ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГБДОУ № 25 КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «УМКА» В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС
статья ( группа) на тему
В данной статье описывается опыт использования здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ №25 Курортного района Санкт-Петербурга "Умка" в условиях Новых ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_gbdou.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГБДОУ № 25 КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «УМКА» В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС
Е.И. Петрова,
ГБДОУ №25 Курортного района
Санкт-Петербурга «Умка»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей. К сожалению, говоря о здоровье, на сегодняшний день, чаще всего имеют ввиду исключительно физическую составляющую, забывая о социальнопсихологической и духовно - нравственной составляющий этого понятия. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].
Сегодня в практику работы образовательных учреждений широко внедряются образовательные программы нового поколения и инновационные педагогические технологии [2]. ФГОС дошкольного образования определяет, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, т.к. дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей дошкольников.
Сегодня, перед ДОУ встает очень важная задача - построить воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей. И каждое дошкольное учреждение решает эту задачу по-своему.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей для сохранения, укрепления и развития здоровья.
Понятие «здоровьесберегающая технология» рассматривается в современной науке неоднозначно. Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
С другой стороны, Петров О.В. под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [1].
Стоит отметить, что современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми.
Целью же здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании выступает - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [3].
Возвращаясь к заявленной теме, далее, мы бы хотели поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ №25 Курортного района Санкт – Петербурга «Умка».
В целях повышения эффективности физического воспитания и оздоровления детей, в группах реализуется физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня в рамках интеграции с образовательной областью «Физическая культура».
Направления физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- Занятия физической культурой;
- Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- Кружковая работа;
- Активный отдых и физкультурно - массовые мероприятия.
Каждая часть содержит специфические задачи, имеет содержание и организационно - методические указания, относящиеся к проведению мероприятий с дошкольниками. Результативность учебно - воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями администрации ДОУ, медицинского персонала, инструктора по физической культуре, других педагогов и родителей.
Система физкультурно - оздоровительных мероприятий в ГБДОУ №25:
- Оптимизация режима:
− организация жизни детей в адаптационные период, создание комфортного режима (воспитатели, психолог, врач - ежедневно);
− определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (психолог, врач);
- Организация двигательного режима:
− физкультурные занятия (инструктор по ФК – 2 раза в неделю);
− корригирующая гимнастика после дневного сна (воспитатель, контроль медработника - ежедневно);
− прогулки с включением подвижных игровых упражнений (воспитатель - ежедневно);
− музыкальные занятия (музыкальный руководитель, воспитатель – 2 раза в неделю);
− спортивный досуг (инструктор по ФК, воспитатель – по плану);
− пальчиковая гимнастика (воспитатель, логопед – 3-4 раза в день);
− занятия по здоровому образу жизни (воспитатель − один раз в две недели, в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы);
− спортивная секция (инструктор по ФК – 2 раза в неделю, старшая подготовительная группа);
− утренняя гимнастика (воспитатель, медработник – ежедневно, до завтрака);
− динамические паузы (воспитатель - во время занятий 2-5 мин по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы);
- Охрана психического здоровья:
− использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы (воспитатель, специалисты - ежедневно, несколько раз в день);
- Профилактика заболеваемости:
− массаж «9 волшебных точек» (воспитатели, контроль медработники - 3-4 раза в день, с октября по апрель);
− дыхательная гимнастика в игровой форме (воспитатели, контроль медработники - 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна);
− профилактика гриппа (медработник, с согласия родителей – с ноября по декабрь);
- Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка:
− воздушные ванны (воспитатель - ежедневно);
− прогулки на воздухе (воспитатель - ежедневно);
− хождение босиком по «дорожке здоровья» (воспитатель – ежедневно, после дневного сна);
− игры с водой (воспитатель - во время прогулки, во время занятий, июнь-август);
− игровой час, бодрящая гимнастика (воспитатель – ежедневно, после дневного сна);
− полоскание зева кипяченой охлажденной водой (воспитатель, младший воспитатель – после каждого приема пищи);
- Лечебно – оздоровительная работа:
− витаминотерапия «Ревит» (медработник – по 1 разу в течение 10 дней, декабрь-февраль);
− витаминизация третьего блюда (диетсестра - ежедневно);
- Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушения осанки:
− корригирующая гимнастика (врач, медсестра - 2 раза в неделю по 30 мин после дневного сна, старшая и подготовительная группы);
- Организация питания:
− сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (ежедневно).
Помимо вышесказанного, хочется отметить, что во всех группах ГБДОУ №25 имеются дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно - профилактическая работа.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура:
− физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для реализации программы;
− в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении;
− на игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, т. к. одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Оздоровительная работа в ГБДОУ №25 усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем нынешнего века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Список литературы
1) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М., АРКТИ, 2006. - 274 с.
2)Т.С.Овчинникова / Т.С Овчинникова, Е.С Тушева // Содержание профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инклюзивных дошкольных учреждений. - Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014 г. -№1(18)
3) Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, ТФ. Сау-лина. - М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ №35 компенсирующего вида
Данная презентация была подготовлена для городского семинара по теме: "Современные образовательные технологии"....
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики....
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики....
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...
Опыт: "Использование здоровьесберегающих технологий в ЛОП"
Опыт работы с детьми в летний оздоровительный период в ДОУ, с использованием здоровьесберегающих технологий....
Внедрение инновационной здоровьесберегающей технологии — игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
статья об использование игрового стретчинга в ДОУ как здоровьесберегающей технологии....
Методическая разработка НОД с использованием дистанционных технологий. Лексическая тема "Мой город. Санкт-Петербург. Петергоф"
Материал адресован родителям , которые хотят продолжить освоение содержания дошкольного образования в условиях самоизоляции....