Консультация для педагогов «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»
консультация по аппликации, лепке
В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»
Консультация для педагогов.
Тема: «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»
Подготовил руководитель творческой группы
по художественно – эстетическому направлению
воспитатель высшей категории: Серко Т.В.
г. Черняховск
2019г.
Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня.
В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.
Дети сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.
Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т. п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.
Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт, утвердиться в том, что освоено, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.
Т.е. самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель.
Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование» лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла.
Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Например, прослушав «Осеннюю песню» П. Чайковского, дети самостоятельно пытаются сочинить мелодию, в которой передается настроение грусти и сожаления о том, что лето уже прошло.
Рассматривая картины с изображением природы в различное время года, дети узнают, чем отличается каждая из них, и выбирают те, которые больше понравились. В групповой комнате должно быть место, где ребенок может рассматривать понравившиеся ему картины, рисунки. Тогда и в самостоятельном творчестве он под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна), сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т. д.).
Значительно обогащает самостоятельную художественную деятельность детей литература, в частности стихи классиков, советских авторов и сказки. Дети цитируют знакомые стихи при рассматривании игрушек, картинок и иллюстраций в книге. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети повторяют некоторые народные выражения: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову» и т. д. Сочиняя собственные сказки, они часто используют эти обороты. Речь их обогащается, становится образнее, выразительнее.
Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью; изображают музыкальнее занятие — поют, танцуют с куклами или показывают движения своим товарищам. Ребята сами создают условия, необходимые для данной игры: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д. Итак, самоорганизация детей приобретает в основном две формы — сюжетно-ролевой игры и упражнений, которые чаще всего имеют индивидуальный характер (самообучение). Эти формы идут параллельно, они имеют место в каждой возрастной группе. Форма упражнений более характерна для старшей и подготовительной к школе групп; так как дети, критически относясь к своим рисункам, лепке, а также музыкальным действиям, хотят научиться лучше рисовать, танцевать, петь, рассказывать, читать стихи. Иногда в самостоятельной художественной деятельности они обращаются за помощью к воспитателю, но, как правило, индивидуально занимаются тем, что им больше нравится.
В развитии самостоятельной художественной деятельности родители - незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необходимо рассказать и даже показать, приглашая на занятие, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться бережно, привести примеры их применения, побуждать ребят приносить домашние работы в детский сад, радоваться домашним успехам со всеми детьми. Детские работы, выполненные на занятии и в свободное время в детском учреждении, также обязательно должны быть представлены родителям. Необходимо обратить внимание на продвижение их ребенка, на сравнение его деятельности не с успехами других детей, а с его собственными, призывать взрослых членов семьи к поддержке в ребенке уверенности в своих силах, смелости, разъяснять недопустимость насмешек, которые навсегда могут лишить ребенка желания делиться с близкими своими успехами и неудачами. Итак, работа с семьей — один из путей косвенного влияния на самостоятельную художественную деятельность детей и развитие ребенка в ее условиях.
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
В процессе самостоятельной художественной деятельности у детей:
- закрепляется художественный опыт, который ребенок приобретает в НОД;
- у детей развивается речь, становится образнее выразительнее (так, при сочинении собственных сказок их речь обогащается народными выражениями: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову»);
- у детей проявляется стремление к собственному творчеству (например, самостоятельно пытаются сочинить мелодию);
- в играх и художественной деятельности (например, рисовании) находят отражение образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов. Дети выступают и как авторы замысла и как исполнители;
- дети сами создают условия, необходимые для игр: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Самостоятельная художественная деятельность – это реализация отношения ребенка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребенка. Ее содержание направлено на развитие творческих способностей и активизацию детей.
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей.
- она возникает по инициативе детей;
- ребёнок сам определяет цель;
- сам находит средства для её воплощения;
- планирует деятельность, добиваясь желаемого результата.
Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью
допустимы только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)
Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
1. Художественный опыт, приобретенный во время НОД.
2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений;
3. Создание условий для свободного пользования различными материалами в самостоятельной деятельности в уголке творчества.
4. Тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье.
Рассмотрим эти условия подробнее.
1. Сильным побудителем самостоятельных проявлений для ребенка становится художественный опыт, приобретенный во время НОД. То есть, планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.
Обучение во время НОД нужно строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Это поможет дошкольнику действовать и вне образовательной деятельности. В связи с этим развиваются такие качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Педагогу очень важно построить работу так, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы. Например, к активному участию каждого ребенка побуждают периодические выставки детских работ в детском саду.
2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, проведение праздников, развлечений, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в жизни ребенка, вызывают у него положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.
Можно выделить несколько развивающих моментов самостоятельной художественной деятельности дошкольников: общественно-направленные и игровые мотивы деятельности; возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок; творческий поиск детей при выполнении работы; продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и с взрослыми.
Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть термометр, у капитана бинокль). Недостающие атрибуты дети могут сделать сами. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие птиц, животных, можно успешно использовать в настольном или пальчиковом театре. Использование поделок по назначению оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.
3. Предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов в уголке творчества. Набор материалов должен быть разнообразен и в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать тот, который наиболее полно и выразительно передает замысел. Поэтому, например, для аппликации и рисования должна быть предоставлена разная по цвету и фактуре бумага. Для рисования в уголке творчества необходимо иметь также достаточное количество цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков и, по возможности, красок.
Следует шире использовать в работе с детьми шаблоны, помогающие им самостоятельно приготовить необходимые для создания поделки детали. Постоянное пополнение заготовок, их достаточное количество для свободного пользования в уголке творчества стимулирует художественную деятельность детей. В творческих работах дети не отвлекаются на изготовление деталей, и могу больше размышлять о решении творческой задачи.
Для рисования очень удобно использовать технологические карты или схемы последовательного (пошагового) изображения того или иного предмета. Эти карты можно располагать в поле зрения дошкольников и заменять время от времени.
4. Тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родными, тоже находит свое отражение в их рисунках, лепке, рассказах, песенном, танцевальном, игровом творчестве. Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных спектаклей, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят по телевидению или слушают в аудио-версии дома, а затем изображают по-своему.
Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец или мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика. То есть, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили во время НОД определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....
«Организация самостоятельной художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наиболь...
Консультация для педагогов "Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"
quot;Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"...
Организация самостоятельной художественной деятельности в ДОУ
консультация для воспитателей...
Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком....
- Мне нравится (1)