Семинар - практикум для родителей "Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста."
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Семинар-практикум для родителей дошкольников, на котором родителям предлагается в ходе дискуссии определить влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста. Одна команда родителей аргументированно предлагает положительное влияние средств массовой информации на развитие ребенка, другая - отрицательное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компьютерные игры | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для родителей
Влияние телевизионных программ и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
- повышение психолого - педагогической компетентности родителей по данной проблеме;
- акцентировать внимание родителей на негативное влияние телевизионных программ и компьютерных игр;
- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками.
Участники: родители.
Ведущий: педагог - психолог.
Оборудование: мультимедийная установка, магнитная доска, листы бумаги.
Форма проведения: подгрупповая дискуссия с элементами практикума.
Ход собрания:
(Перед началом семинара - практикума предлагаем родителям на выбор фишки красного и зеленого цвета).
- Уважаемые родители! Всем известно, что информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, компьютеры, интернет невозможно.
В современной семье нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Телевизоры присутствуют уже и в ваннах, кухнях, спальнях и почти у каждого члена семьи есть персональный компьютер.
У родителей очень часто возникает вопрос "Сколько времени в день позволять ребенку смотреть телевизор?", "Как долго можно ребенку играть в компьютерные игры?".
Разумеется, занятия дошкольника на компьютере, просмотр ребенком телевизионных программ и мультфильмов лучше свести к минимуму.
На самом деле без компьютера невозможно окончить школу, да и в современном мире не прожить. Обсуждение дошкольниками мультфильмов, компьютерных игр является неотъемлемой частью детского социума. Ролевые игры детей давно вышли за рамки "Я мама, ты дочка", и если ребенок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дается интеграция в детское сообщество.
Глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Появляются даже целевые детские каналы, которые продвигают ребенка в развитии и приобретении социальных навыков.
В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора.[3]
Так чего же больше: вреда или пользы от компьютерных игр и телевизора?
В этом мы предлагаем сегодня разобраться. (Предлагаем родителям разделиться на две команды). Те родители, у кого фишки зеленого цвета, работают в команде, выдвигающей положительные стороны телевизионных и компьютерных технологий, у кого красного - отрицательные стороны.
Работа в подгруппах:
«+» | «-» |
1. Развитие языковых навыков. |
1. Гиподинамия (отсутствие движения). Медики утверждают, что дети, которые проводят у телевизора или компьютера 3 часа и более, определены как ведущие малоподвижный образ жизни. Последствия гиподинамии: - проблемы с опорно - двигательным аппаратом; - нарушение сердечно - сосудистой системы; - дислексия (комплексное нарушение чтения и письма). Борьба с гиподинамией: Установите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или компьютером, и физической нагрузкой ребенка. Например, ребенок "зарабатывает" каждые 15 минут перед экраном выполнением комплекса физических упражнений - наклоны, приседания, отжимания, "лодочка", "ласточка".[3] |
2. Развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления | 2. Переутомление. Телевизионная программа - это калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит очень много сил. |
3. Развитие речи, языковых навыков | 3. Современное телевидение и реклама программирует мозг ребенка на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков, т.к. их цвет и яркость интенсивнее, изображение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она целиком направлена на удержание внимания. В ее создании принимают участие ученые - нейрофизиологи. Как это влияет на обучении в школе? Ребенок в школе не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются единственным звуком - голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.[3] |
4. Расширение кругозора ребенка. Из мультфильмов и детских телепередач ребенок узнает много нового и интересного. | 4. Нарушение сна, головные боли, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. |
5. Отечественные мультфильмы способствуют становлению мировоззрения ребенка. Ребенок узнает, что есть добро и зло, узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". |
5. Нарушение осанки также может привести к плачевным последствиям, ведь позвоночник - это в том числе и "подвеска для мозга". Спинной мозг (находится в позвоночном столбе) управляет сердцем, диафрагмой, всеми движениями и внутренними органами. При серьезных нарушениях осанки все это также страдает. Поэтому следите за удобством мебели и правильностью посадки ребенка (без искривлений, опор на одну руку, не полулежа). Уместно посадить ребенка на жесткий стул со спинкой и контролировать его осанку в течение четверти часа. Проблемы (если они есть) быстро себя проявят. Целесообразно записать свои наблюдения и изложить их на визите к ортопеду. Кроме того, не забывайте об упражнениях "лодочка", "ласточка", наклонах.[3] |
6. Мультфильмы могут способствовать возникновению хобби, увлечений и интересов ребенка. Например, ребенок после просмотра определенного мультфильма начинает коллекционировать карточки с изображением героев, игрушек. | 6. У ребенка может возникнуть зависимость. Очень часто, чтоб ребенок не мешал, не бегал, взрослые включают ему телевизор или компьютер - то есть находят для него занятие. Если это происходит часто, ребенок рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор или компьютер может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом ничего не просит взамен и не обижается - чем не настоящий друг? |
