Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Садрева Лариса Николаевна

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    2.сл.:      Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в последнее время приобрела статус приоритетного направления развития современного дошкольного образования, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Поэтому возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения.

   3 сл.:      Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

4 сл.:  Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На логопедических занятиях  используются  как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих  технологий, которые можно разделить на три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

2. Коррекционные технологии.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Рассмотрим каждую группу в отдельности.

5, 6, 7  сл.:       К технологиям сохранения и стимулирования здоровья можно отнести:

  • Динамические паузы (физминутки, выполнения движений, сопровождаемых стихами, выполнение заданий в движении);
  • Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, графические диктанты, ниткопись, игры с бросовым материалом, штриховка, оригами, лепка);
  • Артикуляционную гимнастику
  • Дыхательную гимнастику;
  • Гимнастику для глаз;

8, 9, 10 сл.:      К коррекционным технологиям можно отнести:

  • Имаготерапию – театрализацию: куклотерапию и сказкотерапию.
  • Музыкотерапию - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Песочная терапию - игра с песком как способ развития ребенка.
  • Аурикулотерапию – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Ароматерапию – лечение с помощью  ароматов цветов и растений.
  • Хромотерапию – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

11, 12, 13 сл.:     К технологии обучения здоровому образу жизни можно отнести:

  • Проблемно-игровые методики.
  • Игротерапию.
  • Логопедический массаж.
  • Самомассаж.

14 сл.:  Использование здоровьесберегающих технологий на  логопедических занятиях:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

15 сл.:  Проект «Школа волшебного дыхания» был разработан в рамках внедрения в дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегаюших технологий. Профилактическое обучение детей оздоровительному дыханию проводилось как часть коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

16 сл.: Новизна представленного проекта  заключается в том, что он объединил в себе теоретические знания и практические умения  по работе над дыханием, предлагаемые детям в процессе логопедических занятий. Активное участие в проектной деятельности  принимали медики, педагоги  детского сада и родители.

17 сл.:  Результаты логопедического  эксперимента показали: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дала положительный эффект – у детей увеличились длительность и сила внеречевого выдоха, а также увеличился жизненный объем легких. За счет постановки правильного дыхания, дети научились произносить  больше слов на одном выдохе, регулировать свое дыхание в движении и покое. Сократилось время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь детей с ТНР стала более четкой и внятной.

18, 19 сл.: Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровье сбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, мы удовлетворили потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе, а также сформировали паттерн дыхания в сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья детей.  Закрепили у детей энергетически экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечили комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание.

20 сл.:  По итогам  логопедического проекта была написана авторская коррекционно-оздоровительная  программа «Школа волшебного дыхания», которая  была рецензирована Бабыниной Т.Ф. - к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии «Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов».

21 сл.: Программа была размещена на сайте, опубликована в сборнике,  выпущена на диске Общероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» г. Москва. А также программа была отправлена в центр дистанционного сотрудничества и получено свидетельство участника Всероссийской  экспериментально-творческой группы «Педагогическое мастерство».

На региональном конкурсе «Ярмарка педагогических идей» в городе Нижнекамске за презентацию программы «Школа волшебного дыхания» был получен диплом I степени.

22 сл.:   Работа  по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, продолжается нами в современных условиях реализации инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ

В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Презентация " Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда"

В данной презентации собраны здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ.      Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по ...