Методическая разработка по ФИЗО
методическая разработка ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Методическая разработка
«Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Составила: Батырова Т.М.
г.Лениногорск
Содержание:
1 | Введение | 3 |
2 | Основные блоки физкультурно – оздоровительного направления | 4 |
3 | Модель работы воспитателя с родителями | 8 |
4 | Модель основного образования воспитанников в области физической культуры | 10 |
5 | Модель оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ | 10 |
6 | Режимы двигательной активности детей всех возрастных групп | 11 |
7 | Здоровьесберегающие технологии | 12 |
8 | Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью | 14 |
9 | Система закаливающих мероприятий | 17 |
10 | Лечебно – профилактические и оздоровительные мероприятия в ДОУ | 18 |
11 | Деятельность сотрудников ДОУ в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы | 20 |
12 | Список литературы | 22 |
Введение
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения».
А. В. Луначарский
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх.
В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Основной своей задачей мы считаем организацию здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.Деятельность ДОУ строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей. В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.
Цель: создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов; совершенствование первичной профилактики, оздоровление детей, коррекция ранних отклонений координированными усилиями педагогов, родителей, медицинских работников.
Задачи:
- Создание условий для радостной и содержательной жизни в детском саду.
- Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
- Создание условий для физического развития детей, формирования жизненно-необходимых двигательных умений и навыков.
- Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Организация системы профилактическо-оздоровительных мероприятий в ДОУ.
- Соотносить требования детского сада и семьи с особенностями состояния здоровья развития каждого ребенка.
- Координировать работу педагогов, медиков, родителей по формированию культуры здоровья.
Ведущими составляющими здоровьесберегающей деятельности ДОУ являются:
- Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
- Организация оптимальной двигательной активности в течение дня.
- Организация сбалансированного питания воспитанников.
- Формирование ценности здорового образа жизни.
- Систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий.
Основные блоки физкультурно – оздоровительного направления
I | Медицинский блок. |
II | Работа с родителями |
III | Работа с педагогами. |
IV | Работа с детьми. |
Основные принципы реализации физкультурно-оздоровительного направления:
- Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.
Медицинский блок
Цель: медицинское обеспечение и контроль за состоянием здоровья детей
Организация лечебно-профилактической работы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Профилактические осмотры | Еженедельно | Врач | |
Осмотр врачами - специалистами | 1 раз в год | Старшая медсестра, врачи – специалисты из поликлиники | |
Определение показателей физического развития | Два раза в год | Старшая медсестра | |
Медико-педагогическая коррекция | Два раза в год | ПМПк | |
Консультативная помощь узких специалистов | По необходимости | Врач | |
Иммунопрофилактика | По графику МДОУ | Старшая медсестра, воспитатели | |
Проведение профилактических прививок | Согласно плану прививок | Врач, старшая медсестра | |
Анализ исследования заболеваемости | Ежемесячно, итог в июне месяце | Старшая медсестра | |
Медикаментозная сезонная иммуно-корригирующая профилактика гриппа, ОРВИ:
| По графику МДОУ | Врач, старшая медсестра | |
Соблюдение требований СанПин 2.4.1.3049-13 | Постоянно | Все сотрудники | |
Фитотерапия:
| По графику МДОУ | старшая медсестра | |
Базисные оздоровительные мероприятия: | Ежемесячный контроль | Старшая медсестра | |
| Воспитатели | ||
| Воспитатели |
Ортопедический режим
№ | Мероприятия | Цели | Условия |
Оснащение групп детской мебелью | Профилактика нарушений осанки | Мебель соответствующая антропометрическим данным каждого ребенка (соответственно требованиям СанПиНа | |
Двигательный режим включает в себя адаптационные упражнения на профилактику заболеваний ОДА | Профилактика нарушений осанки, плоскостопия | Использование упражнений и комплексов, тренажеров и оборудования в группах, спортивных уголках. | |
Корригирующая гимнастика | Укрепление ОДА | Специально разработанные комплексы. Контроль занятий ст.м/с ДОУ. | |
