ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «РУЧЕЁК» (НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)
материал (старшая группа) по теме
создание условий для физического развития детей старшего дошкольного возраста через народные подвижные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_fizkulture.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Демаринское МКДОУ ОРВ Д/С №18 «Ёлочка»
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«РУЧЕЁК»
(НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)
Руководитель: Ашихмина.М.А.
Народные подвижные игры.
Значение и место народных игр в физическом воспитании.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Н.К. Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. Она подчеркивала «В игре развиваются силы ребёнка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, Совершенствуется ориентировка в пространстве
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.
Организация и проведение народных игр.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Ни часто считалками, жеребьёвками, потешками. В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой,
Выбираешь какого коня
Сивого или златогривого?»
Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды и начинается игра.
Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по - разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Организация работы кружка:
Занятия кружка проводятся 4 раза в месяц
Пятница: 15.30 – 16.00
Продолжительность занятия:
25 – 30 минут (подготовительная группа)
Количество занятий в год: 35
Списочный состав:
Васильева Алина
Гладких Саша
Давыдова Ксюша
Ишмухаметов Давлетбай
Маматкулова Динара
Мерзляков Андрей
Новикова Карина
Нуждин Дима
Пузырева Александра
Пьянов Никита
Цель: создание условий для физического развития детей старшего дошкольного возраста через народные подвижные игры.
Задачи:
- накопление детьми материала по устному народному творчеству (считалки, скороговорки, потешки и так далее)
- развитие умения детей рассказывать содержание и объяснять правила игры
- воспитание нравственных качеств , дружеского отношения к этнокультурным традициям других народов Южного Урала
- разучивание народных игр Южного Урала
- развитие умения старших дошкольников играть в народные игры самостоятельно
- укрепление здоровья детей;
- создание картотеки «Народные подвижные игры».
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- слушание русских народных песен, сказок, прибауток, потешек;
- участие детей и их родителей в тематических праздниках и развлечениях;
- изготовление пособий для игр с привлечением родителей.
Планируемый результат:
Дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. Дети будут относиться доброжелательно к этнокультурным традициям разных народов Южного Урала.
Дети будут знать:
- материал по устному народному творчеству (считалки, скороговорки, потешки и так далее)
- народные праздники жителей Южного Урала.
- народные игры Южного Урала
уметь:
- рассказывать содержание и правила игры.
- играть и организовывать игры самостоятельно.
- уметь взаимодействовать с другими детьми в процессе игры.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников, воспитатель подбирает репертуар к играм, праздникам, другие педагоги принимают участие в развлечениях в роли персонажей.
Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов.
Планирование работы: Осень.
месяц | задачи | игры | Пословицы, Поговорки, считалки | Сотрудничество с другими специалистами и родителями |
сентябрь | Вспомнить уже знакомые народные игры. Выучить башкирскую игру «юрта» и русские игры «гори ясно», «ворон» | Русские: «гори ясно» «ворон» «солнце» «теремок» Татарские: «серый волк» «продаем горшки» Башкирские: «юрта» | Холоден сентябрь, да сыт. Батюшка сентябрь не любит баловать. В сентябре и лист на дереве не держится. Холоден сентябрь, да кормить горазд. Считалки: - Заяц серый, Куда бегал? - В лес зелёный. - Что там делал? - Лыки драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион! - Поди вон | Воспитателям закреплять игры на прогулке. Разучить с детьми две - три считалки. Обсуждение в группе пословиц и поговорок. |
октябрь | Закрепить ранее изученные игры. Выучить башкирскую игру «липкие пеньки» и русскую игру «золотые ворота» Дать детям представление о великом празднике – Покров. | Русские: «золотые ворота» «Сова» «Черешки» «Баба Яга» Татарские: «Скок-перескок» Башкирские: «юрта» «липкие пеньки» | Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит. Плачет октябрь холодными слезами. В октябре на одном часу и дождь и снег. Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. Считалки: Конь ретивый | Организовать с воспитателями праздник «Покров» 11 октября день Ильи Муромца. Читать в группе и с родителями дома о былинном герое. Закреплять игры на прогулке, использовать считалки. |
ноябрь | Закрепление ранее изученных игр. Разучивание башкирской игры «жмурки в кругах» и татарской – «Хлопушки». Дать детям представление о празднике – Кузьминки. | Русские: «Медведь» «Угадай, кто зовет» «Репка» «Сороконожка» «Ловушка» Татарские: «Займи место» «Хлопушки» Башкирские: «липкие пеньки» «жмурки в кругах» | В ноябре зима с осенью борются. Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. В ноябре снегу надует — хлеба прибудет. Считалки: Тинцы-бринцы, бубенцы, | Совместно с воспитателями познакомить детей с календарным праздником Кузьминки и традициями этого праздника. Обсуждение в группе пословиц и поговорок. Выучить считалку: Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. |
Планирование работы: Зима.
