Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда. | 226.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек» НМР РТ
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Садрева Л.Н.
учитель-логопед
МБДОУ №3 д/с «Огонёк»
пгт. Камские Поляны
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
Платон
С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы, было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу – здоровья.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На логопедических занятиях используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, которые можно разделить на три подгруппы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Коррекционные технологии.
3. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Рассмотрим каждую группу в отдельности.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья можно отнести:
- Динамические паузы (физминутки, выполнения движений, сопровождаемых стихами, выполнение заданий в движении);
- Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, графические диктанты, ниткопись, игры с бросовым материалом, штриховка, оригами, лепка);
- Артикуляционную гимнастику
- Дыхательную гимнастику;
- Гимнастику для глаз;
К коррекционным технологиям можно отнести:
- Имаготерапию – театрализацию: куклотерапию и сказкотерапию.
- Музыкотерапию - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Песочная терапию - игра с песком как способ развития ребенка.
- Аурикулотерапию – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
- Ароматерапию – лечение с помощью ароматов цветов и растений.
- Хромотерапию – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
К технологии обучения здоровому образу жизни можно отнести:
- Проблемно-игровые методики.
- Игротерапию.
- Логопедический массаж.
- Самомассаж.
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
• Способствует повышению речевой активности;
• Развивает речевые умения и навыки;
• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• Активизирует познавательный интерес;
• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Во время работы над сказкой идёт обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует развитию положительных черт личности и просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Использование рисования, арттерапии в логопедической работе – это один из способов познания и отражения окружающего мира. Они вызывают у воспитанников интерес и радость, снимает психическое напряжение. Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функции, снимает тревожность.
Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Средством воздействия является слово. В процессе коррекционной работы мы проводим беседы, развиваем в детях уверенность в собственные силы. При помощи игротерапии можно корректировать агрессию и гиперактивность детей логопедических групп.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, речь идёт не о какой-то одной универсальной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие обучающегося и сохранение его здоровья. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Мы считаем, что внедрение в практику работы, данных приёмов здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для детей более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей. Ведь положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и родителей, при понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Здоровье так же «заразительно», как и болезнь. «Заразить здоровьем» – вот цель коррекционной работы. А постоянная забота о здоровье детей, может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Проект «Школа волшебного дыхания» был разработан в рамках внедрения в дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегаюших технологий. Профилактическое обучение детей оздоровительному дыханию проводилось как часть коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Новизна представленного проекта заключается в том, что он объединил в себе теоретические знания и практические умения по работе над дыханием, предлагаемые детям в процессе логопедических занятий. Активное участие в проектной деятельности принимали медики, педагоги детского сада и родители.
Результаты логопедического эксперимента показали: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дала положительный эффект – у детей увеличились длительность и сила внеречевого выдоха, а также увеличился жизненный объем легких. За счет постановки правильного дыхания, дети научились произносить больше слов на одном выдохе, регулировать свое дыхание в движении и покое. Сократилось время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь детей с ТНР стала более четкой и внятной.
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровье сбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, мы удовлетворили потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе, а также сформировали паттерн дыхания в сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья детей. Закрепили у детей энергетически экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечили комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание.
По итогам логопедического проекта была написана авторская коррекционно-оздоровительная программа «Школа волшебного дыхания», которая была рецензирована Бабыниной Т.Ф. - к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии «Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов».
Программа была размещена на сайте, опубликована в сборнике, выпущена на диске Общероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» г. Москва. А также программа была отправлена в центр дистанционного сотрудничества и получено свидетельство участника Всероссийской экспериментально-творческой группы «Педагогическое мастерство».
На региональном конкурсе «Ярмарка педагогических идей» в городе Нижнекамске за презентацию программы «Школа волшебного дыхания» был получен диплом I степени.
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, продолжается нами в современных условиях реализации инклюзивного образования.
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ
В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....
Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...
Презентация " Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда"
В данной презентации собраны здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...