Прект " Я здоровым быть хочу"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
" Тоншаловский детский сад " Солнышко".
Проект
"Я здоровым быть хочу."
Расторопова Елена Александровна
Воспитатель , 1 квалификационная категория .
2015 год.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
Задача дошкольного учреждения заключается в сохранении и укреплении здоровья детей, формировании у детей здорового образа жизни.
Поэтому в повседневной работе с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение простых правил личной гигиены стало для них интересным, а гигиенические навыки с возрастом только продолжали усовершенствованию. Стараемся побуждать детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком. С желанием принимать участие в подвижных играх, в различных видах гимнастики и тем самым укреплять своё здоровье.
Малыши еще не знакомы с таким понятием как «здоровый образ жизни», не совсем (в силу своего возраста) осознают значимость здоровья и как его сохранить, укрепить.
На мой вопрос : Что нужно делать, чтобы не болеть?
Малыши отвечают:
- Надо сходить к доктору и он даст лекарство.
Никто не сказал, что нужно делать гимнастику, заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены...
После этой беседы у меня возникла идея провести проект, в котором постараться подобрать методы и приёмы работы, подходящие для детей именно младшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Проект "Я здоровым быть хочу" позволяет формировать у детей потребность в сохранении и укреплении своего здоровья именно с младшего дошкольного возраста. Также важная роль отведена привлечению внимания родителей к данной проблеме, повышению их компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно- игровой, оздоровительный.
Информационный, так как дети получают новую информацию;
Игровой, так как ведущий вид деятельности в этом возрасте -игра, и детям намного легче усвоить что-то новое именно через игру.
Оздоровительный, так как во время проекта все мероприятия направлены на укрепление и сохранение здоровья детей.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца), реализовался с 7 сентября 2015 г по 7 декабря 2015 года.
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, их родители, педагоги.
Цель проекта: Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни, через создание благоприятных условий в группе для формирования культуры здоровья у детей 3-4 лет, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи распределила для всех участников проекта.
Задачи проекта:
- для педагога:
• разработать систему методов и приёмов работы с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению их к здоровому образу жизни;
• пополнить предметно-развивающую среду группы нестандартным физкультурным оборудованием, картотеками (подвижные игры для детей младшего возраста, физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика), копилками (загадки об овощах и фруктах, загадки и пословицы о средствах личной гигиены).
• привлечь родителей к созданию копилок и картотек, к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования, к участию в совместном с детьми спортивном мероприятии.
• дать детям представления о здоровье и здоровом образе жизни, о режиме дня, о правильном питании, о культурно-гигиенических навыках, о влиянии закаливания на здоровье человека;
- для детей
• развивать желание заниматься физкультурой и спортом;
• прививать любовь к физическим упражнениям, дыхательной и пальчиковой гимнастики;
• воспитывать бережное отношение к здоровью своему и окружающих, замечать признаки нездоровья;
- для родителей
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов;
• осуществлять взаимосвязь по здоровьесбережению между детским садом и семьей;
• повышать компетентность родителей в физическом воспитании детей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: физкультурный досуг (совместно с родителями) к Дню отца.
Ожидаемые результаты по проекту:
для педагогов •повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов) •повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников; •система методов и приёмов работы с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению их к здоровому образу жизни; | для детей • получение детьми знаний о здоровом образе жизни; •воспитание бережного отношение к здоровью своему и окружающих; •сохранение и укрепление физического здоровья детей; • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; • повышение познавательной активности | для родителей • установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы; • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни; • обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей; • приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. |
Для достижения поставленных целей и задач был разработан план проекта. Он состоял из трёх этапов.
Этапы реализации проекта:
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: 2 недели, 7.09-18,09,2015г.
• Подбор методической и художественной литературы по формированию культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста.
• Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: «Подвижные игры для детей младшего возраста» «Физкультминутки», «Пальчиковые игры», "Дыхательная гимнастика" ( см. фото, приложение №1).