Контроль за соответствием обуви у дошкольников | Формирование стопы детей | Обувь соответствующая размеру ноги ребенка, с фиксирующей пяткой и плоским каблуком. | |
Осмотр детей детским хирургом | Профилактический осмотр детей. Предупреждение НОДА. | Посещение ДОУ врачами |
Профилактика острых кишечных инфекционных заболеваний (ОКИ)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Контроль за поддержанием общего санитарного состояния групп, проведение генеральных, текущих уборок | постоянно | Старшая медсестра | |
При заносе ОКИ в ДОУ своевременно и качественно проводить заключительную дезинфекцию и наблюдение за «контактным» контингентом | постоянно | Младший воспитатель Контроль медсестры | |
Соблюдение личной гигиены детей и сотрудников | постоянно | Контроль медсестры | |
Немедленная изоляция выявленного больного ребенка или сотрудника | постоянно | Врач Старшая медсестра | |
Учет детей после перенесенных заболеваний – со справкой от врача, а так же при отсутствии более 2х дней | постоянно | Старшая медсестра, воспитатель | |
Качественная уборка туалетных комнат | постоянно | Младший воспитатель Контроль медсестры | |
Санитарно-просветительская работа с родителями и сотрудниками по профилактике | постоянно | Старшая медсестра | |
Бракераж молочных продуктов, продуктов с истекшим сроком годности | постоянно | Ст. медсестра Кладовщик | |
Контроль за доставкой и хранением продуктов | постоянно | Ст. медсестра Кладовщик |
Профилактика острых инфекционных заболеваний
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
При регистрации трех и более случаев объявления карантина в группе | постоянно | Врач Ст. медсестра | |
При регистрации случаев гриппа – прием и раздача детей в медицинской маске | постоянно | Воспитатель Контроль медсестры | |
Ведение утреннего фильтра при регистрации гриппа | постоянно | Воспитатель Контроль медсестры | |
Влажная уборка в группе с дезрастворами | постоянно | Младший воспитатель Контроль медсестры | |
Немедленная изоляция выявленного больного ребенка или сотрудника | постоянно | Старшая медсестра | |
Качественное кварцевание и проветривание групп | постоянно | Воспитатель Контроль медсестры | |
Санитарно-просветительская работа с родителями и сотрудниками по профилактике ОРВИ и гриппа | постоянно | Старшая медсестра | |
Увеличение длительности прогулок | постоянно | Воспитатели | |
Усиленный прием отвара шиповника, вифероновой мази, оксолиновой мази, витаминной смеси. | постоянно | Старшая медсестра Воспитатели |
Работа с часто длительно болеющими детьми (ЧДБ)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Соки, фрукты, овощи. Глубокое полоскание зева Физиотерапевтические процедуры | сентябрь | Ст. медсестра, кладовщик | |
Массаж БАТ. Витоминизация блюд Фиточай Физиотерапевтические процедуры | октябрь | Воспитатели, старшая медсестра | |
Настойка эхинацеи. Чесночные бусы. Физиотерапевтические процедуры | ноябрь | Воспитатели, старшая медсестра | |
Анаферон 1т*1р/день 30 дней. Физиотерапевтические процедуры | декабрь | старшая медсестра | |
Оксолиновая мазь 2 нед. Лимон+чеснок. Физиотерапевтические процедуры | январь | Воспитатель старшая медсестра | |
Витамины МУЛЬТИТАБС. 1др*1 р. в день. Физиотерапевтические процедуры | февраль | старшая медсестра | |
Массаж кистей рук. Физиотерапевтические процедуры | март | Воспитатель старшая медсестра | |
Оздоровительный чай 50,0/2 р. в день Физиотерапевтические процедуры | Апрель | Воспитатель старшая медсестра | |
Витамины МУЛЬТИТАБС. 1др*1 р. в день. 30 дней Физиотерапевтические процедуры | май | старшая медсестра | |
Свежие овощи, фрукты, ягоды. Солнечные ванны. Купание в открытых водоемах. | Июнь-июль-август | Родители |
Профилактика близорукости
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Выполнение профилактического комплекса упражнений для тренировки глазной мышц | 1 в день | воспитатели | |
Использование меток для расслабления и тренировки глазных мышц | 2 раза в день | Воспитатели, специалисты | |
Освещение групповых и учебных помещений. Расположение детских рабочих мест в хорошо освещенных местах. Падение света с левой стороны. | постоянно | Воспитатели, Завхоз Контроль ст.медсестра | |
Диспансерный осмотр детей окулистом | 1 раз в год | Старшая медсестра | |
Учет и выявление детей, нуждающихся в коррекции зрения. Рекомендации ПМПк с последующим оформлением детей на ТПМПК с целью определения коррекционно-лечебного маршрута обучения и развития | По необходимости | Старшая медсестра, Воспитатели, Психолог |
Организация питания в ДОУ
№ | Формы работы | Время проведения | Цели и задачи | Условия |
