Педагогический проект "Детский сад здорового ребёнка"
проект на тему
Педагогический проект "Детский сад здорового ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_detskiy_sad_zdorovogo_rebenka.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Радуга» Камышловского городского округа
Педагогический проект
«Детский сад
здорового ребёнка»
Разработчик:
воспитатель
Полуяктова А.О.
г. Камышлов, 2013
Описание проекта
Тема проекта: Детский сад здорового ребёнка
Проект направлен на решение важной задачи - сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, ведь современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим миром.
Автор проекта: Полуяктова Алёна Олеговна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 «Радуга» Камышловсого городского округа.
Участники проекта: педагоги, социальные партнеры ОУ, дети, посещающие детский сад, родители.
География проекта: Свердловская область, горд Камышлов.
Сроки реализации проекта: 2012-2014 учебный год.
Вид проект: долгосрочный, информационно – практико – ориентированный.
Актуальность проекта
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более остро. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и физического развития ребенка, посещающих дошкольное учреждение последние пять лет, выявили, что у значительной части детей, а именно 60% к 6 – 7 годам имеют функциональные отклонения. В течение года болеют более 4 раз 25% дошкольников, и лишь 10% приходят в детский сад абсолютно здоровыми.
Проанализировав результаты мониторинга психофизического развития состояния дошкольников, посещающих детский сад № 5 «Радуга» за последние три года, было выявлено, что количество пропусков по болезни дошкольников с каждым годом увеличивается, это подтверждается данными представленными в таблице
Заболевания | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год | |||
| Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
Хронические | 20 | 10 % | 20 | 10 % | 25 | 15 % |
ОРВИ, ОРЗ | 25 | 15 % | 25 | 15 % | 30 | 20 % |
Инфекционные | 14 | 5 % | 20 | 10 % | 20 | 10 % |
Травмы | 2 | 5 % | - | - | - | - |
В детском саду в целом | 61 | 45 % | 65 | 50 % | 75 | 55 % |
Таким образом, пропуски по причине травматизма сократились, однако пропуски по причине ОРВИ и инфекционных заболеваний заметно увеличились. Высокий показатель заболеваемости отражает одну из главных проблем, сложившаяся в нашем детском саду, это проблема сохранения здоровья детей. Увеличилось количество детей с III и IV группой здоровья на 14%, с 2010 по 2013 годы. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста, за последние три года показывает, что с высоким уровнем развития только 26% детей.
Актуальность данного вопроса стала приковывать к себе пристальное внимание общественности, педагогов и родителей, считающих возможным изменение ситуaции в положительную сторону, что послужило разработке и созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Цель проекта – создание интегрированной здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повышение уровня физического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить состояние проблемы в научной и методической литературе, познакомиться с передовым педагогическим опытом коллег;
2. Проанализировать и спланировать работу по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование здорового образа жизни.
3. Внедрение в педагогическую деятельность здоровьесберегающие технологии, с учетом состояния здоровья детей.
4. Разработка модели взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, социальных партнёров по созданию интегрированной здоровьесберегающей образовательной среды.
Условия реализации проекта:
- реализация здоровьесберегающих технологий в воспитатель-образовательном процессе;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего двигательную активность детей в течение дня;
- использование современных методов и приемов обучения и воспитания;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- удовлетворения потребности детей в движении, и психологическом комфорте пребывания ребенка в детском саду;
- разработка и внедрение модели взаимодействия социальных партнеров, специалистов детского сада и родителей воспитанников по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Для детей дошкольного возраста:
- улучшение показателей физического развития, психологический комфорт дошкольников в образовательном учреждении;
- положительная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
2. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений:
- сотрудничество специалистов детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в создании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.
3. Для родителей:
- Тесное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия, полоскание горла минеральной водой, настоями трав, ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания).