• Анкетирование родителей "Сохранение и укрепление здоровья ребёнка»
Цель: выявление отношения семьи к ЗОЖ, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.( см.приложение 2 )
• Предложить родителям собрать копилку пословиц и загадок о здоровье, о средствах личной гигиены, об овощах и фруктах.
• Выявление уровня знаний детей о правилах гигиены и значимости их для сохранения и укрепления здоровья путём проведения беседы "Что такое здоровье".
По результатам анкетирования ясно, что в основном родители знают о необходимости прививать навыки здорового образа жизни детям, но у них просто напросто нет на это времени , в связи с большой загруженностью на работе и банальной нехваткой времени.
- 50% родителей сами занимаются или занимались каким-либо видом спорта.
- В 30% семей есть дома какой-либо спорт инвентарь ( тренажёры, мячи, скакалки, обручи и т.д)
- Только 10 % детей посещают дополнительные спортивные занятия или секции .
- 25% семей соблюдают дома режим дня.
- 75 % родителей знают основные принципы и методы закаливания детей, НО лишь 20% из них применяют их.
- Лишь 20 % родителей после детского сада гуляют с ребёнком, остальные гуляют лишь иногда.
- 25% детей играют дома в подвижные игры, все остальные же : рисуют, смотрят телевизор, играют в настольные игры.
А из беседы с малышами стало понятно, что здоровье для них- это когда доктор тебя полечил, мама дала лекарство или таблетку. А что делать, для того чтобы не болеть, они ответить не смогли...
2 .ОСНОВНОЙ: длился с 21 сентября по 20 ноября 2015года.
На основном этапе было проведено очень много работы непосредственно с детьми. Работа велась по разным направлениям: в разные режимные моменты; в группе и на улице, в физкультурном зале; воспитателем, родителями и инструктором по физкультуре. Мы попытались выделить именно те формы и методы работы, которые подходили бы именно детям данного возраста ( 3 - 4 года ).
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
:
ЕЖЕДНЕВНО:
- утренняя гимнастика;
- прогулки;
- подвижные игры;
- ходьба по массажным коврикам босиком;
- бодрящая гимнастика-гимнастика после сна;
НЕСКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ :
- физкультурные занятия ( 2 раза в неделю в зале, 1 раз в неделю на улице). На занятиях по физкультуре развивали физические качества и уровень физической подготовленности детей в соответствии с их возможностями, формировали опорно-двигательный аппарат, ловкость, гибкость, координация движений.
Физкультурные занятия проводились в соответствии с планом инструктора по физкультуре.
- пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю) -гимнастика кистей рук, тренирует мелкую моторику , стимулирует речь, воображение, память; сопровождается короткими стихами.
Применяли в основном уже известные детям и очень любимые ими комплексы "Капустка", " Семья", "Сорока-ворона" и др.
- дыхательная гимнастика (2 раза в неделю) - комплекс упражнений основанный на дыхательной функции организма. Повышает общую сопротивляемость организма ,его тонус.
Взяли простую и понятную детям "Понюхаем цветочек", "Надуваем пузырь".
- беседы о правилах личной гигиены, о видах спорта, о пользе овощей и фруктов;( см.приложение №3)
- чтение художественной литературы (А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Н. Павлова «Света любит шоколадки…»), пословиц и поговорок, загадывание загадок
- рассматривание иллюстраций на тему здорового образа жизни;
Также провели НОД по продуктивной деятельности: лепка «Красиво, вкусно, полезно», рисование «Витамины» и т.п.
Оборудовали уголок для сюжетно-ролевой игры "Больница", "Аптека". Силами родителей собрали необходимые для игр предметы-заместители, игрушечные инструменты. Также мама Кати сшила нам халат и шапочку доктора. Проводя игру ,показала детям как действовать в роли врача ,в роли пациента.
Для пополнения представлений о работе медсестры, провели экскурсию в медицинский кабинет детского сада, где медсестра Елизавета Александровна рассказала детям о назначении некоторых инструментов кабинета, измерила детям рост и вес.( см .приложение №4, фотоотчёт)
Также в основной период велась и работа с родителями:
- Создана рубрика в родительском уголке «Если хочешь быть здоров» .Цель: регулярное ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье. Раз в две-три недели информацию обновляла.
