Учебно-методическая разработка по валеологии.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лысенко Анна Николаевна

План работы на год по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_valeologii.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лысенко Анна Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ Детский сад № 32

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Учебно-методическая разработка:

План работы на год по валеологии

С детьми старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Одной из первостепенных и важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их физическое и эмоциональное развитие, формирование основ здорового образа жизни.

Физическое и психическое здоровье ребенка напрямую зависит от социальной и экологической обстановки в обществе. Различные экологические и природные катаклизмы – все это таит в себе опасность для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.

Именно поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защитить ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой даже и опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует, совершенно различные способы поведения с соответственно меры предосторожности.

Актуальность:

Пропаганда здорового и безопасного образа жизни среди подрастающего поколения в настоящее время выходит на первый план. Любовь к физическим занятиям, оздоровительным процедурам, закаливанию, безопасному поведению должна прививаться ребенку с детства, именно поэтому педагог дополнительного образования должен тщательно анализировать свою работу, придумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом занятия, праздники и детские развлечения, которым посвящена работа, не должна вызывать у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях и в непосредственной образовательной деятельности, должны откладываться в памяти ребенка.

Новизна:

Занятия предполагают решение важнейших социальных и педагогических задач – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, бережного осознанного подхода к своему здоровью.

Рабочая программа разработана на основе новых государственных стандартов для дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за свое здоровье.

Данный материал состоит из разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:

- «Я - человек»;

- «Части тела человека»;

- «Мой организм»;

- «Правильное питание»;

- «Мои помощники»;

- «Здоровье - болезнь»;

- "Мир вокруг нас".

Содержание составлено с использованием различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Настоящая рабочая программа отражает цели и задачи работы в старшей группе детского сада.

Цели:

Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Способствовать становлению основ экологической культуры;

Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма.

Обучить детей основам социального поведения, научить высказывать свое мнение, открыто выражать свои мыслей. Пропагандировать уважительного отношения к себе и окружающим.

Задачи:

Дать детям достаточно ясное представлении об опасностях и вредных факторах в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих ребенка в современном мире.

Научить детей правильно оценивать опасность и избегать ее, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.

Помочь детям в игровой форме развивать навыки по защите жизни и здоровья, уходу за своим организмом.

В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:

уважения личности ребёнка;

деятельности -  на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

креативности -  создание условий для творческой активности детей;

вариативности - свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.

Формы работы:

- занятия;

-досуги;

- развлечения;

- игры;

- праздники, индивидуально проводимые с детьми, и совместные с участием родителей.

-проектная деятельность, проблемные ситуации.

Интеграция с другими образовательными областями

Физическая культура:

развитие физических качеств и навыков.

Здоровье:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Коммуникация:

Развитие свободного общения, развитие всех компонентов устной речи.

Познание:

Расширение кругозора детей в области здорового образа жизни, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира.

Социализация:

Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Художественное творчество:

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества.

Чтение художественной литературы:

Использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия.

Безопасность:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Критерии педагогической оценки:

Понимает, что именно может быть опасно в общении с другими людьми, знает правило общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.

Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе все взаимосвязано, «человек – друг природы».

Имеет элементарные представления о строении человеческого организма, знает какие функции, выполняют органы слуха, дыхания, обоняния, кровообращения.

Знает правила пожарной безопасности.

Обучен, правилам правильного питания, знает о пользе витаминов.

Знает об опасностях, которые могут встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

Понимает ценность своего здоровья, знает как его сохранить и укрепить. Обладает техниками самомассажа.

Осознает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми, позитивных мыслей. Знает правила общения с окружающими.

Ожидаемые результаты:

Появление у детей интереса к собственному здоровью.

Стремление детей укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.

Освоение навыков здоровьесохраняющего поведения.

Владение элементарными знаниями о строении функциях организма человека.

Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.

Совместное оформление ребенком, педагогом, родителями выставок, фотовыставок.

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня физической подготовленности.

Сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Содержание:

Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематики.

Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.

В программу также включены материалы для практического применения в работе с детьми:

- пословицы, поговорки и загадки о здоровье, строении организма, правильном питании, безопасном поведении дома и на улице;

- дидактические игры;

- рифмованные правила безопасности, основы здорового образа жизни для дошкольников;

-мнемотаблицы, цель которых помочь ребенку лучше усвоить различные правила;

- предупреждающие и запрещающие знаки для детей

- символы экстренных служб «01», «02», «03»;

- художественное слово о работе полиции, скорой помощи, пожарных, врачей, поваров и т.д.

- художественное слово о полезных продуктах, витаминах;

- художественное слово о различных видах самомассажа и способов укрепления организма;

- художественное слово о правилах дорожного движения, транспорте;

- виде- и аудиотека;

- художественная и методическая литература, презентации;

- папки-передвижки;

- игрушки, раздаточные материалы, иллюстрации и т.д.