7. Сюжет мультфильма может стать основой для игры - драматизации. | 7. Ухудшение зрения. Вредным считается просмотр фильмов и телепрограмм только при сильном напряжении глаз, как бы пристальном наблюдении за картинкой. В просмотре в обычном режиме некоторые специалисты видят даже пользу для зрения. Профилактика нарушения зрения: - сидеть напротив экрана, а не сбоку от него; - держать голову прямо, без наклона вперед или в стороны; - регулярно моргать; - перемещать глаза по всему экрану, не задерживаясь на одном месте; - расстояние от ребенка до телевизора должно быть не менее трех метров; - время от времени просите ребенка закрыть глаза (мягко, не жмурясь) чтобы дать им отдохнуть; - монитор компьютера следует располагать немного выше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза. Необходимо проводить гимнастику для глаз:
|
8. Совместный просмотр родителей с детьми интересного мультфильма или телепередачи, обсуждение способствует сближению родителей и детей. | 8. Возникает привычка бездумно воспринимать информацию. Если школьная программа нацелена на то, чтобы ребенок учился думать, то телевизор сводит эти усилия на нет. Зачем напрягаться, думать, если по телевизору все в готовом виде. Ребенку становится трудно сделать умственное или волевое усилие. |
9. Дефицит общения. В некоторых семьях дети могут целыми днями смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Очень мало времени уделяется "живому общению". Как следствие у таких детей наблюдается замедление развития речи, проблемы в общении и эмоциональные проблемы. | |
10. Появление страхов, тревожность. Фантастические мультфильмы и фильмы могут вселить страх в сознание ребенка: страх перед будущим, перед катастрофами, катаклизмами, привидениями, монстрами и т.д. Постоянно играя в компьютере в "стрелялки", ребенок испытывает страх смерти, что его поймают и убьют. Дети живут в постоянном страхе и стрессовом состоянии. | |
11. При просмотре мультфильмов, играя в компьютер, дети начинают себя идентифицировать с выдуманными персонажами и все реже с реальными людьми. | |
12. Развитие агрессии. Содержание мультфильмов, как правило, агрессивное. Дети подражательны. Видя, как на экране с легкостью убивают, дерутся, ребенок думает, что и в реальной жизни должно быть все то же самое. Стирается грань между добром и злом. Регулярно играя в компьютерные "стрелялки", агрессивное поведение становится нормой. Убивая, ребенок не переживает боли и получает удовольствие от того, что он "убил". У детей наблюдается нарушение поведения, жестокость. | |
13. Лексикон и сленг. Детей очень привлекает ненормативная лексика. Они повторяют фразы мультипликационных героев. Часто от детей можно услышать в адрес сверстников: "А ты - вонючий монстр", "Идиот". Существует также проблема того, что дети цитируют рекламу. | |
14. Психологическая зависимость от компьютерных игр. Чрезмерное увлечение ребенка компьютерными играми может привести к тому, что в будущем он станет игроманом. Им в дальнейшем сложно адаптироваться в реальной жизни, скучно и неинтересно. Психика становится неустойчивой, ухудшается настроение. | |
15. Очень часто в некоторых семьях телевизор служит просто как фон. И родители не думают об электромагнитном излучении. |
Подведение итогов:
Становится очевидным, что от компьютерных и телевизионных технологий больше отрицательного. Распространение телевидения, компьютерных игр достигло апогея.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса - максимум полчаса. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО, на практике 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов.[4]
Компьютер и телевизор отбирают у детей счастливое детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств, общения с родителями и сверстниками дети часами, а бывает и днями сидит у телевизора или за компьютером.
Безусловно, и у телевизионных и компьютерных технологий есть положительные стороны. Но всему надо знать меру. Постарайтесь, чтобы это приносило только пользу.
Уважаемые родители, помните, что компьютер и телевизор никогда не заменят ребенку общения с родителями, чтения книг, совместных прогулок. Иначе, может случиться так, что ваш ребенок будет рисовать телевизор или компьютер как одного из членов семьи.
Наше собрание подошло к концу. У меня в руках мягкая игрушка. Я прошу каждого из вас, передавая ее друг другу, высказаться по следующим вопросам:
- Насколько полезна и значима для вас информация, полученная на собрании?
- Что нового вы узнали?
- Понравилась ли вам такая форма работы?"
Список литературы:
1. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32с.
2. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. канд.пед. наук. - Барнаул, 2010.
3. Ефимов И. О. О вреде и пользе компьютера и телевизора. // Дошкольная педагогика - 2010. - №5. - с. 3 - 72.
4. Немирич А. А. Дошкольники и современное мультипликационное кино: проблемы и пути их решения. // Дошкольная педагогика - 2012. - №2. - с. 3 - 72.
5. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог: Кучма, 2004.
6. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы! О методе проектов в детском саду и школе Монтессори // Детский сад со всех сторон. - 2007. - №30.
7. Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Семинар-практикум для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста"
В семинаре раскрывается значение сюжетно-ролевых игр для детей, а так же родителей. Многие из которых считают, что сюжетно-ролевая игра не важна, в развитии ребенка. В семинаре родителям было предложе...
Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...
Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...
Аннотация к семинару - практикуму для родителей «Влияние телевизионных программ и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста»
Аннотация к родительскому собранию...
Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...