Проект Клок А.А.
проект (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» Павлоградского муниципального района
Омской области
Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы как основа формирования культуры здорового образа жизни ребёнка в ДОУ
Воспитатель МБДОУ «Детский сад
«Берёзка» Павлоградского
муниципального района
Омской области
Клок Антонина Александровна
Павлоградка-2012
Содержание
- Актуальность проекта………………………………..…..… 3-4
- Цели и задачи проекта……………………...……...….…... 5-6
- Теоретическое обоснование………………………....…….. 7-9
- Этапы реализации проекта…………..……………..…….10-16
- Подготовительный………………………..………….. 10
- Внедренческий…………………………………...…… 12
- Обобщающий…………………….…………………… 15
- Критерии результативности проекта………………………. 18
- Предполагаемые результаты ………………..…………..… 22
- Перспективы развития проекта…………………………….. .23
- Система управления проектом……………………………… 23
- Ресурсные затраты проекта ………………………………… 24
- Библиографический список…………………………...…… . 25
- Приложения ………………………………………………..26-41
- Актуальность проекта
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития
Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в группе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Каждый второй ребёнок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент недоношенных и незрелых детей. Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. В первые три года жизни различные отклонения в состоянии нервной системы выявлены у 39,3% детей.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Формирование здоровья – процесс, регулируемый рядом факторов: основные из них – образ жизни человека и состояние окружающей среды. Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
- наследственность определяет здоровье на 20%;
- условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%;
- деятельность системы здравоохранения – на 10%;
- образ жизни человека - на 50%.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
В обществе должен быть сформирован приоритет здоровья по сравнению с болезнью. Он может быть сформирован через культуру здоровья – как физического, так и психологического, и нравственного, - воспитываемую с детства. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками, связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других видов привычек, возникающих в раннем периоде жизни человека – детстве.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в формировании здоровья ребёнка и недостаточным уровнем сформированности культуры здорового образа жизни в ранний период детского развития. Данное противоречие обусловлено следующими затруднениями, с которыми столкнулась как молодой педагог в своей повседневной деятельности: посредством чего у дошкольников воспитать потребность в здоровом образе жизни, как формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Следовательно, при отсутствии в ДОУ необходимых условий для формирования культуры здорового образа жизни невозможно повысить потенциал здоровья ребёнка. Это свидетельствует о том, что существует необходимость организации работы в ДОУ по осуществлению здоровьеориентированной деятельности и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей раннего возраста. Следовательно будет верна гипотеза, что методически грамотный̆ подбор форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей̆ в движении; способствует своевременному овладению ими двигательными умениями и навыками; формирует положительную самооценку; оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный̆ духовный̆ настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не только лучшему усвоению знаний о здоровом образе жизни и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. В этом заключается идея представляемого проекта.
Проект рассчитан на 2012-2013 учебный год.
- Цели и задачи проекта
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни ребёнка в ДОУ.
Задачи проекта:
- Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
- Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
- Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
- Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия, оздоровительная гимнастика). Поэтому работа по воспитанию здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
- Теоретическое обоснование
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности человека.
Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с самого раннего детства можно привить основные знания, навыки и привычки по здравоохранению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети дошкольного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни. Сегодняшние дети имеют худшие показатели здоровья, чем их сверстники 10-15 лет назад (в росте, окружности грудной клетки, динамометрии: уменьшении роста на 0,5 – 1,5 см., окружности грудной клетки на 4,5 – 8,5 см., регрессивной возможностей по динамометрии правой кисти на 2,7 – 4,9 кг). Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за последние несколько лет. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка, а тем более подростка. Причём детские заболевания часто перерастают в хронические. Это чревато потерей нескольких поколений полноценных трудоспособных людей: у хронически больных родителей дети почти никогда не рождаются здоровыми.
С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев, В.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.) определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», разработанная Минздравом России и Российской Академией наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренная Правительством Российской Федерации Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, показывают обеспокоенность государства за будущее страны. Для понимания сегодняшних тенденций формирования основ здоровья подрастающего поколения важно отметить, что основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни ребёнка, и во многом определяются здоровьем родителей, прежде всего, матери.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз говорить: забота о здоровье – это важнейший труд взрослых. От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Человечество имеет опыт создания приоритета здоровья в обществе. Прекрасный пример того – Древняя Греция, воспитательная система которой была основана на идее гармонического развития человека. Эллины справедливо считали, что люди должны быть одинаково совершенны как в духовном, так и в физическом отношении.