Этапы и сроки реализации проекта:
Этапы | Мероприятия | Сроки реализации |
| Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы. Изучение опыта работы по данному вопросу других образовательных учреждений. Определение уровня состояния здоровья и физического развития детей. Планирование воспитательных мероприятий по проблеме. | Декабрь 2012 г |
| Внедрение интегрированных коррекционно-развивающих занятий по разным видам деятельности, танцевально-игровой гимнастики, оздоровительно-коррегирующих комплексов упражнений на укрепление мышечного тонуса детей, игровых упражнений имитационного характера. Создание и внедрение щадящего режима дня для часто болеющих детей и модель двигательного режима дня для детей 3-7 лет с учетом функциональных возможностей. Создание и пробация интегрированной модели предметно-развивающей среды, с использование современных нетрадиционных методов оздоровления. Формирование родительского клуба «Здоровье в нашем доме», семейного спортивного клуба «Хотим быть здоровыми» (семейный фитнес); «Театр Здоровья». Проведение спортивных досугов и праздников, психологических тренингов «Родитель-ребенок-педагог». | Январь - апрель 2013 г |
| Обобщение опыта по созданию интегрированной здоровьесберегающей среды. Распространение данного опыта. Определение перспектив востребованности данного опыта. | Май 2014 |
Модель интегрированной здоровьесберегающей среды в ДОУ
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения содержания дошкольного образования. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Основой интеграции применительно к содержанию здоровьесохранной деятельности являются движения, которые используются в разных видах детской деятельности.
Модель 1
Интегрированная здоровьесберегающая среда ДОУ
Администрация ДОУ | Социальные партнёры |
РЕЗУЛЬТАТ Здоровый ребёнок |
|
Элементы здоровьесберегающией среды:
1. Обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений и т.д.);
2. Проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
3. Обеспечение полноценного питания, витаминизация;
4. Проведение закаливающих мероприятий;
5. Оснащение специальным оздоровительным оборудованием (кварцевыми лампами, воздухоочистителями и т.д.);
6. Оборудование спортивного зала и спортивной площадки, что предполагает наличие физкультурно-оздоровительного инвентаря и тренажеров для занятий физической культурой, внедрение ПРС с элементами нетрадиционными методами оздоровления;
7. Диспансеризация и профилактический осмотр силами врачей детской поликлиники;
8. Текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами старшей медицинской сестры (штатная единица) и врача – специалиста: психиатра, невропатолога (по договору с учреждением);
9. Проведение оздоровительных мероприятий и процедур.
10. Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
11. Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима;
12. Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.);
13. Формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни (формирование культурно-гигиенических навыков и др.).
14. Специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей:
15. Организация занятий по физической культуре;
16. Включение в педагогический процесс специальных занятий по ритмике;
17. Использование в свободной деятельности и различных режимных моментов игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций;
18. Организация спортивных досугов и праздников с привлечением родителей, социальных партнёров.
Современные здоровьесберегающие технологии
Педагоги активно используют следующие здоровьесберегающие технологии (Приложение 6):
- изотерапия (снимается нервное напряжение, страхи, ребенок отвлекается от грустных мыслей, обеспечивается эмоционально-положительное состояние и вызывается радость, так, рисуя пальчиком или ладошкой, ребенок преодолевает чувство неуверенности, боязни);
- арттехнология (воздействие на детей с помощью цвета, ведь издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное влияние на человека);
- пальчиковые игры (позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных групп мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка).
- после сна ежедневно проводится гимнастика пробуждения;
В воспитательно-образовательный процесс включаем развивающую педагогику оздоровления, автор В.Т. Кудрявцев; дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой; апробируют технологии Н.Н.Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике».
Используются различные методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, индивидуальные занятия.
Модель двигательного режима дня
детей с 2 - 7 лет с учетом функциональных возможностей
Большая роль в воспитании здорового ребенка принадлежит организации двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенок должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю.
В детском саду используются различные формы организации двигательной деятельности: это традиционная утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика. Педагогическим коллективом была разработана модель двигательной активности детей в течение дня. В своей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении. Средства, методы и формы двигательной активности дошкольников представлены в Приложение 2.
В детском саду проводятся Дни и Недели здоровья. Эти мероприятия дают большие возможности для оздоровления детей, способствуют улучшению их физического и эмоционального самочувствия. В эти дни не проводятся традиционные занятия, а проходят спортивные развлечения «Чистота залог здоровья», «По тропе здоровья». Весь день посвящается деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, желанию заботиться о своем здоровье. Педагоги активно включают в непосредственно образовательную деятельность упражнения способствующие формированию осанки, профилактики плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорнодвигательного аппарата.
Целенаправленная работа по организации двигательной деятельности даёт свои результаты, и основная часть детей овладели достаточным запасом движений, и по результатам мониторинга здоровья можно отметить снижение заболеваемости детей.