Десятидневное меню | Изменяется раз в десять дней | Разнообразить рацион питания дошкольников | Разработанные технологические карты | |
Закладка продуктов питания | ежедневно | Соотнесение калорийности продуктов, наличие необходимого количества белков, жиров и углеводов в пище | Специализированный журнал с нормами | |
*С витаминизация | ежедневно | В целях профилактики авитаминоза | Медикаментозный порошок витамина *С | |
Питьевой режим | ежедневно | Восполнение запаса жидкости и обеспечения водного баланса в организме | Фильтрованная вода |
Работа с родителями
Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Анкетирование по темам оздоровления, физического и психического здоровья детей | 2 раза в год | Старший воспитатель, воспитатели | |
Родительский клуб «Развиваемся, играя» | 1 раз в квартал | Старший воспитатель, медработники, специалисты | |
Консультации специалистов | В течение года | Медицинские работники и специалисты | |
Спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья» | 1 раз в квартал | воспитатели | |
Семинары-практикумы по оздоровлению дошкольников | 1 раз в квартал | Ст. воспитатель, медработники, специалисты | |
Участие в совместных проектах «Мое здоровье» | В течение года | Воспитатели | |
Информационные бюллетени, памятки | В течение года | Медработники, специалисты | |
Участие в спортивных праздниках и соревнованиях | В течение года | воспитатели |
МОДЕЛЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
I этап. Ознакомительный
Выделение группы риска (по результатам исследования
Сбор информации (собеседование,
анкетирование, наблюдение)
II этап. Общепрофилактический
Встречи со специалистами
Наглядная агитация (Стенды, памятки, печать)
III этап. Работа с группой риска
Выявление проблем (беседы,
наблюдения, тесты, опросы)
Коррекция родительских установок
(тренинги, беседы)
IV этап. Индивидуальная работа
Консультативная индивидуальная
помощь (по запросам)
Выявление, знакомство с опытом
семейного воспитания
V этап. Рефлексивный
Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (со специалистами)
Выявление изменений родительских
установок в группе риска (беседы)
VI этап. Интегративный
Дискуссии (совместное обсуждение
проблем)
Совместные мероприятия (с
привлечением группы риска)
VII этап. Перспективный
Совместное обсуждение планов
на будущее
Работа с педагогами
Цель: повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Консультации со специалистами | В течение года | Медработники, специалисты ДОУ |
2 | Информационные бюллетени, памятки | В течение года | Медработники. Специалисты ДОУ |
3 | Тренинги общения для педагогов | 1 раз в месяц | Старший воспитатель |
4 | Курс тренингов для педагогов по эмоциональному выгоранию | 1 раз в год | Старший воспитатель |
5 | Создание комфортного психологического климата в ДОУ | Постоянно | Заведующая, Старший воспитатель |
6 | Формирование группы активного отдыха | Систематически | Воспитатели |
Работа с детьми
Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни и отношения к своему здоровью.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Реализация проектов в группах: Предполагаемые темы: - «Мое тело»; «Я тебя вижу и слышу», «Что такое витамины»; - «Сто рецептов» - профилактика простудных заболеваний, и пр. | В течение года | Воспитатели групп | |
Участие в программе «Правильно ли мы питаемся» | В течение года | Старший воспитатель | |
Спортивные праздники и развлечения по ЗОЖ и ОБЖ | 1 раз в месяц | Воспитатели групп | |
«Весёлые старты» - спартакиада дошкольников | Сентябрь, апрель. | Воспитатели групп | |
Регламентированные занятия по ОБЖ, согласно тематическому планированию в ДОУ | В течение года | Старший воспитатель, воспитатели групп | |
Закаливание | В течение года | Воспитатели групп, старшая медсестра | |
Физкультурные занятия | По перспективному плану | Воспитатели групп, ст. воспитатель, ст.медсестра | |
Утренняя гимнастика | В течение года | Ст. воспитатель, Ст. медсестра, воспитатели | |
Аромотерапия помещений | По плану | Ст. медсестра, воспитатели | |
Оздоровление фитонцидами Чесночные настойки. | По плану | Ст. медсестра, воспитатели | |
Лечебное полоскание горла | Ноябрь – апрель | Медработники | |
Фестиваль детских проектов «Я и мое здоровье» | Апрель | Старший воспитатель | |
Выставка – конкурс детских работ по программе «Разговор о правильном питании» | Май | Старший воспитатель |
Физкультурно – оздоровительное направление деятельности детского сада предполагает определенный перечень занятий познавательного плана и наличие циклограммы двигательно-оздоровительного режима для каждой возрастной группы.