Творец афинской демократии Перикл как-то сказал, что не может доверить даже самую второстепенную государственную должность человеку, который своё интеллектуальное совершенство не подкрепит совершенством физическим, ибо тот, кто не умеет управлять собственным телом, едва ли в состоянии управлять другими людьми.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».
Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с раннего детства.
В группе младшего дошкольного возраста, изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий, мы создаём свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствуем. Все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей у нас есть: зал, дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр. Физическое здоровье малышей неразрывно связано с их техническим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому в групповой комнате организовали уголок уединения.
- Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1 сентября 2011 – 1 октября 2012 года.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Анализ заболеваемости за сентябрь 2011- март 2012 по данным медицинской сестры показал:
Часто болеющих детей в группе - 10 чел., 67 %
Эпизодически болеющих детей - 5 чел., 33 %
Здоровые дети – отсутствуют.
Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, я решила провести на следующей ступени подготовительного этапа диагностику культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Предмет диагностики: культура здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
- Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
- Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
- Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
- Задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- Задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для решения задач диагностики используется комплекс диагностических методов (см. таблицу).
Задачи и методы диагностики культуры здоровья детей дошкольного возраста
Диагностические задачи | Методы диагностики |
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни | Индивидуальные беседы с ребенком. Проблемные дианостические ситуации. Проективные методы. Контент-анализ продуктов детской деятельности. Наблюдение. |
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди». | Беседы. Диагностические игровые задания. Проблемные ситуации. Наблюдение. Опрос родителей и педагогов. |
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать: - задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; - задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; - задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. | Наблюдение. Диагностические игры. Проблемные ситуации. |
Внедренческий этап
15 октября 2012 – 30 апреля 2013 года.
Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей группе мы проводим, хорошо известную всем традиционную оздоровительную гимнастику после дневного сна. С учетом индивидуальных особенностей детей включает щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Сочетаем с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и нарушением осанки, плоскостопия,
упражнениями для глаз. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна составляем на две недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Проводим физкультурные занятия.
Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии - и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Мы достигли хороших результатов в усвоении детьми движений, используя разные способы организации на одном занятии (когда они сменяют или дополняют друг друга). Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений. Детей любой степени подвижности заинтересовываем путем «обыгрывания» пособия, использования игрового образа. В методике занятий с малышами главное заключается в определении величины необходимой физической нагрузки с учетом индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребенка.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья мы считаем дыхательные упражнения. Дыхательная система детей не совершенна, поэтому, чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, воспаляющая, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому, прежде, чем проводить дыхательную гимнастику мы хорошо проветриваем помещение: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания
Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте преследует следующие задачи:
- повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Такие занятия мы проводим 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы, не ранее чем через час после приема пищи, от 10 до 15 минут. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Этого мы достигаем произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), и сочетаний звуков (ах, ух, ох)
Такие дыхательные упражнения проводим в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.) В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Контролируем, чтобы вдох у детей происходил только через нос.
Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей будем использовать как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями. Такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформим информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я расту», проведём консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников. Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предложим воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий. Живой интерес педагога к успехам каждого ребенка - залог конструктивного диалога с родителями и фактор оценки деятельности воспитателя. Во время формулировки задания на дом важным моментом будет - объяснить родителям, почему необходимо выполнять те или иные упражнения. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения тех или иных заданий, прибегнем к примерам, описанным в литературе; не сравнивая конкретного ребенка с другими детьми группы, потому, что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого.
Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе мы будем применять точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболевании верхних дыхательных путей мы будем проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что физкультурно-оздоровительная деятельность на внедренческом этапе будет включать в себя: создание системы двигательной активности в течение дня: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия (3 раза в неделю) (приложение№1); музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю); прогулки с включением подвижных игр; оздоровительный бег (ежедневно); пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов) (приложение №2); зрительная, дыхательная (приложение №3), корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях); оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) (приложение №4); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам; спортивные досуги, развлечения, праздники. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал. Летнее оздоровление.
Реализация программы будет осуществляться через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Планируется использование следующих методических приемов: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Видное место займут игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д. При проведении работы используется положительная оценка, похвала, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, мы добьёмся снижения уровня заболеваемости, повысится посещаемость детей, достигнем положительных результатов в воспитании здорового ребенка, формировании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.
Обобщающий этап
Май – июнь 2013 года.
