Воспитание КГН у детей
рабочая программа ( группа) на тему

Кувалдина Ольга Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей .

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе  разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей,  и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события  и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Календарно-тематический план

Период

Собственно образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Познавательное развитие. Тема «Наша группа».

Задачи: 
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
– развивать чувство любви и гордости за свою группу;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
Празднование дней рождения в группе.

Игровые ситуации для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуации для обсуждения: 
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Анкетирование родителей

Октябрь

Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель:формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Празднование дней рождения в группе (регулярно).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь

Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать по алгоритму; 
– воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь

Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Январь

Познавательное развитие. Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

 

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Февраль

Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март

Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).  Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Апрель

Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май

Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

3. Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома.
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома.
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

4. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.

Способы фиксации данных обследования

  • Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга:  2 раза в года (на начало и конец года).

Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Имя, фамилия ребёнка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 
1.       Мыть лицо, уши, руки 
2.       Закатать рукава; 
3.       Смочить руки; 
4.       Взять мыло, намыливать до появления пены; 
5.       Смыть мыло; 
6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 
7.       Пользоваться расческой. 
 Навыки опрятной еды включают умение: 
1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2.       Не крошить хлеб; 
3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4.       Не разговаривать с полным ртом; 
5.       Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6.       Благодарить; 
7.       Пользоваться только своим прибором. 
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 
1.       Расстегнуть пуговицы; 
2.       Снять платье (брюки); 
3.       Аккуратно повесить; 
4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
5.       Снять обувь; 
6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
7.       Надеть в обратной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»

Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...