месяц | задачи | игры | Пословицы, Поговорки, считалки | Сотрудничество с другими специалистами и родителями |
декабрь | Закрепить ранее изученные игры. Познакомиться с новой русской игрой «У тетушки Натальи» и «дед Мороз» Дать представление детям о татарском празднике Нардуган. | Русские: «У тетушки Натальи» «дед Мороз» «Обеги круг» Татарские: «лисички и курочки» Башкирские: «жмурки в кругах» «юрта» | Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет. Считалки: Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела | Воспитателям подготовить материал о татарском празднике Нардуган. С детьми разучить новые считалки. Обсуждение в группе пословиц и поговорок. |
январь | Закрепление ранее изученных игр. Ознакомление с башкирской игрой «Медный пень». Дать представление детям о Рождестве и Святках и Крещении (не вдаваясь в религиозную подоплеку) | Русские: «два мороза» «горелки» «Огуречик» «У тетушки Натальи» Татарские: «татарский хоровод» «Перехватчики» Башкирские: «липкие пеньки» «Медный пень» | Январь—году начало, зиме середка. Январь-батюшка год начинает, зиму величает. Месяц январь — зимы государь. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. В январе и горшок на печи замерзает. Январь — весне дедушка. Считалки: На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной, Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей. | Воспитателям дать представление о праздниках: Рождество, Святки, Крещение. (не углубляясь в религию) Совместно с воспитателями организовать Святочные посиделки. Обсуждение в группе пословиц и поговорок. |
февраль | Закрепление ранее изученных игр. Ознакомление с русскими играми «бабка Ежка» и «чурилки» и татарской «скок- перескок». В конце месяца дать представление детям о Масленице. | Русские: «дед Мороз» «бабка Ежка» «водяной» «чурилки» Татарские: «скок- перескок» «хромая курица» Башкирские: «жмурки в кругах» | Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый. Январю — батюшке — морозы, февралю — метели. Февраль силен метелью, а март капелью. Февраль зиму выдувает, а март ломает. Февраль строит мосты, а март их ломает. Февраль богат снегом, апрель — водою. Считалки: Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Оказалась впереди, Кто не верит – выходи! | Обсуждение в группе пословиц и поговорок. Провести подготовку к празднованию Масленицы. Выучить считалку: Шёл утёнок по дорожке, |
Планирование работы: Весна.
месяц | задачи | игры | Пословицы, Поговорки, считалки | Сотрудничество с другими специалистами и родителями |
март | Закрепить ранее изученные игры. Ознакомление с русскими играми «Колпачок» и «Дедушка». Расширить знания детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели. | Русские: «колпачок» «Дедушка» «золотые ворота» «Круги» «удочка» Татарские: «спутанные кони» Башкирские: «Медный пень» | В марте — апреле зима сзади и спереди. И в марте мороз на нос садится. Март — не весна, а предвесенье. Иногда и март морозом хвалится. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Пришел марток — надевай семеро порток. В марте курица из лужицы напьется. В марте вода, в апреле трава. Считалки: Шёл баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмёт, Тот водить пойдёт! | Совместно с воспитателями провести масленичную неделю, привлечь к празднованию родителей. Закреплять игры на прогулке, использовать считалки. |
апрель | Закрепить ранее изученные игры. Познакомиться с русскими играми «верба-вербочка» , «кондалы», с башкирской игрой «Стрелок» Познакомить детей с праздниками Пасха и Каргатуй. | Русские: «кондалы» «верба-вербочка» «ручеек» «почта» Татарские: «продай горшок» «тимербай» Башкирские: «медный пень» «Стрелок» | Апрель водою славен. Апрель всех напоит. Апрельские ручьи землю будят. Апрель с водою — май с травою. Мокрый апрель — хорошая пашня. Где в апреле река, там в июле лужица. Апрель открывает ключи и воды. Считалки: Уж как зоренька-заря Русы косыньки плела. Кто те косы расплетёт, Первый кон водить идёт! | Совместными усилиями организовать весенние русско- татарские посиделки. Дать детям представление о Пасхе и Каргатуе. Выучить считалку: Ехал белый парохад, |
май | Закрепить ранее изученнные игры. Познакомиться с русской игрой «Никанориха». Провести мониторинг. | Русские: «У дядюшки Трифона» «Жмурки» «Третий лишний» «Никанориха» «веревочка» «солнышко- ведрышко» Татарские: «татарский плетень» Башкирские: «липкие пеньки» | Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Майская травка и голодного кормит. Одна майская роса коням лучше овса. Малая птичка соловей, а знает май. Дождь в мае хлеба подымает. Считалки: Конь ретивый | Совместно с воспитателями определить знание детей, посещающих кружок, народных игр Южного Урала. Закреплять игры на прогулке, использовать считалки. |
Картотека татарских народных игр
Серый волк (Сары буре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
— Вы, друзья, куда спешите?