Здоровьесберегающая педагогика среди других направлений воспитательной работы ДОУ включает последовательное формирование в ДОУ здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы обучение и воспитание детей происходило без ущерба для здоровья. А также воспитание у детей культуры здоровья (под которым мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье), но этому не всегда уделяется достаточное внимание, возникла необходимость во внесении корректив в содержание и формы организации обучения.
Именно поэтому будет проведена исследовательская работа по формированию у детей основ здорового образа жизни, по созданию условий в ДОУ для успешной работы с детьми и родителями по данной проблеме. В своей работе мы попытаемся довести до сознания каждого педагога, родителя, ребёнка значение основ здорового образа жизни.
Формирование фундамента психологического и физиологического здоровья, формирование представлений о здоровье как ценности, которую нужно беречь с детства, будет происходить благодаря организованной соответствующим образом систематичной работе. А результаты будут отслеживаться в соответствии с комплексной диагностикой культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста.
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Цель - изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
При.мерные вопросы к ребенку:
1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Ай болит» К. И. Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации. )
- Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
- А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности И значимости для человека, его жизни.
В ходе наблюдения за ребенком четвертого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления, как:
- интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;
- положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания;
- интерес к самопознанию;
- радость и доброжелательность;
- удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами;
- тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья.
Наличие выделенных проявлений в поведении малыша свидетельствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоровому образу жизни (Приложение №6). Результаты наблюдения заносятся в таблицу, которая определяет критерии сформированности культуры ЗОЖ.
- Критерии результативности проекта
Отношение ребенка _________________________ (лет, мес.) ___________
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не проявляется | Проявляется избирательно | Примечания | |
Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения | |||||
| |||||
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры | |||||
Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания | |||||
Интерес к самопознанию | |||||
Радость и доброжелательность в об | |||||
щении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми | |||||
Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами | |||||
Тенденции к самостоятельным про- | |||||
явлениям культуры здоровья |
В ходе наблюдения за ребенком пятого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на:
- устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении;
- удовольствие, с которым ребенок выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, процессы самообслуживания, удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий;
- радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни;
- осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке;
- направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат.
Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения также заносятся в таблицу по обозначенным в ней критериям сформированности культуры ЗОЖ.
Отношение ребенка (лет, мес.) ______
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не | Проявляется | Примечания | ||||||||||||||
проявляется | избирательно | |||||||||||||||||
Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения | ||||||||||||||||||
Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности и разных видах детской деятельности и поведении | ||||||||||||||||||
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания; удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий. | ||||||||||||||||||
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверсниками и взрослыми в повседневной жизни | ||||||||||||||||||
_______________________ | __________ | __________ | ____________ | ____________ | ||||||||||||||
Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке __________________________ | ___________ | ___________ | ______________ | ____________ | ||||||||||||||
Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат | ||||||||||||||||||
.
- Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
- Перспективы развития проекта
В дальнейшем коллектив ДОУ планирует на достигнутом не останавливаться, а искать новые формы и методы работы по формированию основ здорового образа жизни, по созданию условий в ДОУ для этого; способствовать психическому личностному росту каждого ребёнка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям социума, развивать познавательную сферу личности ребёнка; формировать взгляды на здоровый образ жизни; использовать весь творческий потенциал педагогов, их опыта, знаний для создания условий формирования основ здорового образа жизни в ДОУ. Для этого охватить системой формирования культуры ЗОЖ воспитанников среднего и старшего возраста МБДОУ «Детский сад «Березка».
- Система управления проектом
Данный проект разрабатывался, и будет реализовываться под руководством заведующей МБДОУ «Березка» Дисенко Светланы Викторовны. Автор проекта Клок Антонина Александровна. Участники проекта: мед.сестра Барбышева Г. И., музыкальный работник Ковальченко Л.Б.
Идеи проекта были представлены на педагогическом совете образовательного учреждения.
В процессе реализации проекта планируется организовать новую форму работы с родителями и воспитанниками по формированию у них основ культуры ЗОЖ в виде студии.
- Ресурсные затраты
- Материально-технические:
- Использование материальной базы учреждения;
- Оборудование (приобретение) физкультурного уголка и детской спортивной площадки;
- Программно-методическое обеспечение: ТСО; модели, карточки «Защитим органы дыхания», материал для создания фильма, материал для проведения экспериментальной деятельности, макет дыхательной системы, шляпы шести цветов.