В ДОУ разработаны:
1. Модель основного образования воспитанников в области физической культуры
I младшая группа | Время (мин) | II младшая группа | время (мин) | Средняя группа | время (мин) | Старшая группа | время (мин) | Подготовит. группа | время (мин) |
Утренняя гимнастика | 6 | Утренняя гимнастика | 6 | Утренняя гимнастика | 8 | Утренняя гимнастика | 10 | Утренняя гимнастика | 12 |
Физкультурные занятия (подгрупповые) (2 раза в нед) | 8-10 | Физкультурные занятия (подгрупповые) (2 р. в нед) | 15 | Физкультурные занятия (подгрупповые) (2 р в нед) | 20 | Физкультурные занятия (фронтальные и подгрупп.) (2 р в неделю) | 25 | Физкультурные занятия (фронт. и подгрупп) (2 р в неде) | 30 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | 10-15 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (2 раза в день) | 15-20 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (2 р в день) | 20-25 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (2 р в день) | 25-30 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (2 р в день) | 30 |
Физкультурные занятия на воздухе (1 раз в нед) | 15 | Физкультурные занятия на воздухе (1 раз в нед) | 20 | Физкультурные занятия на воздухе (1 раз в нед) | 25 | Физкультурные занятия на воздухе (1 раз в нед) | 30 | ||
Корригирующая гимнастика после сна | 7 | Корригирующая гимнастика после сна | 7 | Корригирующая гимнастика после сна | 8 | Корригирующая гимнастика после сна | 8-10 | Корригирующая гимнастика после сна | 10 |
Физминутки | 2 | Физминутки | 5 | Физминутки | 7 | Физминутки | 10 | ||
«День здоровья» | 2 р в год | «День здоровья» | 2 р в год | «День здоровья» | 3 раза в год | «День здоровья» | 3 раза в год | ||
Физкультурный досуг (1 р в месяц) | 20 | Физкультурный досуг (1 р в месяц) | 25 | Физкультурный досуг (1 р в месяц) | 30 | Физкультурный досуг (1 р в месяц) | 35 |
2. Модель оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ:
Оздоровительные мероприятия | Особенности организации |
Младший дошкольный возраст | |
Прием детей на крыльце ДОУ | Ежедневно, до t -15 * С |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, 6 – 10 мин |
Воздушно-температурный режим: - в группе - в спальне | Ежедневно t 18 – 20 * С t 16 – 18 * С |
Сквозное проветривание помещения | 2 раза в день, в течение 5 – 10 мин, t до 14 – 16 * С |
Одежда детей в группе | Облегченная |
Разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения детей, 5 – 10 мин |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно, не менее 2 раз в день |
Целевые прогулки, походы | 1 раз в 3 месяца, начиная с 4 лет, 40 – 60 мин |
Старший дошкольный возраст | |
Прием детей на улице | Ежедневно, до t -20 * С |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, 10 – 12 мин |
Воздушно-температурный режим: - в группе - в спальне | Ежедневно t 18 * С t 16 – 18 * С |
Сквозное проветривание помещения | 3 раза в день, в течение 10 - 15 мин, t до 14 – 16 * С |
Одежда детей в группе | Облегченная |
Разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения детей, 15 – 20 мин |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно, не менее 2 раз в день |
Целевые прогулки, походы | 1 раз в месяц, 60 - 120 мин |
Физкультминутки | Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятия, 2 – 5 мин |
3. Режимы двигательной активности детей всех возрастных групп:
Организация двигательного режима в ДОУ
Формы работы | Возрастные группы | |||||||
I младшая (2-3 года) | II младшая (3-4 года) | средняя (4-5 лет) | старшая (5-6 лет) | Подготовительная (6-7 лет) | ||||
Утренняя гимнастика | Ежедневно 5 минут | Ежедневно 6 минут | Ежедневно 6-8 минут | Ежедневно 8-10 минут | Ежедневно 10-12 минут | |||
Физкультминутка | По необходимости на обучающих проектах 2 минуты | По необходимости на обучающих проектах 2 минуты | По необходимости на обучающих проектах 2 минуты | По необходимости на обучающих проектах 3 минуты | По необходимости на обучающих проектах 3 минуты | |||
Свободная двигательная деятельность между проектами | 10 минут | 10 минут | 10 минут | 10 минут | 10 минут | |||
Музыкально-ритмические движения | На музыкальных проектах 6 минут | На музыкальных проектах 6 минут | На музыкальных проектах 8 минут | На музыкальных проектах 10 минут | На музыкальных проектах 10 минут | |||
Физкультурный проект | в зале 3 раза в неделю по 10 минут | в зале 3 раза в неделю по 10 минут | 3 раза в неделю: 2 в зале, 1 на улице, по 20 минут | 3 раза в неделю: 2 в зале, 1 на улице, по 25 минут | 3 раза в неделю: 2 в зале, 1 на улице, по 30 минут | |||
Двигательная активность во время прогулки дневной и вечерней: подвижные и спортивные игры, самостоятель-ная подвижная деятельность, индивидуаль-ная работа по развитию движений | 20 минут | 20 минут | 20 минут | 25 минут | 25 минут | |||
Оздоровительный бег или ходьба в конце прогулки в теплое время года | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | |||
Подвижные игры: - сюжетные; - игры-забавы; - эстафеты. | Ежедневно до двух игр по 5 минут | Ежедневно до двух игр по 5 минут | Ежедневно до двух игр по 8 минут | Ежедневно до двух игр по 10 минут | Ежедневно до двух игр по 10минут | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | ||||
Оздоровитель-ные мероприятия: Гимнастика-корригирующая -дыхательная | Ежедневно по 5 минут | Ежедневно по 5 минут | Ежедневно по 6 минут | Ежедневно по 7 минут | Ежедневно по 8 минут | |||
Физкультурный досуг | Каждый месяц 10-15 минут | Каждый месяц 10-15 минут | Каждый месяц 15-20 минут | Каждый месяц 20-25 минут | Каждый месяц по 25-30 минут | |||
Спортивный праздник | 2 раза в год по 10-15 минут | 2 раза в год по 10-15 минут | 2 раза в год по 15-20 минут | 4 раза в год по 20-25 минут | 4 раза в год по 25-30 минут | |||