Проблема оздоровления и сохранения здоровья детей относится к важнейшим задачам воспитания ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому все специалисты детского сада, принимают решение внедрять коррекционно-развивающие и танцевально-игровые занятия под музыку, включить в физкультурные и музыкальные занятия оздоровительно-коррегирующие комплексы упражнений, направленные на укрепление мышечного тонуса детей, а так же игровые упражнения имитационного характера.
Упражнения с коррекционно-развивающей направленностью
Физические упражнения с коррекционно-развивающей направленностью отличаются сложностью выполнения, фиксированием поз, монотонностью многократных повторений. Это снижает интерес к физкультурным занятиям у детей и падает качество выполнения упражнений. Поэтому, совместно со старшей медицинской сестрой детского сада и специалистами, разработаны коррекционно-развивающие интегрированные музыкальные занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Целью данных занятий является осуществление коррекции отклонений в физическом развитии посредством музыки и максимальному приближению физического и психического развития, двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.
Курс оздоровительной гимнастики проводится в сроки – с 1 октября по 31 мая, 2 раза в неделю. Курс делится на три периода – подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный период – знакомство с оздоровительной гимнастикой под музыку и разучивание специальных упражнений, повышение уровня физического и психоэмоционального развития детей.
Основной период – укрепление мышечного корсета, ликвидация мышечного дисбаланса, регулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулирование памяти, внимания, нормализация эмоционально-волевых процессов. Совершенствование техники выполнения упражнений под музыку.
Заключительный период – стойкое закрепление полученных навыков и умений, поддержание уровня физического и психического развития, приближенных к возрастной норме.
Танцевально-ритмическая гимнастика
Было изменено традиционное проведения утренней гимнастики, и проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Танцевально-ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. (Приложение 1)
На каждую возрастную группу разработан отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту. Для детей 4-5 лет - это комплексы состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны.
Для детей 5-6 лет – разработаны комплексы, в которые включают движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавлено больше танцевальных движений. Обращаем внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами).
Игровые упражнения имитационного характера
Включение в непосредственно образовательную деятельность и в режимные моменты в детском саду подражательные упражнения, будут способствовать более быстрому усвоению любого материала для дошкольника.
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного, предмета или сказочного героя. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
Щадящий режим дня для часто болеющих детей в детском саду
Введение щадящего режима для детей в период реконвалесценции после острых заболеваний, как реабилитационный этап в детском саду, который поможет сохранить и укрепить здоровье дошкольника.
В щадящий режим дня часто болеющего ребёнка включены следующие элементы:
- Увеличение продолжительность дневного сна. Для этого следует укладывать ребенка первым и поднимать последним. Обеспечить спокойную обстановку перед укладыванием, иногда перевести на режим, соответствующий более раннему возрасту;
- Исключение нелюбимого блюда; не заставлять съедать целую порцию; по показаниям соблюдать диету; кормление детей с повышенной возбудимостью проводить отдельно от всей группы; увеличить время, необходимое для приёма пищи;
- Во время непосредственно образовательной деятельности увеличить индивидуальное обращение к ребенку, не допускать переутомления, разрешить отвлечься, сократить продолжительность занятия, освободить от третьего занятия, обеспечить рациональную двигательную активность в группе и на прогулке, следить за появлением симптомов переутомления (учащение дыхания и пульса, повышение потоотделения, появление бледности);
- Исключить из физкультурных занятий бег, прыжки, подвижные игры (в это время может наблюдать за товарищами, помогать воспитателю); во время гимнастических занятий учить правильно дышать носом, путем подбора соответствующих упражнений; следить за рациональным использованием свежего воздуха (постепенно на 15-20 минут увеличивать время пребывания на воздухе при температуре воздуха от –10° до –15° С). Не отменять занятия утренней гимнастикой.
Предметно-развивающая среда в группе с элементами
нетрадиционных методов оздоровления дошкольников
В дошкольном учреждении предметно-развивающая среда включает в себя уголки, содержание которых соответствует основной общеобразовательной программе, и возрастным особенностям детей. Каждый уголок имеет традиционное название, например: уголок творчества, книжный уголок, уголок музыки т.д. Включение элементов арттерапии, игротерапии, цветотерапии и ароматерапия в предметно-разивающую среду, решит комплекс задач по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Педагогами разработали модель предметно-развивающей среды с элементами нетрадиционных методов оздоровления дошкольников, данная модель предполагает объединение уголков в группе, в которых будут реализованы современные методы оздоровления детей. (Приложение 3). Так, например, в уголке «Творчества», где дети рисуют, лепят, создают аппликации, можно внести разнообразные материалы, например, вату, нити, свечи и другое, и переменять технологию «Изотерапии». Театральный уголок и уголок книги можно объединить, и создать новую зону «Сказотерапии». В уголок «Музыки» постелить ковровое покрытие, установить специальные средства ТСО, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности использовать мультимедийные презентации для проведения релаксационных занятий, и внедрить технологию Музыкотерапии, что переводиться лечение музыкой
Разработанная модель создаст условия для реализации многофункциональных уголков, что привлечёт внимание и интерес детей, и даст возможность не загромождать группу и применять здоровьесберегающие технологии в режимных моментах.