— В лес дремучий мы идем
— Что вы делать там хотите9
— Там малины наберем
— Вам зачем малина, дети?
— Мы варенье приготовим
— Если волк в лесу вас встретит?
— Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
— Соберу я ягоды, и сварю варенье,
— Милой моей бабушке будет угощенье
— Здесь малины много, всю и не собрать,
— А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.
Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.
Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Продаем горшки (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Покупай
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Скок-перескок (Кучтем-куч)
На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Хлопушки (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Займи место (Буш урьш)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока арекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу-
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Ловишки (Тотыш уены)
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
Жмурки (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
Перехватчики (Куышу уены)
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что ней не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
Тимербай
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
Кто дальше бросит? (Ыргыту уены?)
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Мяч по кругу (Теенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Сутанные кони (Тышаулы атлар)
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
Картотека башкирских народных игр
Юрта (Тирмэ)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Медный пень (Бакыр букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: "Раз, два, три - беги" - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Палка-кидалка (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
Стрелок (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды "Сесть!" присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Картотека русских народных игр
«Гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
«Теремок»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход игры: Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
«Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры: Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры: Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли, Мы к тебе пришли, медку принесли. | «Медведь» ходит вперевалочку. |
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду. | |
Медведь, медведь, получай-ка мёд, Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? | «Медведь» кушает мед. |
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Репка»
Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игры
Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры: Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! - Ой, промокнут сорок лап! | - Идут «паровозиком» пружинным шагом. - лёгкий бег. |
Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу. | Идут, высоко поднимая ноги - стоя, трясут правой ногой - левой ногой |
Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом, - Ой, какой от лапок гром! | - Идут «паровозиком» пружинным шагом. - Идут топающим шагом |
«Ловушка»
Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры: Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок, Выходи-ка на лужок, То прыжком, то бочком, Топай, топай каблучком. |
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
«Обеги круг»
Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.
«Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры: Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
«Кто у нас хороший?»
Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий. | Ванечка выполняет пружинку с поворотом. |
На коня садится – Конь завеселится. Плеточкой помашет – Конь под ним запляшет. | Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги. |
Мимо сада едет – Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают. | Двигается по кругу галопом. |
К дому подъезжает, Со коня слезает, Со коня слезает – Олечка встречает. | Выбирает девочку. |
Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
«Две тетери»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры: Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник». Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу..
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:
Прилетели две тетери,
Поклевали - Тетери клюют
Улетели … - Улетают.
Ш-ш-ш-ш -
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев. «Охотник» догоняет «тетерев».
«Жучки»
Ход игры: Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:
По дороге жук, жук, По дороге черный, Посмотрите на него – Вот какой проворный. | Дети бегут на носочках. «Жуки» летают. |
Он на спинку упал, Лапками задрыгал, Крылышками замахал, Весело запрыгал. | Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются. |
По дороге жук, жук, По дороге черный, Посмотрите на него – Вот какой проворный | «Жуки» летают. |
С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».
«Васька - кот»
Ход игры: Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.