Самостоятель-ная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно. Характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. | |||||||
Итого | 5 часов | 5 часов | 6.5-7 часов | 7.5 часов | 8 часов |
4.Здоровьесберегающие технологии
Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Медико-профилактические
- организация мониторинга здоровья дошкольников
- организация и контроль питания детей
- физического развития дошкольников
- закаливание
- организация профилактических мероприятий
- организация обеспечения требований СанПиНов
- организация здоровьесберегающей среды
Физкультурно-оздоровительные
- развитие физических качеств, двигательной активности
- становление физической культуры детей
- дыхательная гимнастика
- массаж и самомассаж
- профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Виды здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- стретчинг
- ритмопластика
- динамические паузы
- подвижные и спортивные игры
- релаксация
- различные гимнастики
Коррекционные технологии
- арттерапия
- технологии
- музыкального воздействия
- сказкотерапия
- цветотерапия
- психогимнастика
- фонетическая ритмика
Технологии обучения здоровому образу жизни
- физкультурные занятия
- проблемно-игровые занятия
- коммуникативные игры
- занятия из серии «Здоровье»
- самомассаж
Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ
№ | Виды | Особенности организации |
Медико-профилактические | ||
1 | Закаливание в соответствии с медицинскими показаниями | |
1.1 | обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя) | Дошкольные группы ежедневно |
1.2 | Ходьба по массажным коврикам | Дошкольные группы ежедневно |
1.3 | контрастное обливание ног | Средняя, старшая, подготовительная ежедневно |
1.4 | облегченная одежда | Все группы ежедневно |
2 | Профилактические мероприятия | |
2.1 | витаминотерапия | 2 раза в год (осень, весна) |
2.2 | витаминизация 3-х блюд | ежедневно |
2.3 | употребление фитонцидов (лук, чеснок) | Осенне-зимний период |
2.4 | полоскание рта после еды | ежедневно |
2.5 | чесночные бусы | ежедневно, по эпидпоказаниям |
3 | Медицинские | |
3.1 | мониторинг здоровья воспитанников | В течение года |
3.2 | плановые медицинские осмотры | 2 раза в год |
3.3 | антропометрические измерения | 2 раза в год |
3.4 | профилактические прививки | По возрасту |
3.5 | кварцевание | По эпидпоказаниям |
3.6 | организация и контроль питания детей | ежедневно |
4 | Физкультурно- оздоровительные | |
4.1 | коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение) | ежедневно |
4.2 | зрительная гимнастика | ежедневно |
4.3 | послесоновая гимнастика | ежедневно |
4.4 | пальчиковая гимнастика | ежедневно |
4.5 | дыхательная гимнастика | ежедневно |
4.6 | динамические паузы | ежедневно |
4.7 | релаксация | 2-3 раза в неделю |
4.8 | музотерапия | ежедневно |
4.9 | сказкотерапия | ежедневно |
5 | Образовательные | |
5.1 | привитие культурно-гигиенических навыков | ежедневно |
5. Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью:
План работы по воспитанию осознанного отношения к здоровью
№ | Мероприятия | Задачи |
Первая младшая группа | ||
1. | Утренняя гимнастика | Дать первоначальные знания детям о здоровье. Подвести к осознанному отношению к своему здоровью. Прививать привычку к здоровому образу жизни |
2. | Физкультурные занятия | Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств. |
3. | Прогулки на свежем воздухе | Оздоровительный эффект |
4. | Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья) | Оздоровительный эффект |
5. | Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком | Профилактика заболеваний |
6. | Физкультминутки | Снятие напряжений и усталости |
7. | Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», Е Благинина «С добрым утром», Я.Аким «Мыло», В. Берестов «Кошкин щенок», Устное народное творчество, заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Чистая водичка моет Ване личико», «Всем дает здоровье молоко коровье». | Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание опрятности, влияние грязных рук на здоровье, отношение к героям. Формирование навыка еды. Учить аккуратности мыть лицо и руки. |
8. | Занятия по валеологии: - «Кто что ест», «Кто как умывается», «Вот и люди спят», «Оденем куклу Катю гулять»,«Выкупаем куклу Катю»,«В гостях у доктора», «Научим Петю умываться»,«Научим Незнайку накрывать на стол» Дидактические игры:- «Умоем Катю», «Накормим Катю», «Угостим Мишку», «Сделаем Кате красивую прическу», «Кукла Таня проснулась», «Научим Хрюшку умываться», «Напоим гостей чаем» | Воспитывать осознанное отношение кушать фрукты и овощи (витамины). Привитие культурно-гигиенических навыков. Помочь детям понять, что необходим сон для здоровья. Уточнить представления детей о назначении одежды и учить последовательности одевания. Уточнить последовательность раздевания. Учить аккуратно, складывать. Воспитывать доброе отношение к доктору, он заботится об их здоровье. Формировать навыки еды. Закрепление культурно-гигиенических навыков еды. |
9. | Работа с родителями: -родительское собрание «Физическое развитие детей 3 лет» -консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду» - фотостенд «Витамины наши друзья». | Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей. Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала. |
Вторая младшая, средняя группы | ||
1. | Утренняя гимнастика | Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств, воспитывать желание заботится о своем здоровье. |
2. | Физкультурные занятия | Оздоровительный эффект, знакомить с народными подвижными играми на развитие выносливости, силы, внимания, двигательной активности. |
