Учебно-методическая разработка по валеологии.
методическая разработка (старшая группа) на тему
План работы на год по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_valeologii.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Лысенко Анна Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 32
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Учебно-методическая разработка:
План работы на год по валеологии
С детьми старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Одной из первостепенных и важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их физическое и эмоциональное развитие, формирование основ здорового образа жизни.
Физическое и психическое здоровье ребенка напрямую зависит от социальной и экологической обстановки в обществе. Различные экологические и природные катаклизмы – все это таит в себе опасность для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.
Именно поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защитить ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой даже и опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует, совершенно различные способы поведения с соответственно меры предосторожности.
Актуальность:
Пропаганда здорового и безопасного образа жизни среди подрастающего поколения в настоящее время выходит на первый план. Любовь к физическим занятиям, оздоровительным процедурам, закаливанию, безопасному поведению должна прививаться ребенку с детства, именно поэтому педагог дополнительного образования должен тщательно анализировать свою работу, придумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом занятия, праздники и детские развлечения, которым посвящена работа, не должна вызывать у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях и в непосредственной образовательной деятельности, должны откладываться в памяти ребенка.
Новизна:
Занятия предполагают решение важнейших социальных и педагогических задач – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, бережного осознанного подхода к своему здоровью.
Рабочая программа разработана на основе новых государственных стандартов для дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за свое здоровье.
Данный материал состоит из разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:
- «Я - человек»;
- «Части тела человека»;
- «Мой организм»;
- «Правильное питание»;
- «Мои помощники»;
- «Здоровье - болезнь»;
- "Мир вокруг нас".
Содержание составлено с использованием различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Настоящая рабочая программа отражает цели и задачи работы в старшей группе детского сада.
Цели:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Способствовать становлению основ экологической культуры;
Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма.
Обучить детей основам социального поведения, научить высказывать свое мнение, открыто выражать свои мыслей. Пропагандировать уважительного отношения к себе и окружающим.
Задачи:
Дать детям достаточно ясное представлении об опасностях и вредных факторах в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих ребенка в современном мире.
Научить детей правильно оценивать опасность и избегать ее, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.
Помочь детям в игровой форме развивать навыки по защите жизни и здоровья, уходу за своим организмом.
В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:
уважения личности ребёнка;
деятельности - на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
креативности - создание условий для творческой активности детей;
вариативности - свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.
Формы работы:
- занятия;
-досуги;
- развлечения;
- игры;
- праздники, индивидуально проводимые с детьми, и совместные с участием родителей.
-проектная деятельность, проблемные ситуации.
Интеграция с другими образовательными областями
Физическая культура:
развитие физических качеств и навыков.
Здоровье:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Коммуникация:
Развитие свободного общения, развитие всех компонентов устной речи.
Познание:
Расширение кругозора детей в области здорового образа жизни, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира.
Социализация:
Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Художественное творчество:
Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества.
Чтение художественной литературы:
Использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия.
Безопасность:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Критерии педагогической оценки:
Понимает, что именно может быть опасно в общении с другими людьми, знает правило общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе все взаимосвязано, «человек – друг природы».
Имеет элементарные представления о строении человеческого организма, знает какие функции, выполняют органы слуха, дыхания, обоняния, кровообращения.
Знает правила пожарной безопасности.
Обучен, правилам правильного питания, знает о пользе витаминов.
Знает об опасностях, которые могут встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
Понимает ценность своего здоровья, знает как его сохранить и укрепить. Обладает техниками самомассажа.
Осознает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми, позитивных мыслей. Знает правила общения с окружающими.
Ожидаемые результаты:
Появление у детей интереса к собственному здоровью.
Стремление детей укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.
Освоение навыков здоровьесохраняющего поведения.
Владение элементарными знаниями о строении функциях организма человека.
Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.
Совместное оформление ребенком, педагогом, родителями выставок, фотовыставок.
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание:
Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематики.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
В программу также включены материалы для практического применения в работе с детьми:
- пословицы, поговорки и загадки о здоровье, строении организма, правильном питании, безопасном поведении дома и на улице;
- дидактические игры;
- рифмованные правила безопасности, основы здорового образа жизни для дошкольников;
-мнемотаблицы, цель которых помочь ребенку лучше усвоить различные правила;
- предупреждающие и запрещающие знаки для детей
- символы экстренных служб «01», «02», «03»;
- художественное слово о работе полиции, скорой помощи, пожарных, врачей, поваров и т.д.
- художественное слово о полезных продуктах, витаминах;
- художественное слово о различных видах самомассажа и способов укрепления организма;
- художественное слово о правилах дорожного движения, транспорте;
- виде- и аудиотека;
- художественная и методическая литература, презентации;
- папки-передвижки;
- игрушки, раздаточные материалы, иллюстрации и т.д.
