогов "Организация двигательного режима в течении дня"
Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка...
Консультация для педагогов «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»
В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое са...