3. | Прогулки на свежем воздухе | Оздоровительный эффект |
4. | Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, чистка зубов и полоскание рта) | Профилактика заболеваний, учит чистить зубы, правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать желание заботиться о своих зуба |
5. | Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком | Профилактика заболеваний |
6. | Физкультминутки | Снятие напряжений и усталости |
7. | Занятия по валеологии: - «Грязные и чистые руки», «Овощи», «Для чего нужна зарядка», «Здоровые зубки», «Зимняя прогулка», «Уложи куклу Катю спать», «Закаляйся, будешь здоров»,«Экскурсия в медицинский кабинет» Дидактические игры: «Умоем Катю», «Накормим Катю», «Угостим Мишку», «Сделаем Кате красивую прическу», «Кукла Таня проснулась», «Научим Хрюшу умываться», «Напоим гостей чаем». | Воспитание культурно-гигиенических навыков. Дать представление о витаминах и их влиянии на здоровье. Формировать у детей привычку делать зарядку, содействовать полноценному физическому развитию. Дать детям знания о влиянии чистки зубов на здоровье. Дать детям представление о ЗОЖ, о влиянии прогулки на самочувствие детей. Дать знания профессии медсестры. Обратить внимание детей на заботу о своем здоровье и желании помочь, если у кого- то, что-то болит. |
8. | Чтение художественной литературы: А Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», З.Александрова «Вкусная каша», Я.Аким «Мыло», К.Чуковский «Мойдодыр», Устное народное творчество: потешки, загадки, пословицы, поговорки. | С помощью художественной литературы прививать детям основные правила личной гигиены. Формировать представления о здоровье. |
9. | Работа с родителями: - родительское собрание «Физическое развитие детей 3 лет» - консультации «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно, грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду» - фотостенд «Витамины наши друзья». | Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей. Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала. |
Старший возраст | ||
1. | Утренняя гимнастика | Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств, воспитывать желание заботится о своем здоровье. |
2. | Физкультурные занятия | Оздоровительный эффект, знакомить с народными подвижными играми на развитие выносливости, силы, внимания, двигательной активности. |
3. | Прогулки на свежем воздухе | Оздоровительный эффект |
4. | Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, чистка зубов и полоскание рта) | Профилактика заболеваний, учить чистить зубы, правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать желание заботиться о своих зуба |
5. | Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком | Профилактика заболеваний |
6. | Физкультминутки | Снятие напряжений и усталости |
7. | Занятия по валеологии: -«Можно ли есть немытые овощи и фрукты» - «Чистим зубы правильно» - «Для чего нужна зарядка» - «Как уберечь себя от простуды» - «Как ухаживать за волосами» - «Одеваюсь по погоде» Дидактические игры. | Воспитание культурно-гигиенических навыков. Дать представление о витаминах и их влиянии на здоровье. Формировать у детей привычку делать зарядку, содействовать полноценному физическому развитию. Дать детям знания о влиянии чистки зубов на здоровье. Дать детям представление о ЗОЖ, о влиянии прогулки на самочувствие детей. Дать знания профессии медсестры. Обратить внимание детей на заботу о своем здоровье и желании помочь, если у кого- то, что-то болит. Формировать представления детей о микробах, которые живут на немытых овощах, руках. |
8. | Чтение художественной литературы: А Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», З. Александрова «Вкусная каша», «Федорино горе», Устное народное творчество потешки, загадки, пословицы, поговорок. Заучивание стихов: И.Демьянова «Умывалочка», «Письмо ко всем детям по очень важному делу». | С помощью художественной литературы прививать детям основные правила личной гигиены. Формировать представления о здоровье. |
9. | Работа с родителями:- родительское собрание «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста» -консультации : «Здоровье вашего ребенка», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Азбука роста», «Витамины наши друзья». - стенд «Антропометрические данные о детях в динамике». | Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей. Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала. |
10. | День здоровья. Занятие «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», беседа «Как правильно чистить зубы», подвижные игры на воздухе. | Формировать представления о здоровье, о значении Солнца, воды, и воздуха для человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни. |
Система закаливающих мероприятий
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- дневной сон без маек, организуемый в проветренных спальнях;
- упражнения после сна (в постели) с элементами дыхательной гимнастики;
- пробежка по пуговичному, массажному коврику;
- полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приёма пищи и являющееся превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта;
- хождение босиком, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;
- хождение по мокрым (младший возраст) и солевым (старший возраст) дорожкам;
- воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;
- умывание лица водой комнатной температуры;
- влажное обтирание рук, шеи, груди;
- игры с водой.
В осенне-зимний период используются оксолиновая мазь, фитонциды, ультрафиолетовое облучение, масляно-щелочные ингаляции, витаминотерапия, препараты кальция, закаливание.