- Проведены консультации: "Рекомендации родителям по питанию детей","Польза пальчиковых игр"," Польза прогулки"," Правила закаливания детей".(см.приложение №5)
- Родителями изготовлено нестандартное физкультурное оборудование: мешочки с крупами, массажные дорожки, "пенёчки" и проведена его выставка .
- Родителей привлекали для совместных видов деятельности.
3 .Заключительный : с 23 ноября по 7 декабря 2015 года.
На заключительном этапе было проведено досуговое мероприятие совместно с родителями, приуроченное к празднику День отца " Спорт-это здоровье!" (см.приложение №6, конспект + фотоотчёт ).
• Организована выставка совместных рисунков о здоровом образе жизни.
•Также провели выставку фотографий "Мама, папа, я -здоровая семья".
• Семья Леры приняла участие во всероссийской викторине " Мы здоровьем дорожим -помогает нам режим" и заняла 2 место.( см. приложение №7 )
Также проводилось повторное анкетирование, которое показало, что повысился процент родителей, гуляющих с детьми после детского сада, 4 ребёнка стали посещать дополнительные занятия ( 3 гимнастику и 1 цирковой кружок), большее число родителей стали соблюдать и дома режим дня( 40%).
В ходе проекта были получены определённые продукты для детей ,педагогов и родителей.
Продукты проекта:
- для детей
- нетрадиционное оборудование в физкультурном уголке «С кочки на кочку», «Дорожки Здоровья»;
- изготовлены тематических папок "Овощи, фрукты -полезные продукты"
- для педагогов
- методические разработки по теме проекта
- подобраны консультаций для родителей;
- для родителей
- изготовлено нетрадиционного физкультурного оборудования для детей.
- выставка фотографий "Мама, папа, я- спортивная семья!"
Картотеки :
- Подвижные игры для детей младшего возраста
- Физкультминутки.
- Пальчиковые игры.
- Гимнастика после сна.
- Дыхательная гимнастика .
Копилки:
- Загадки об овощах и фруктах.
- Загадки и пословицы о средствах личной гигиены.
- Иллюстрации на тему "Занятия спортом", "Виды спорта"
Я считаю, что поставленные перед участниками задачи проекта выполнены.
В ходе проведённого проекта дети получили информацию о здоровом образе жизни на доступном для них уровне, у них повысился интерес к подвижным играм и физическим упражнениям. Дети стали поменьше болеть, уменьшилось количество пропусков по болезни, посещаемость детьми детского сада увеличилась.
Посещаемость детского сада детьми 2 младшей группы :
Родители стали больше проявлять заинтересованность в жизни детского сада, стали лучше понимать возрастные особенности детей, их потребности. Развивающая среда группы пополнилась новыми пособиями.
Всё-таки 3 месяца для такой огромной работы - это мало, поэтому на будущее планирую продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья детей, а также по привлечению родителей к участию в жизни ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическая неделя "Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу"
Данная тематическая неделя здоровья направлена на формирование здорового образа жизни и сохранения его навыков. Неделя содержит формы работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"
Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...
Развлечение "Я здоровье берегу - я здоровым быть хочу!"
Конспект развлечения для детей среднего возраста с использованием сказочного персонажа....
Тематический план недели " Здоровым быть хочу" по формированию здорового образа жизни в старшей группе
Тематический план по оздоровлению часто болеющих детей...
Конспект викторины «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу»
Конспект викторины , с применением здоровье-сберегающих технологий...
Методическая разработка тематической недели по формированию основ здоровья детей Здоровым быть хочу
1.Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.2. Расширение знаний детей о здоровье как о главной ценности жизни, продуктах здорового и нездоровог...
День здоровья для детей старшей группы (физкультурное развлечение) «Здоровым быть хочу»
День здоровья для детей старшей группы (физкультурное развлечение) ...