Данные материалы являются частью системы развивающих заданий для ребенка, и всеемте с тем руководством для взрослого по взаимодействию с детьми. Особенность их содержания заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача педагога привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.
Задачи: Помочь ребенку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому. Осознать свою индивидуальность, неповторимость;
Развивать у детей целостные представления о здоровье человека, здоровом образе жизни;
Зарождению основ профилактического мышления;
Выработке у детей потребности в ведении здорового образа жизни;
Развитие способностей к саморегуляции собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
Появлению благожелательных отношений между сверстниками, родителями;
Повышению уровня здоровья детей.
1. Тема: Путешествие по стране «Валеология».
Цель: Познакомить детей с понятиями «валеология», «ЗОЖ». Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к другим людям. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
2. Тема: Наша помощница Гигиена.
Цель: Познакомить детей с понятием «гигиена». Закрепить и совершенствовать культурно-гигиенические навыки; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к другим людям. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
3. Тема: Мой режим дня
Цель: Познакомить детей с понятием «режим дня», гигиеническими требованиями к режиму дня. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в соблюдении режима дня, сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
4. Тема: Сохрани свое здоровье сам.
Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления. Уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
5. Тема: Витамины укрепляют организм.
Цель: Познакомить детей с понятием “витамины”. Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Воспитать у детей культуру питания, чувство меры.
6. Тема: Мои защитники: кожа, ногти, волосы.
Цель: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.
7. Тема: Кожа, её строение и значение.
Цель: Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.
8. Тема: Как возникают болезни.
Цель: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
9. Тема: Осторожно, грипп!
Цель: Учить заботится о своем здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой
10. Тема: Я – часть природы.
Цель: Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.
11. Тема: Пейте, дети, молоко будете здоровы!
Цель: Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья. Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения. Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.
12. Тема: Где прячется здоровье?
Цель: Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания. Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
13. Тема: Части тела человека.
Цель: Учить детей любить себя и свое тело. Познакомить с частями тела человека.
14. Тема: Функции позвоночника, скелета.
Цель: Развивать у детей понимание функции позвоночника, скелета.
15. Тема: Осанка – красивая спина.
Цель: Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
16. Тема: Слушай во все уши!
Цель: Дать знания об органах слуха. Уточнить, что уши у всех разные. Учить при помощи опытов различать силу, высоту и тембр звуков. Закрепить знания о правильном уходе за ушами.
17. Тема: Смотри во все глаза!
Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить со строением глаза. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
18. Тема: Наши руки.
Цель: Дать понятие о важности человеческих рук. Учить сознательно относится к развитию своей руки.
19. Тема: Подружись с зубной щеткой.
Цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Дать представления о детской зубной пасте и детской зубной щетке. Познакомить с методом ухода за зубами.
20. Тема: Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья.
Цель: Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы.
21. Тема: О правильном приеме пищи.
Цель: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка.
22. Тема: Наши внутренние органы.
Цель: Дать детям общие представления о внутренних органах человека.
23. Тема: Опасные предметы дома.
Цель: Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека. Уточнить правила пользования ими.
24. Тема: Сердце – наш мотор.
Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека.
25. Тема: Для чего нужна кровь?
Цель: Рассказать детям о кровеносной системе нашего организма, как остановить кровотечение.
26. Тема: Микробы.Цель: Дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.
27. Тема: Сердце семьи.
Цель: Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
28. Тема: Зачем мы дышим: органы дыхания
Цель: Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание.
29. Тема: Спорт – это здоровье.
Цель: Развивать интерес к различным видам спорта. Закрепить знания о видах спорта. Прививать любовь к спорту.
30. Тема: Приятного аппетита!
Цель: Дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека. Закрепить знания этикета во время еды за столом.
31. Тема: Будь осторожен с огнем!
Цель: Закрепить знания правила пожарной безопасности. Прививать интерес к работе пожарных.
32. Тема: Умеешь ли ты обращаться с животными?
Цель: Дать знания о правилах при встрече с различными домашними животными. Учить детей понимать состояние и поведение животных, как сними общаться.
33. Тема: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Цель: Познакомить детей с правилами закаливания организма с помощью природных факторов, разнообразием закаливающих процедур. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и к окружающей природе. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, закаливания.
34. Тема: Безопасность на природе.
Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
35. Тема: Ядовитые грибы и ягоды.
Цель: Дать представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Учить различать грибы по картинкам.
36. Тема: Зеленая аптека.
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.
Литература:
1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита.
2. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.
3.ВолчковаВ.Н «Познавательное развитие».
4. Сизова Н.О. «Валеология»
5. Гуменюк Е.И. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».6. Сказка «Азбука здоровья»
7. НИИ гигиеы и охраны здоровья детей «Азбука чистоты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм»
Игры и упражнения помогут детям получить знания о себе, своем теле , сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья....
Методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) по теме: Учебно-методическое пособие "Музыкальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку - самый эффективный метод развития музыкальности....
Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.
Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....
Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»
Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»
Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...