Учитывая, что часть воспитанников нуждается в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях, для них устанавливаются щадящий режим, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями, проводится утренний фильтр. С учётом индивидуального подхода проводится оздоровление медикаментозными средствами, повышающими иммунитет: использование адаптогенов, поливитаминов, аскорбиновой кислоты.
Во всех возрастных группах разработаны комплексы оздоровительных мероприятий с учётом возрастных особенностей детей, которые включают в себя профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные, медикаментозные, физиотерапевтические мероприятия и закаливающие процедуры. В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья, часто болеющих, состоящих на диспансерном учёте; ведется «Журнал здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей, физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам диагностики уровня физического развития, даются рекомендации специалистов (врача-педиатра, психолога, инструктора по ФИЗО).
№ | Оздоровительные мероприятия | I | II | средняя | старшая | подготовительная |
1 | Утренний прием детей на воздухе | - | + | + | + | + |
2 | Контрастное воздушное закаливание | + | + | + | + | + |
3 | Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + |
4 | Босохождение | + | + | + | + | + |
5 | Ребристая доска | + | + | + | + | + |
6 | Дорожка с пуговицами | + | + | + | + | + |
7 | Точечный массаж | - | - | - | + | + |
8 | Умывание прохладной водой | + | + | + | + | + |
9 | Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры | - | + | + | + | + |
10 | Прогулка 2 раза в день | 1 раз в день | + | + | + | + |
11 | Коррекционная гимнастика | + | + | + | + | + |
12 | Сон без маечек | + | + | + | + | + |
13 | Соблюдение воздушного режима | + | + | + | + | + |
14 | Проветривание помещений | + | + | + | + | + |
15 | Световой режим | + | + | + | + | + |
Лечебно – профилактические и оздоровительные мероприятия в ДОУ
Профилактические прививки | Утренний прием на воздухе в теплое время года. |
Санитарное состояние в группах и в ДОУ | Облегченная форма одежды. |
Гимнастика для глаз | Общий массаж, пальчиковые игры, точечный массаж |
Режим проветривания и кварцевания | Ходьба босиком по массажным дорожкам в спальне до сна и после сна. |
Витаминотерапия | Обширное умывание в теплое время года. |
Дыхательная гимнастика | Профилактика плоскостопия на массажных дорожках. |
Чесночно – луковая ароматерапия. | Витаминотерапия на осенне-зимний период года для профилактики заболеваний (по графику) |
Воздушные ванны. | Песочная терапия для ладоней рук и стопы ног. |
Полоскание полости рта, горла водой и настоем трав (эвкалипт, шалфей, ромашка, чабрец). | Прием поливитаминов, настойки элеутерококка, шиповника для укрепления иммунитета(по графику) |
Профилактика сколиоза с помощью специальных упр. | Занятия с детьми в группе Здоровья |
Культурно – гигиенические процедуры | Организация системы двигательной деятельности детей |
Утренний фильтр в группах раннего возраста | Игры на эмоциональное равновесие детей. |
Для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям.
В ДОУ проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, с часто болеющими детьми. Педагогами ДОУ выполняются мероприятия по формированию правильной осанки и укрепления свода стопы у детей:
- специальные упражнения, используемые в ходе утренней гимнастики;
- комплексы физминуток;
- цикл коррекционных игр и упражнений, входящих в гимнастику после сна;
- комплексы игр и упражнений с различными предметами (палки, мячи, обручи, занятия с мячами-фитболами);
- водные и профилактические процедуры.
Оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей в условиях ДОУ:
- щадящий режим;
- рациональная дозировка нагрузки в ходе физкультурно-оздоровительной работы;
- комплекс дыхательных упражнений для повышения функциональной эффективности дыхательной системы;
- витаминотерапия.
Рекомендации родителям часто болеющих детей в домашних условиях:
- общая гимнастика с элементами дыхательных упражнений утром с последующим обтиранием водой с морской солью;
- солевые ванны по 20 минут при температуре 35-37 градусов;
- отвар шиповника в осенне-зимний период;
- кислородные коктейли;
- общий массаж 2 раза в год;
- поливитамины ежедневно.