Взаимодействие с родителями и социальными
партнёрами по укреплению и сохранению здоровья дошкольников
Дошкольное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без установлений и поддержки контактов с учреждениями здравоохранения, образования, науки и культуры, общественными организациями. Тесно сотрудничаем с городской детской поликлиникой, которая ежегодно проводит диспансеризацию дошкольников в условиях детского сада, и отслеживает состояние здоровье детей в течение учебного года.
Детский сад активно взаимодействует с Дом детского творчества, который организует кружки для детей кружков на базе дошкольного образовательного учреждения : хореография, вокальный кружок, театральный, изодеятельность и т.д. Ежегодно детская спортивная школа организует различные спортивных мероприятиях, в которых дошкольники принимают участие и занимают призовые места: «Кросс нации», «Лыжня России», эстафеты, детские праздники.
Ежегодно в детском саду проводится военно-спортивная игра «Зарничка», для успешного проведения праздника мы приглашаем военнослужащих города Камышлова.
Для наиболее эффективной работы по оздоровлению и укреплению здоровья дошкольников, в детском саду выстроена система взаимодействия детского сада с родителями.
Педагоги оформляют информационные уголки здоровья для родителей: «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», книжки-передвижки «Здоровый образ жизни»; проводятся консультации, родительские собрания с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения.
В детском саду функционирует семейный спортивный клуб «Хотим быть здоровыми», данный проект уникален тем, что все родители активно сотрудничают и проводят общие прогулки-походы, в зимний период лыжные прогулки. Педагоги привлекают родителей к совместным спортивным мероприятиям – праздникам и развлечениям «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселая эстафета», «Всемогущий папа» и другие.
Список литературы:
1. Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольника / Л.Н.Волошина. – М.: АРКТИ, 2005.
2. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. – В.: Учитель, 2013. – 141 с.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -160 с.
4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / Научный редактор кандидат психологических наук И. Л. Кириллов .- М. : Линка-Пресс, 2000.- 296 с.
5. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. - М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2005 - 96 с.
6. Соломенников Н.М., Т.Н. Машина Формирование двигательной сферы детей 3 – 7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий / Н.М. Соломенников, Т.Н. Машина. – В.: Учитель, 2011. – 159 с.
7. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина [и др.]; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2011.
8. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М.Н. Щетинин. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
Приложение 1
Содержание разделов танцевально-ритмической гимнастики
№ п/п | Виды | Цель |
1. | Игроритмика | Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво, правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру и ритму. |
2. | Игрогимнастика | Служит основой для освоения ребенком разных видов движений, в нее входят игровые, общеразвивающие упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки. |
3. | Игротанец | Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность, способствует повышению общей культуры ребенка. |
Нетрадиционные виды упражнений | ||
4. | Пальчиковая гимнастика | Служит основой для развития координации движений рук, превращая учебный процесс в увлекательную игру, обогащая внутренний мир ребенка, воздействуя на память, мышление. |
5. | Игровой самомассаж | Является основой закаливания и оздоровления детского организма, способствует формированию у ребенка стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. |
6. | Музыкально-подвижные игры | Содержит упражнения, применяемые на всех занятиях, которые являются ведущим видом деятельности детей. |
7. | Креативная гимнастика | Предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, самовыражения и раскрепощенности. |
Приложение 2
Модель двигательного режима
детей группы раннего возраста
Вид занятия и форма двигательной активности | Особенность организации |
Физкультурно-оздоровительные занятия | |
1.Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе или на улице |
2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | Ежедневно |
3.Физкультминутка 4.Подвижные игры и упражнения на прогулке. | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД, режимные моменты |
5.Хождение по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Ежедневно, после дневного сна. |
6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей |
НОД, Режимные моменты | |
1. НОД ОО «Физическая культура» 2. Самостоятельная двигательная деятельность | 3 раза в неделю Ежедневно, под руководством воспитателя. |
Спортивные мероприятия | |
1.Физкультурно-спотивные праздники на открытом воздухе. 2.Физкультурный досуг. | 2-3 раза в год 1-2 раза в месяц |
Совместная работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей группы раннего возраста | |
