Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Садрева Лариса Николаевна

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек» НМР РТ        

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

C:\Users\ПК\Downloads\1481029277_0016-001-spasibo-za-vnimanie.png

                                                                    Садрева Л.Н.

                                                                                             учитель-логопед

                                                                                                    МБДОУ №3 д/с «Огонёк»

                                                                                                    пгт. Камские Поляны

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье,                                                                                                      пребывая в лени, тот поступает так же глупо,                                                                                               как и человек, думающий молчанием                                                                                                  усовершенствовать свой голос.
                                                                      Платон

          С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы, было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу – здоровья.                                                                                                                

         Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На логопедических занятиях  используются  как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих  технологий, которые можно разделить на три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

2. Коррекционные технологии.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Рассмотрим каждую группу в отдельности.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья можно отнести:

  • Динамические паузы (физминутки, выполнения движений, сопровождаемых стихами, выполнение заданий в движении);
  • Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, графические диктанты, ниткопись, игры с бросовым материалом, штриховка, оригами, лепка);
  • Артикуляционную гимнастику
  • Дыхательную гимнастику;
  • Гимнастику для глаз;

К коррекционным технологиям можно отнести:

  • Имаготерапию – театрализацию: куклотерапию и сказкотерапию.
  • Музыкотерапию - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Песочная терапию - игра с песком как способ развития ребенка.
  • Аурикулотерапию – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Ароматерапию – лечение с помощью  ароматов цветов и растений.
  • Хромотерапию – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

К технологии обучения здоровому образу жизни можно отнести:

  • Проблемно-игровые методики.
  • Игротерапию.
  • Логопедический массаж.
  • Самомассаж.

Использование здоровьесберегающих технологий на  логопедических занятиях:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Во время работы над сказкой идёт обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует развитию положительных черт личности и просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Использование рисования, арттерапии  в логопедической работе – это один из способов познания и отражения окружающего мира. Они вызывают у воспитанников интерес и радость, снимает психическое напряжение. Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функции, снимает тревожность.

Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Средством воздействия является слово. В процессе коррекционной работы мы проводим беседы, развиваем в детях  уверенность в собственные силы. При помощи игротерапии можно корректировать агрессию и гиперактивность детей логопедических групп.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, речь идёт не о какой-то одной универсальной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие обучающегося и сохранение его здоровья. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Мы считаем, что внедрение в практику работы, данных приёмов здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для детей более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей. Ведь положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и родителей, при понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Здоровье так же «заразительно», как и болезнь. «Заразить здоровьем» – вот цель коррекционной работы. А постоянная забота о здоровье детей, может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Проект «Школа волшебного дыхания» был разработан в рамках внедрения в дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегаюших технологий. Профилактическое обучение детей оздоровительному дыханию проводилось как часть коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Новизна представленного проекта  заключается в том, что он объединил в себе теоретические знания и практические умения  по работе над дыханием, предлагаемые детям в процессе логопедических занятий. Активное участие в проектной деятельности  принимали медики, педагоги  детского сада и родители.

Результаты логопедического  эксперимента показали: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дала положительный эффект – у детей увеличились длительность и сила внеречевого выдоха, а также увеличился жизненный объем легких. За счет постановки правильного дыхания, дети научились произносить  больше слов на одном выдохе, регулировать свое дыхание в движении и покое. Сократилось время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь детей с ТНР стала более четкой и внятной.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровье сбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, мы удовлетворили потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе, а также сформировали паттерн дыхания в сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья детей.  Закрепили у детей энергетически экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечили комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание.

По итогам  логопедического проекта была написана авторская коррекционно-оздоровительная  программа «Школа волшебного дыхания», которая  была рецензирована Бабыниной Т.Ф. - к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии «Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов».

Программа была размещена на сайте, опубликована в сборнике,  выпущена на диске Общероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» г. Москва. А также программа была отправлена в центр дистанционного сотрудничества и получено свидетельство участника Всероссийской  экспериментально-творческой группы «Педагогическое мастерство».

На региональном конкурсе «Ярмарка педагогических идей» в городе Нижнекамске за презентацию программы «Школа волшебного дыхания» был получен диплом I степени.

Работа  по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, продолжается нами в современных условиях реализации инклюзивного образования.

Для соразмерности, красоты и здоровья                                                                                                             требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.                    

                                                                      Платон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ

В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Презентация " Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда"

В данной презентации собраны здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...