В целом система работы по физкультурно-оздоровительному направлению выглядит следующим образом:
№ | Мероприятия | Группа ДОУ | Периодичность | Ответственный | ||||
Мониторинг | ||||||||
1. | Определение уровня физического развития. Определение уровня физической подготовленности детей | Все | 2 раза в год сентябрь, май | Старшая медсестра, воспитатели групп | ||||
2. | Диспансеризация | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в год | Специалисты детской поликлиники, старшая медсестра, врач | ||||
Двигательная деятельность | ||||||||
1. | Утренняя гимнастика | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп | ||||
2. | Физическая культура а) в зале б) на воздухе | Дошкольные группы | 3 раза в неделю 1 раз /1 раз/1 раз | Воспитатели групп | ||||
3. | Подвижные игры | Все группы | 2 раза в день | Воспитатели групп | ||||
5. | Гимнастика после дневного сна | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп | ||||
6. | Спортивные упражнения | Все группы | 2 раза в неделю | Воспитатели групп физинструктор | ||||
7. | Спортивные игры | Старшая, подготовительная группы | 1 раз в неделю | Воспитатели групп | ||||
8. | Физкультурные досуги | Все | 1 раз в месяц | Воспитатели групп | ||||
9 | Физкультурные праздники | Все | 2 раз в год | Воспитатели групп музыкальный руководитель | ||||
11. | День здоровья | Все группы | 1 раз в квартал | ст. медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели групп | ||||
12. | Каникулы | Все группы | 2 раза в год | Все педагоги | ||||
Профилактические мероприятия | ||||||||
1. | Витаминотерапия | Все группы | 2 раза в год | Ст. медсестра | ||||
2 | Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями) | Все группы | В неблагоприятные периоды (осень-весна), (возникновения инфекции) | Ст. медсестра | ||||
3. | Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляция, УВЧ по показаниям врача, КУФ по направлению врача | Все группы | В течение года | Старшая медсестра | ||||
4. | Фитонцидотерапия (чеснок, лук) | Все группы | В периоды возникновения инфекции | Воспитатели групп | ||||
5. | Фиточай (сертификаты, выданные аптекой) | Все группы, кроме ясельной | 2 раза в год | Ст. медсестра Воспитатели групп | ||||
6. | Профилактика плоскостопия | Все группы | В течение года | Ст. медсестра. Воспитатели во | ||||
Нетрадиционные формы оздоровления | ||||||||
1. | Музыкотерапия | Все группы | Использование музыкального сопровождения на занятиях изобразительной деятельности, физкультуре и перед сном | Музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель группы | ||||
2. | Воздействие на биологически активные точки детьми | Средняя группа | Использование минимассажера су-джок | Воспитатели группы | ||||
3. | Фитонцидотерапия (лук, чеснок) | Все группы | Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания | Ст. медсестра, младшие воспитатели | ||||
Закаливание | ||||||||
1. | Контрастные воздушные ванны | Все группы | После дневного сна, на физкультурных занятиях | Воспитатели, | ||||
2. | Ходьба босиком | Все группы | После сна, на занятии физкультурой в зале | Воспитатели, | ||||
3. | Облегченная одежда детей | Все группы | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели | ||||
4. | Мытье рук, лица, шеи прохладной водой | Все группы | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели | ||||
5. | Ходьба по сенсорным дорожкам. | Все группы | После сна | Воспитатели |
Деятельность сотрудников ДОУ в осуществлении
физкультурно-оздоровительной работы
Наименование должности | Содержание деятельности |
Заведующий | Создает необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием. Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других условий по охране жизни и здоровья детей. Обеспечивает медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий. Отвечает за проведение ремонта. Проводит обучение и инструктаж по технике безопасности. |
Старшая медсестра | Осматривает детей во время утреннего приема. Организует и контролирует приведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах. Осуществляет контроль за режимом дня. Оказывает доврачебную помощь. Наблюдает за динамикой физического развития детей. Проверяет организацию питания в группах. Следит за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения. Проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей. Следит за качеством приготовления пищи. |
Музыкальный руководитель | Способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Проводит музыкальные игры и хороводы с детьми. Занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, досугов, праздников. |
Воспитатели | Проводят утреннюю, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, физкультурные занятия, досуги, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия. Соблюдают режим дня. Следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего. Следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей. Проводят диагностику двигательных навыков совместно со старшим воспитателем. На педагогических советах отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий. Проводят просветительскую работу среди родителей и детей. |
Младшие воспитатели | Организуют проветривание группы, спальни, приемной, туалета. Соблюдают санитарно-гигиенические требования при мытье посуды, уборке в групповых комнатах. Оказывает помощь воспитателю в закаливающих и оздоровительных мероприятиях |
Завхоз | Обеспечивает правильную работу вентиляционных установок. Своевременно производит замену постельного белья. Регулирует тепловой и воздушный режим детского сада. Следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций. Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности. |
Повар | Своевременно готовит пищу в соответствии с режимом детского сада. Проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов. Обеспечивает строгое соблюдение срока реализации и условий хранения продуктов. |
Дворник | Содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему. Своевременно убирает снег и сосульки с крыши. Следит за состоянием ограждения территории детского сада. |
Сторож | Следит за дежурным освещением. Отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания. |
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Список литературы:
- Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Каштанова, Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие / Т.В.Каштанова. - М.: 2012 – 120 с.
- Крылова, Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М.Н.Кузнецова. - М.: АРКТИ, 2010 – 64 с.
- Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ / О.Н.Моргунова. - Воронеж, 2011 – 127 с.
- Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / И.В. Чупаха. - М: 2013 - 143с.
- Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование методической работы по физо
необходимо планировать не только работу с детьми,но так же планировать и свою методическую работу...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
методическая разработка по физо
Актуальность проекта: Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить ребенка сильным, крепки...
Методическая разработка по ФИЗО. "Учим кошечку быть здоровой"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...