Данные материалы являются частью системы развивающих заданий для ребенка, и всеемте с тем руководством для взрослого по взаимодействию с детьми. Особенность их содержания заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.

Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.

Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача педагога привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.

Задачи:                                                                                                                                      Помочь ребенку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому. Осознать свою индивидуальность, неповторимость;

Развивать у детей целостные представления о здоровье человека, здоровом образе жизни;

Зарождению основ профилактического мышления;

Выработке у детей потребности в ведении здорового образа жизни;

Развитие способностей к саморегуляции собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;

Появлению благожелательных отношений между сверстниками, родителями;

Повышению уровня здоровья детей.

1. Тема: Путешествие по стране «Валеология».

Цель: Познакомить детей с понятиями «валеология», «ЗОЖ». Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к другим людям. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. Тема: Наша помощница Гигиена.

Цель: Познакомить детей с понятием «гигиена». Закрепить и совершенствовать культурно-гигиенические навыки; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к другим людям. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

3. Тема: Мой режим дня

Цель: Познакомить детей с понятием «режим дня», гигиеническими требованиями к режиму дня. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в соблюдении режима дня, сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

4. Тема: Сохрани свое здоровье сам.

Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления. Уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

5. Тема: Витамины укрепляют организм.

Цель: Познакомить детей с понятием “витамины”. Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Воспитать у детей культуру питания, чувство меры.

6. Тема: Мои защитники: кожа, ногти, волосы.

Цель: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.

7. Тема: Кожа, её строение и значение.

Цель: Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

8. Тема: Как возникают болезни.

Цель: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

9. Тема: Осторожно, грипп!

Цель: Учить заботится о своем здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой

10. Тема: Я – часть природы.

Цель: Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

11. Тема: Пейте, дети, молоко будете здоровы!

Цель: Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья. Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения. Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.

12. Тема: Где прячется здоровье?

Цель: Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания. Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

13. Тема: Части тела человека.

Цель: Учить детей любить себя и свое тело. Познакомить с частями тела человека.

14. Тема: Функции позвоночника, скелета.

Цель: Развивать у детей понимание функции позвоночника, скелета.

15. Тема: Осанка – красивая спина.

Цель: Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.

16. Тема: Слушай во все уши!

Цель: Дать знания об органах слуха. Уточнить, что уши у всех разные. Учить при помощи опытов различать силу, высоту и тембр звуков. Закрепить знания о правильном уходе за ушами.

17. Тема: Смотри во все глаза!

Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить со строением глаза. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

18. Тема: Наши руки.

Цель: Дать понятие о важности человеческих рук. Учить сознательно относится к развитию своей руки.

19. Тема: Подружись с зубной щеткой.

Цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Дать представления о детской зубной пасте и детской зубной щетке. Познакомить с методом ухода за зубами.

20. Тема: Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья.

Цель: Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы.

21. Тема: О правильном приеме пищи.

Цель: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка.

22. Тема: Наши внутренние органы.

Цель: Дать детям общие представления о внутренних органах человека.

23. Тема: Опасные предметы дома.

Цель: Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека. Уточнить правила пользования ими.

24. Тема: Сердце – наш мотор.

Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека.

25. Тема: Для чего нужна кровь?

Цель: Рассказать детям о кровеносной системе нашего организма, как остановить кровотечение.

26. Тема: Микробы.Цель: Дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.

27. Тема: Сердце семьи.

Цель: Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

28. Тема: Зачем мы дышим: органы дыхания

Цель: Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание.

29. Тема: Спорт – это здоровье.

Цель: Развивать интерес к различным видам спорта. Закрепить знания о видах спорта. Прививать любовь к спорту.

30. Тема: Приятного аппетита!

Цель: Дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека. Закрепить знания этикета во время еды за столом.

31. Тема: Будь осторожен с огнем!

Цель: Закрепить знания правила пожарной безопасности. Прививать интерес к работе пожарных.

32. Тема: Умеешь ли ты обращаться с животными?

Цель: Дать знания о правилах при встрече с различными домашними животными. Учить детей понимать состояние и поведение животных, как сними общаться.

33. Тема: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Цель: Познакомить детей с правилами закаливания организма с помощью природных факторов, разнообразием закаливающих процедур. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и к окружающей природе. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, закаливания.

34. Тема: Безопасность на природе.

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

35. Тема: Ядовитые грибы и ягоды.

Цель: Дать представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Учить различать грибы по картинкам.

36. Тема: Зеленая аптека.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.

Литература:

1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита.
2. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.
3.ВолчковаВ.Н «Познавательное развитие».
4. Сизова Н.О. «Валеология»
5. Гуменюк Е.И. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».6. Сказка «Азбука здоровья»

7. НИИ гигиеы и охраны здоровья детей «Азбука чистоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм»

Игры и упражнения помогут детям получить знания о себе, своем теле , сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья....

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»

Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...