1. Создание «Нетрадиционного физкультурного оборудования» в уголок двигательной активности; 2.Участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, посещения открытых мероприятий. |
ъ
Модель двигательного режима детей 3 – 7 лет в детском саду
№ п/п | Виды | Особенность организации |
1 этап Физкультурно-оздоровительные деятельность | ||
1.1 | Танцевально-ритмическая гимнастика, традиционная утренняя гимнастиа | Ежедневно на открытом воздухе или в группе. Длительность 10-12 мин. |
1.2 | Двигательная разминка | Ежедневно во время большого перерыва между НОД (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10 мин. |
1.3. | Игровых упражнений имитационного характера | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от поставленной цели педагога. Длительность 3 - 5 мин. |
1.4. | Оздоровительно-коррегирующих комплексов упражнений на укрепление мышечного тонуса детей, | Два раза в неделю, в первой половине дня. Длительность 7-10 мин. |
1.5. | Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержанияНОД. Длительность 3-5 мин. |
1.6. | Подвижные игры и физические упражнения | Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей. Длительность 25-30 мин. |
1.7. | Оздоровительный бег | Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. |
1.8. | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин. |
2.1. | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | 2-3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность 10 мин |
2.2. | Прогулки- походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные) | 2-3 раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин. |
2 этап НОД ОО | ||
Физическая культура | 3 раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин. | |
3 этап Самостоятельные деятельность | ||
3.1. | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
4 этап Физкультурно-массовые развлечения | ||
4.1. | Физкультурный досуг | 1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп. Длительность 50-60 мин. |
4.2. | Физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе | 2-3 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин. |
4.3. | Игры- соревнования меду возрастными группами | 1-32 раза в год на воздухе или в группе. Длительность не более 60 мин. |
5 этап Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи | ||
5.1. | Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении | По желанию родителей, воспитателей, детей |
5.2. | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий. |
Приложение 3
Модель предметно-разивающей среды группы
с элементами нетрадиционных методов оздоровления дошкольников»
№ п/п | Мероприятия | Участники | Периодичность |
1. | Работа группы кратковременного пребывания «Первые шаги в детский сад» | Дети от 1г. до 3 лет и их родители. | 3 раза в неделю |
2. | Родительские собрания на тему физического воспитания | Групповые Общее родительское собрание | 1 раз в год 1 раз в год |
3. | Консультации | Все группы | Не реже 1 раза в квартал |
4. | Устный журнал «Здоровый малыш» | Все группы | Не реже 1 раза в квартал |
5. | Родительского клуба «Здоровье в нашем доме» | Все группы | По плану ДОУ |
6. | Семейного спортивного клуба «Хотим быть здоровыми» (семейный фитнес); | Все группы | По мере необходимости. |
7. | Участие родителей в спортивных мероприятиях ДОУ и города. | Все группы | По плану ДОУ |
8. | Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования | Все группы | По мере необходимости. |
9. | Информационные уголки для родителей по укреплению здоровья детей | Все группы | 1 раз в месяц. |
10. | Анкетирование | Все группы | Два раза в год |
11. | День открытых дверей в детском саду | Все группы | 2 раза в год |
12. | Совместные походы, экскурсии, поездки | Старшие, подготовительные группы | 1 раз в год |
13. | Фотовыставки по здоровому образу жизни и семейному отдыху | Все группы | 2 раза в год |
14. | «Театр Здоровья». | Все группы | 1 раз в месяц. |
15. | Психологических тренингов «Родитель-ребенок-педагог». | Все группы | 2 раза в год |
Приложение 5
Форма работы с родителями по сохранению
Приложение 6
Виды технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии | Время проведения, место | Контингент детей | Содержание деятельности | Рекомендации |
Стретчинг | 2 раза в неделю по 30 минут в физкультурном или музыкальном зале | Со среднего возраста | Выполнение специальных упражнений под музыку в хорошо проветренном помещении | Проводится не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием |
Динамические паузы | Во время НОД, 2-5 мин, по мере утомляемости детей | С младшего возраста | Использование дыхательной гимнастики, элементы гимнастики для глаз и других в зависимости от вида НОД | Рекомендуется в качестве профилактики утомления |
Релаксация | Специальный релаксационный кабинет, группа, физкультурный или музыкальный зал. | Для всех возрастных группы | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Специализированный кабинет можно оформить с помощью мягко мерцающих ламп, мягких диванов, или аквариума. |
Гимнастика пальчиковая | Проводиться в любое удобное время, ежедневно. | С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой | Рекомендуется детям, особенно с речевыми проблемами. | |