Ходит Васька серенький, Хвост пушистый беленький, Ходит Васька кот. | Дети идут по кругу вправо. Васька – влево. |
Сядет, умывается, Лапкой умывается, Песенки поет. | Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг. |
Дом неслышно обойдет, Притаится Васька кот, Серых мышек ждет. | Дети идут вправо, кот – влево. |
Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.
«Подними ладошки»
Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.
Ход игры: Дети стоят по кругу и поют:
Подними ладошки выше И сложи над головой. Что вышло? Вышла крыша, А под крышей мы стобой! | Дети складывают руки над головой. |
Подними ладошки выше А потом сложи дугой. Кто же вышел? Вышли гуси – вот один, а второй другой. | Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук. |
Подними ладошки выше И сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и прямой. | Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской». |
«У тетушки Натальи»
Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.
Ход игры:
У тетушки Натальи Было семь цыплят 2 раза Пи-пи, пи-пи-пи! Так они кричат. 2раза | Дети идут по кругу. Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх. |
У тетушки Натальи Было семь утят 2 раза Кря-кря, кря-кря-кря! Так они кричат. 2раза | Дети удит по кругу. Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед. |
У тетушки Натальи Было семь гусят 2раза Га-га, га-га-га! Так они кричат. 2раза | Дети идут по кругу. Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики» |
У тетушки Натальи Было семь котят 2раза Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу! Так они кричат. 2раза | Дети идут по кругу. Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки. |
У тетушки Натальи Было семь козлят 2 раза Бе-бе,бе-бе-бе! Так они кричат. 2раза | Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове) |
У тетушки Натальи Было семь щенят 2раза Гав-гав, гав-гав-гав! Так они кричат. 2раза | Руками показывают возле головы «ушки». |
У тетушки Натальи Было семь внучат 2 раза Ля-ля, ля-ля-ля! Так они кричат. 2раза | Дети хлопают в ладоши. |
«Скок - поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Скок – скок, поскок, Молодой дроздок. | Продвигаются вперед прыжками. |
По водичку пошел, Молодичку нашел. | Идут мягким шагом. |
Молодиченька Невеличенька. | Сужают круг. |
Сама с вершок, Голова с горшок. | Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом. |
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
«Зайка»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
Ход игры:
Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит. | Сидят. «Ушки» |
Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп – 2 раза Надо лапочки погреть. | Стоят, хлопают в ладоши. |
Зайке холодно стоять, Надо Зайке поскакать Скок, скок, скок, скок Надо Зайке поскакать. | Прыгают на двух ногах. |
Взрослый: Зайку кто-то испугал.
Дети убегают на места.
«Гуси, вы гуси»
Ход игры: Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.
«Волк» и «гусенок» следят в стороне.
Дети | Гуси, вы гуси, Серые гуси. | Идут к гусям – 4 шага. Отходят назад – 4 шага |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Идут к детям – 4 шага Идут обратно – 4 шага |
Дети | Где вы бывали, Кого вы видали? | Идут вперед, Идут назад |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Идут вперед, Идут назад |
Дети | Мы видали волка, Он нес гусенка. | Идут вперед «Волк с гусенком» пробегают мимо детей. Идут назад. |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Идут вперед, Идут назад |
Дети | Щиплите вы волка, Спасайте гусенка. | Идут вперед, Идут назад |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Повторяют движения детей |
С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».
«Курочки и петушок»
Ход игры:
Курочки: | Как у наших у ворот Петух зернышки клюёт – 2 раза К себе курочек зовет. |
«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит: | |
Петушок: | Вы пеструшечки, вы хохлушечки, Я нашел для вас орех, Разделю орех на всех По крупиночке, по восьминочке. Ку-ка-ре-ку! |
«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит: | |
Петушок: | «Ку-ка-ре-ку!» |
Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли. Мы к тебе пришли, медку принесли. | «Медведь» ходит вперевалочку. |
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду: | |
Медведь, медведь, получай-ка мед, Получай-ка мед, угадай, кто зовет? | «Медведь кушает мед». |
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры: Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Дедушка»
Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.