- Человеческие ресурсы - участники проекта: дети; воспитатели; заведующая ДОУ; музыкальный руководитель; медицинская сестра; родители.
Библиографический список
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Безопасность».
2. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Будь здоров».
3. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
4. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду».
5. Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».
6. Меньшикова Л. А., Попова Н. Л. «Здоровейка в гостях у малышей».
7. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
8.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. Журнал «Логопед» №2, 2010
9. Журнал «Дошкольная педагогика», №1, 2001.
10. интернет-ресурс http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/library/opyt-raboty-po-vospitaniyu-valeologicheskoi-kultury-doshkolnikov-3-7-let-
12. http://festival.1september.ru
Приложение №1
Конспект оздоровительно-игрового «часа» 1 мл.группа
Цели: развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.
Пособия: эмблемы цыплят, курочки кошки, скамейка.
План проведения ОИЧ:
1. Ходьба врассыпную по залу.
2. Игровое упражнение «ходьба по скамейке».
3. Подвижная игра «Кошка и цыплята».
4. Ходьба в колонне друг за другом.
Ход:
- Ходьба врассыпную по залу.
Воспитатель:
- Вы мои ребятки,
Вы мои цыплятки.
Выходите погулять,
На лужочке поиграть.
- Игровое упражнение «Ходьба по скамейке».
Воспитатель:
- Мы походим, поглядим,
Вот и мостик впереди (чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой).
Мы по мостику пойдем,
В речек не упадем (ходьба по «мостику»- скамейке).
(повторяется 2-3 раза).
- Подвижная игра «Кошка и цыплята».
Воспитатель:
- «Ко-ко-ко, не ходите далеко
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет»
(игра повторяется 2 раза)
- Ходьба в колонне друг за другом.
Воспитатель:
-Походили, погуляли
На лужочке поиграли,
А теперь домой пора.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Топ-топ-топ.
Детки, детки, все за мной
По тропиночке домой.
(дети уходят из зала).
Приложение №2
Практическое занятие с родителями
«Значение пальчиковой гимнастики для ребенка»
Родителей волнуют вопросы: здоров ли ребенок, как он кушает, как подготовить ребенка к школе. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Вы дома самостоятельно можете провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника – это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать. Вот пример практических упражнений для развития мелкой моторики рук.
- На столах абрикосовые и вишневые косточки, рисовая и гречневая крупы. Надо составить рисунок. Такое задание развивает усидчивость, терпение, фантазию, мелкую моторику рук. Но взрослым надо находиться рядом с детьми, когда дети играют такими мелкими предметами.
- Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.
- Использование книги-раскраски.
- Лепка из глины, пластилина, пластилин и глина, прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажируют и стимулируют их (показ способов лепки).
- Различные виды конструктора и мозаики должны быть у ребенка.
- Дети должны играть со шнурками и веревочками.
- Работать с бумагой, делать оригами.
- Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук (показ).
- Дети показывают пальчиковую гимнастику (кот, капусту солим, кошка выпускает когти).
Приложение №3
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Приложение №4
Разминка в постели и самомассаж.
Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем. Заканчивается гимнастика дыхательными упражнениями. Приведу пример одного из вариантов гимнастики после сна.
Гимнастика после дневного сна
1. «Потянулись».
И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
Вдох — тянуть правую руку вверх, выдох расслабиться.
Вдох - расслабиться, выдох тянуть руку вверх.
Пауза - расслабиться, (4 раза)
2. «Растишка».
И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох - максимально тянуть руки и ноги, выдох - расслабиться.
Вдох - расслабиться, выдох максимально тянуть руки и ноги. (4 раза)
3. «Паучок».
И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны.
Вдох - напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох - расслабиться. (4 раза)
4. «Колобок».
И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны.
На счет 1-2 - 3 - группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их
руками), на счет 4 - вернуться в и.п. (4 раза)
5. «Рыбка».
И.п.: лежа на животе руки под подбородком.
На счет /-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4
свернуться в и.п. (4 раза)
Приложение №5
Закаливание.
При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости. К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос.
Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны.
Замечено, что регулярные водные процедуры очень положительно сказываются на детском здоровье и состоянии иммунной системы. Применяется обширное умывание: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке – от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками. Потом снова мочит уже обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку – по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих – вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, стряхивает и вытирается насухо. При таком способе закаливания количество проделывания каждого из описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один.
Приложение №6
ОПРОСНИК
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель опросника - изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению. .
