воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в средней группе
консультация (средняя группа) на тему
Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Воспитание культурно-гигиенических навыков
в средней группе
Подготовила:
воспитатель Головачева И.М
2014г.
Значение и условия формирования культурно - гигиенических навыков у дошкольников
Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.
Культурно - гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Т.е. включает важную задачу - воспитание культуры поведения.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Физиологической основой культурно - гигиенических навыков и привычек является образование условно - рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Умение – способность осознанно выполнять определенные действия на основе имеющихся знаний.
Навык - автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием.
Привычка - постоянная непроизвольная форма поведения, которая проявляется в ответ на определенные повторяющиеся воздействия. Привычки образуются в процессе накопления индивидуального опыта с первых недель жизни; в дальнейшем число их постоянно увеличивается.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях.
Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.
Воспитателю необходимо продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Формирование навыков самообслуживания.
В возрасте 4 – 5 лет совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшей группе. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно вешают и складывают вещи, моют руки по мере загрязнения, едят, пользуясь ложкой и вилкой.
Однако контроль за правильным и добросовестным выполнением операций по самообслуживанию необходим. Дети 4 лет – говоруны и фантазеры. Они жаждут поделиться своими впечатлениями, подчас фантастическими, и получить их одобрение. Это часто отвлекает детей, особенно во время одевания (на прогулку). Их надо приучать начинать процесс одновременно, и по возможности одновременно заканчивать его.
Большое внимание уделяется формированию исполнительности, умения доводить начатое до конца. Эти задачи решаются при использовании игровых приемов, систематическом напоминании и контроле над действиями детей.
В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи.
Чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребенка.
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Пример:
– Денис забыл убрать в свой шкафчик сменную обувь. Поэтому он будет долго ее искать.
Хозяйственно - бытовой труд
В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и ранее, основной формой его организации являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех воспитанников к разнообразной трудовой деятельности. Дети 4-5 лет еще плохо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поэтому поручения даются одному ребенку или небольшой подгруппе (двое-трое), например, навести порядок на полке с конструктором.
– Спасибо, вы мне здорово помогли, – оценивает их усилия воспитатель. – Так быстро справились с работой! Наверно, работали дружно и слаженно. Я права?
В средней группе детям чаще дают поручения, результаты которых остальным детям не видны: куда-то сходить, что-то принести, отнести. После того, как ребенок выполнит поручение, обязательно поинтересуйтесь, сложно ли было его выполнить, и как он это сделал. Основные методы формирования трудовых умений – показ и объяснение. Они могут быть использованы в различных вариантах: прямой показ-обучение, привлечение к наблюдению за действиями взрослых, организация сотрудничества.
Содержание хозяйственно-бытового труда теперь усложняется. Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки).
Ребенок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
Интересен тот факт, что разные источники по-разному интерпретируют участие детей в уборке посуды после приема пищи. Составитель Пособия
(Г. М. Лямина) «Воспитание детей в средней группе детского сада» считает, что дети-дежурные средней группы должны собрать посуду после приема пищи», либо «… в некоторых детских садах принят такой порядок, при котором все дети после еды сами убирают за собой посуду, относя ее на раздаточный стол».
А в Методических рекомендациях под редакцией Васильевой, Гербовой, Комаровой написано: «Убирать посуду, кроме чашек (их дети сами относят в раковину), должен взрослый».
Таким образом, можно сделать вывод: дети должны принимать участие в уборке стола после приема пищи. Дети самостоятельно готовят рабочие места для предстоящего занятия, убирают их после окончания работы (моют кисточки, баночки).
Пословицы и поговорки о здоровье
• Чистота – залог здоровья!
• Здоровому – всё здорово!
• Здоровье сгубишь – нового не купишь.
• Двигайся больше – проживёшь дольше.
• Кто к здоровью относиться беспечно, тот и болеет вечно!
Загадки:
1. Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С пастой мятной дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щётка)
2. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
А зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расчёска)
3. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне –
Пусть отмоет руки мне.
(мыло)
Правила ухода за кожей.
• Моемся каждый день тёплой водой с мылом.
• Вытираемся насухо.
• Не расчёсываем кожу.
• В холодную погоду защищаем кожу от морозов, особенно уши, руки, нос.
• Гуляя в лесу не трогаем незнакомые растения – они могут навредить коже.
Таким образом, делаем следующие выводы: для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет пример педагога, внешний вид окружающих взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в дошкольном возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые, подавая ребенку примеры поведения, сами всегда их соблюдали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...
"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."
Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...
Доклад к педсовету "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей в средней группе"
Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"
Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....
Открытое занятие по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»
Конспект и фотоотчет открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик-семицветик"....
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством интерактивных игр «Научим Лунтика вежливости»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников.Задачи:Развивающие:Развитие эмоциональной сферы, умения ...