Ход игры: Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:
Уж ты дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
«Колпачок» (паучок)
Ход игры: Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. | |
Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: | |
Танцуй, танцуй, Сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! | Водящий кружится с закрытыми глазами. |
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Картотека считалок
- Заяц серый, Куда бегал? - В лес зелёный. - Что там делал? - Лыки драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион! - Поди вон | Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела | Шёл баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмёт, Тот водить пойдёт! |
Конь ретивый | На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной, Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей. | Уж как зоренька-заря Русы косыньки плела. Кто те косы расплетёт, Первый кон водить идёт! |
Тинцы-бринцы, бубенцы, | Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Оказалась впереди, Кто не верит – выходи! | Ходит матушка – весна, По полям, лесам одна. Первый раз прощается, Второй – запрещается, Третий раз – разобью я вас! |
Шел баран Горам. | Все встают — раз солнце встало, Кто-то — нос под одеяло. Все — гурьбою на зарядку, Кто-то нежится украдкой. Все торопятся умыться, Кто-то холода боится. И, по совести выходит - Этот кто-то нынче водит. | Аты – баты – шли солдаты, Аты – баты – на базар. Аты – баты – что купили? Аты – баты – самовар! Аты – баты – сколько стоит? Аты – баты – три рубля! Аты – баты – кто выходит? Аты – баты – ты и я! |
Таракан дрова рубил, Себе голову срубил. Комар воду возил, В грязи ноги увозил. Его мухи выдирали, Животы все надорвали. | В синем море – окияне Золотой корабль плывёт, А на острове Буяне Тёмный – тёмный лес растёт. Станем думать да гадать, Как нам сосны сосчитать? | Зимний вечер темен, долог, Сосчитаю сорок ёлок. Скину шубу на снежок, Все пожалуйте в кружок, И кому из нас водить – Должен шубку перешить. |
На дороге, у развилки, Повстречались две дразнилки. Повстречались, подразнились, Не сдержались — и сцепились! Прибежали разнималки - Помешали перепалке. И к развилке на кобыле Прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка: Раз-два-три-четыре-пять- Хорошо друзей считать! | По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. А теперьвопростаков: Сколько было петухов? И узнать я был бы рад Сколько было поросят? Ты сумел найти ответ? До свиданья, всем привет! | Я вошел в тенистый бор И увидел мухомор, Сыроежку, зеленушку, Розоватую волнушку, Боровик, моховик, ежевик, Два опенка, два сморчка, Три масленка, два строчка. Ну а ты, шампиньон, Выходи из круга вон! |
Мы пришли на именины Нашей тёти Мандолины, Сосчитай-ка, сколько нас: Балалайка, контрабас, Скрипка, флейта и гобой, Барабан с большой трубой, Две гитары, ксилофон… Сосчитай и выйди вон! | Высоко – превысоко Бросил меч я свой легко, Выше дома, выше крыши, Облаков высоких выше. Но упал мой меч с небес, Закатился в тёмный лес… Раз, два, три, четыре, пять, Я иду его искать! | Как-то ночью, Покинув лесные кроватки, Приведенья – малышки Затеяли прятки. Посчитались меж собой: «Раз, два, три! Ага, ты остался, Давай-ка води!» |
Демаринское МКДОУ ОРВ д/с №18 «Ёлочка»
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
КРУЖКА «РУЧЕЕК»
Подготовительная группа
Руководитель: Ашихмина Марина Александровна
2014/ 2015 учебный год
2014 / 2015 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
№ | Ф.И.РЕБЁНКА | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Васильева Алина |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Гладких Саша | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Давыдова Ксюша | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Ишмухаметов Давлетбай | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Маматкулова Динара | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Мерзляков Андрей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Новикова Карина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Нуждин Дима | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Пузырева Александра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Пьянов Никита | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИСУТСТВУЕТ: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТСУТСТВУЕТ: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Подвижная игра как основной стимулятор к физической активности в развитии детей дошкольного возраста."
В предложенном материале излагается план по самообразованию, который был разработан мною по подвижным играм....
Опыт работы по теме: «Оздоровительные подвижные игры и упражнения»
Материал из опыта работы с детьми коррекционно - развивающей группы старшего дошкольного возраста, с нарушением осанки и плоскостопия....
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих пра...
инструментарием проведения всех форм работы по физическому воспитанию. Подвижные игры математического содержания Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль В соответствии с требованиями приор
ИНСТРУМЕНТАРИЕМ ВСЕХ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЯВЛЮТСЯ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МАМТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ СТАЛИ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖДАНИЕМ....
План самообразования на тему "Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка"
План самообразования на тему "Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка"...
План работы по самообразованию «Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»
План работы по самообразованию «Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»...