Раздел 1. Строение человеческого тела
Цель - изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в приложении 1.
Вопросы для детей младшего дошкольного возраста Кто это?
Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их «Что это?» - помогает воспитатель малышу.
Зачем человеку голова?
Что человек делает с помощью рук? Что человек делает с помощью ног?
Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки 11 посмотрим, что У нашего человечка находится внутри»).
Вопросы для детей среднего дошкольного возраста Кто это?
Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста.
Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие, назови, пожалуйста. Почему эти части тела главные?
Может ли человек прожить без руки? А без головы? (Дополнительные вопросы, если ребенок испытывает затруднения.)
Для чего человеку нужны руки'? Ноги? Туловище? Голова?
Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь. Критерии оценки
- Знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения.
- Адекватность ответа на вопрос.
- Активность ребенка в диалоге, эрудированность. Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
Cpeдний:: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
Раздел 2. Правила чистюли
Цель - изучить особенности знаний детей младшего и среднего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).
В диагностике используются диафильмы - последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая про водится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая его в разговор.
Примерные вопросы по картинкам (диафильм «Правила чистюли: умывание рук»):
Что делает девочка?
Зачем она хочет помыть руки?
Зачем намыливать руки мылом?
Зачем вытирать руки?
Чем вытирает руки девочка?
А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?
Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно полистать диафильм «Правила чистюли: умывание рук» И ответить на дополнительные вопросы: «А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для
чего?»
Критерии оценки
1. Знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове.
2. Целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены.
- Обоснованность действий ребенка изображенного на картинке.
- Соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).
Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их и знает, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
В организации диагностики представлений детей о здоровье очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику. В данном случае воспитателю необходимо наблюдать за ребенком в процессе умывания, чтобы сделать выводы о компетентности воспитанника, его готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности применения ребенком здоровьесберегающих
знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности, уточнить, насколько действенны эти знания, позволяют ли они воспитаннику быть компетентным, или же это «застывшие» знания, которые не соотносятся ребенком с реальной жизнью (знает, но не делает или делает все наоборот).
Основными критериями в ходе наблюдения становятся:
- применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни;
- актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации;
- решение задачи, содействующее сохранению собственного здоровья;
- самостоятельность решения.
Результаты наблюдения фиксируются в протоколе.
Протокол наблюдения за проявлениями здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности
Ситуации | Ситуации, | |||
Культурно- | Безопасность | общения | угрожающие | |
Ф. и. О. ребенка | гигиенические | поведения на | и взаимодействия | собственному |
умения и навыки | улице и в группе | со сверстниками | здоровью или | |
детского сада | И взрослыми | здоровью | ||
сверстников |
Оформление протокола может происходить по каждому критерию отдельно. Для этого используйте условные обозначения, например первые буквы выделенных критериев и индекс его проявления:
- применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни - П+ или п-;
- актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации - дополнительный + или ?;
- решение задачи, содействующее сохранению здоровья, - Р+ или Р-;
- самостоятельность решения - С+ или С-.
Неоднозначное проявление критерия может сопровождаться значком «?», например П?, но обратите внимание, что неопределенность проявления может наблюдаться в отношении только первых двух критериев. Два последующих критерия или проявляются или не проявляются - промежуточного варианта быть не может!
Таким образом, наличие валеологической компетентности у ребенка сопровождается аббревиатурой П++Р+С+, некомпетентность П-Р-С- или П??Р-С-.
Для более детального изучения здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком игровых задач:
- здорового образа жизни и безопасного поведения;
- разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
С этой целью можно использовать такие игры, как «Я И мое тело», «Режим дня», «Правильная И здоровая пища», «Опасно - безопасно», «Опасное путешествие», «Волшебный светофор», «Берегите зубы» (приложение 3) и др. Исходя из поставленных задач, педагог может самостоятельно перевести имеющиеся у него в профессиональном арсенале дидактические игры валеологического содержания в диагностический контекст.
Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста:
- применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;
- актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;
- решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
- автономность, самостоятельность решения.
Исходя из них, компетентному ребенку присуще самостоятельно применять здоровьесберегающие знания, умения и навыки в решении здоровьесберегающих задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности дошкольника.
Клок Антонина Александровна МБДОУ «Детский сад «Березка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Авторская игра "Сенсори-клок"
Данный материал содержит описание авторской игры для развития тактильных ощущений...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...