Гимнастика дыхательная | В любом удобном помещение и, в любое удобное время. | Для всех возрастных группы | В различных формах физкультурно-оздаровительной работе. | Обеспечивается проветривание в помещении, обязательная гигиена полости носа у детей перед проведением процедуры. |
Динамическая гимнастика | Группа, спальня, физкультурный или музыкальный зал. Время проведения 5-10 минут | Для всех возрастных группы | Проведение комплексов гимнастики малоподвижных упражнений. | Ежедневно после дневного сна |
Гимнастика корригирующая | В любом удобном помещение и, в любое удобное время. | Для всех возрастных группы | В различных формах физкультурно-оздаровительной работы. | Форма работы зависит от поставленной цели и контингента детей. |
Гимнастика ортопедическая | Группа, физкультурный зал, спортивная площадка | С младшего возраста | В различных формах физкультурно-оздаровительной работы. | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. |
Виды технологии обучения здоровому образу жизни:
Технологии | Время проведения, место | Контингент детей | Содержание деятельности | Рекомендации |
НОД ОО «Физическая культура» | Физкультурный или музыкальный зал, 2-3 раза, мл. гр. 15 – 20 мин.; ср. гр. 20 – 25 мин.; ст. подг. гр. – 25 – 30 мин. | Для всех возрастных группы | Выполнение ОРЗ упражнений, и выполнение ОВД, подвижные или м/п игры. | Перед занятием помещение проветривается. |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) | В свободное время, в группе или на улице. Время в зависимости от задач, поставленных педагогом. | С младшего возраста | Занятие может быть организованно не заметено для ребёнка, посредствам включения педагога в процесс игровой деятельности. | |
Коммуникат. игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. | Со старшего возраста | В игровую деятельности включаются беседы, этюды, и игры разной степени подвижности, занятие рисованием, лепкой и др. | Данные игры строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. |
Точечный самомассаж | 5-10 минут, в любое время дня | С младшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал (специальные модули). | Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. |
Виды коррекционных технологий:
Технологии | Время проведения, место | Контингент детей | Содержание деятельности | Рекомендации |
Технология музыкального воздействия | Время проведения зависит от поставленных целей педагога, любое удобное помещение с сопровождением музыкального инструмента (музыкально аппаратуры). | С младшего возраста | Проводиться в различных формах физкультурно-оздаровит. работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Данную технологию можно использовать на отдельных занятиях 2-4 раза в месяц. |
Сказотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. | Со старшего возраста | Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. | Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. |
Солевое закаливание | Проведение в ходе режимных моментов. | С младшего возраста | После динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притоптывая по дорожке. | В младшей 3-4 круга, в средней 4-5 круга, в старших группах 6-7 кругов. |
Воздушное душирование | Проведение в ходе режимных моментов. | Со среднего возраста | Нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде в течении дня. | В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребёнок становится более уравновешенным, спокойным, незаметной исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон. |
Горячее обтирание | Проведение в ходе режимных моментов. | Со старшего возраста | Проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определённой температуры. | При карантинном режиме применение полоскание горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27. |
«Рижский» метод закаливания | Проведение в ходе режимных моментов. | С подготовительной группы | Топтание на гальке в солевом растворе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".
Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...
ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт- Петербурга Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях семейного воспитания как современная педагогическая проблема» Иванова Светлана Евгеньевна
ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт- Петербурга Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях семейного воспитания как современная педаго...
Педагогический проект. Тема: «Здоровый ребёнок – счастливая семья»
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире ведущие позиции, поскольку в нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Важно формировать и п...
Педагогический проект "Здоровый ребёнок - счастливая семья"
Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста...
Педагогическая мастерская "Здоровый ребёнок в здоровой семье"
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,...
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоро...
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»
Закрепление понимания о необходимости сохранения и укрепления здоровья, способствовать пропаганде здорового питания....